Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1) МКОУ «Пионерская СОШ» разработана в соответствии с основными направлениями образовательной политики России, определенными нормативными документами.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - АООП НОО для обучающихся с
ТНР) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации
по созданию адаптированной программы начального общего образования для
обучающихся с ТНР и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В
соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" АООП для обучающихся с ТНР
включает набор учебно-методической документации, которая определяет
наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного
разделов программы начального общего образования.
На основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
и АООП для обучающихся с ТНР образовательная организация может разработать АООП
НОО с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями
речи. Образовательной организации, реализующей АООП НОО для обучающихся с ТНР,
целесообразно использовать АООП как документ, определяющий стратегию
образовательной деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой
вариант представления адаптированной программы начального общего образования не
предполагает механического, формального её копирования. Это связано с тем, что
при создании своей адаптированной программы начального общего образования
образовательная организация должна учитывать следующие требования:
- программа строится с учетом
особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития,
структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учётом
особенностей социально-экономического развития региона, специфики
географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и
истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы
обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативных речевым развитием или в
условиях специального коррекционного класса или школы);
- при подготовке программы учитываются
статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические
психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических
функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной
деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого
обучающегося;
- при необходимости программа начального
общего образования предполагает создание индивидуальных учебных планов,
особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с
различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения)
или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с
особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);
- обязательным требованием является учёт
запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов
внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации;
- образовательная организация обязана
обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение
санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учётом
современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны
требования к обучению в дистанционном режиме.
АООП НОО для обучающихся с ТНР построена в соответствии с логикой представления образовательной организацией АООП НОО и раскрывает возможный вариант наполнения следующих разделов: целевой, содержательный, организационный.В основу разработки АООП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.