МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования и молодежной политики
Талицкого городского округа
МКОУ «Пионерская СОШ»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАН
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель
Заместитель директора
Директор
ШМО
по УР
_________________
___________________
Васильева СВ
Васильева С.В.
Протокол № 5 от «28»
Приказ № 2808-1 от
Приказ № 2808-1 от
августа2025 г.
«28» августа 2025 г.
«28» августа 2025 г.
______________
Рычков Н.А.
Адаптированная рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Биология»
7 класс
п. Пионерский
2025г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 12
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем
мире,
умения
ориентироваться
в
мире
растений,
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений;
− формирование
умений и навыков практического применения
биологических знаний: приемам выращивания и ухода за растениями,
использованию знаний для решения бытовых и экологических проблем;
− формирование
навыков
правильного
поведения
в
природе,
3
способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие
познавательной
деятельности,
обучение
умению
анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к
обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости,
расширять лексический запас,
развивать связную речь и другие
психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе
определяет следующие задачи:
− формирование
у
обучающихся
представленийоб
особенностях
природы, условиях произрастания разных видов растений;
− формирование представлений об органах цветкового растения; их
значении в жизни растений;
− формирование представлений о группах растений по месту их
произрастания, особенностях их внешнего строения, биологических
особенностях, практическом применении растений;
− формирование
умения
называть
и
показывать
на
иллюстрациях и узнавать в природе изученные культурные и дикие
виды растений;
− формирование умения применять полученные знания и
сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями,
выращивание рассады);
− формирование
знаний
правил
поведения
в
природе;
взаимосвязей между природными компонентами, природой и
человеком.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается
в 7 классе с раздела «Растения», в котором все растения объединены в
группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое
структурирование
обучающимися
материала
с
умственной
более
доступно
отсталостью
для
понимания
(интеллектуальными
нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы,
такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные
растения».
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
− репродуктивный
метод
(воспроизведение
и
применение
информации);
− метод проблемного изложения материала (постановка проблемы и
показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский
метод
(учитель
направляет,
обучающиеся
самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических
работ, опытов; в ходе проведения экскурсий).
5
Содержание разделов
№
п/п
Название
раздела, темы
Количест
во часов
Контрольн
ые
работы
1.
Введение
1
2.
Общее знакомство с цветковыми
16
1
растениями
3.
Растения леса
14
1
4.
Комнатные растения
7
1
5.
Цветочно- декоративные растения
6
1
6.
Растения поля
6
1
7.
Овощные растения
9
1
8.
Растения сада
9
1
68
7
Итого:
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
владение
социального
навыками
коммуникации
взаимодействия
при
и
принятыми
выполнении
нормами
практических
и
лабораторных работ в классе и на пришкольном участке;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к живой
и неживой природе;
формирование бережного отношения к истории и культуре других
народов, природным и культурным достопримечательностям страны;
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
участия
в пропаганде
сохранения
окружающей среды, бережного
отношения к природе;
формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
− называть общие признаки изученных групп растений, условия их
произрастания;
− описывать
особенности
внешнего
вида
изученных
растений,
называть основные части цветкового растения;
− использовать биологические знания в повседневной жизни;
− выполнять совместно с учителем практические работы;
− владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях
контакта с ядовитыми видами растений;
− соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
7
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений ;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные
природные
объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять
практические
работы
самостоятельно
или
предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
8
3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения
всего
программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
меж предметные и внутри предметные связи, творчески применяет
полученные знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с
помощью
дополнительных
вопросов
учителя,
соблюдает
культуру
письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4»ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутри предметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала
на уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает
грубые
или
несколько
негрубых
ошибок
при
воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает
9
основные правила культуры письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Оценка «2»неставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
− наблюдение проведено самостоятельно;
−
частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3»:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2»неставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
10
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2»не ставится.
11
№
Тема урока
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во часов
IV.
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
1
Повторение основных
Рассказывают о значении
Показывают на рисунках
Многообразие
сведений о неживой и
растений для человека.
и называют растения
растений.
живой природе.
Рассказывают по рисункам,
разных размеров, формы,
Цветковые и
Разнообразие размеров,
как человек использует
мета произрастания, о их
бесцветковые
форм, места
растения. Выполняют
значении и охране.
растения
произрастания растений
работу в тетради на
Рассказывают о роли
печатной основе
растений в жизни
Введение – 1час
1.
Введение.
животных и человека, о
значении растений и их
охране
Общее знакомство с цветковыми растениями- 16 ч
2.
Общие сведения о 1
Формирование знаний об Называют части растения
Находят и называют
12
цветковых
органах цветкового
по рисунку, выполняют
части цветкового
растениях.
растения
задания в рабочей тетради
растения на примере
Культурные и
(подписывают части
живого образца.
дикорастущие
растения на рисунке)
Выполняют задания по
растения.
плану лабораторной
Лабораторная
работы.
работа: «Органы
Работают со схемами,
цветкового
рисунками, выполняют
растения»
задания в рабочей
тетради, делают вывод о
строении цветкового
растения, значении
каждой части для
растения
3.
Подземные
органы растения.
Корень
1
Формирование знаний о
Называют и показывают по
Показывают на растении
строении корня
рисунку в рабочей тетради
подземную его часть.
подземные части растения,
Раскрашивают части
раскрашивают части корня
корня растения на
13
рисунке.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
подписывают названия
корневых систем на
рисунке.
Работают со схемами,
заполняют таблицу:
записывают из чего
развиваются разные виды
корней
4.
Образование
Формирование знаний о
Называют виды корней,
Показывают на растении
корней. Виды
видах корней, корневых
раскрашивают главный,
и называют виды корней.
корней.
волосках
боковые и придаточные
Называют значение
Практическая
корни. Показывают на
корневых волосков.
работа:
рисунках. Под
Называют корень, как
образование
руководством учителя
орган цветкового
придаточных
выполняют практическую
растения, его значения
1
14
корней
работу: образование
для растения. Выполняют
(черенкование
придаточных корней
практическую работу:
стебля)
образование
придаточных корней.
Делают вывод, что
придаточные корни
отрастают от стебля и
листьев; о значении их
для роста растений,
использовании
человеком.
В рабочей тетради
подписывают виды
корней; записывают в
таблицу примеры
растений с разными
корневыми системами
5.
Значение корня в
1
Закрепление знаний о
Показывают на рисунках
Повторяют и называют
15
жизни растений.
разнообразии корней,
корнеплод свеклы, моркови; виды корнеплодов.
Видоизменения
корнеплодах и клубнях
корнеклубень георгины.
Показывают в натуре и
Рассказывают об
называют
использовании
видоизмененные корни
видоизмененных корней
(корнеплод, клубень).
человеком
На примерах растений
корней
называют видоизменения
корней, использовании
их человеком.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
заполняют таблицу,
записывают примеры
растений с разными
видоизмененными
корнями
6.
Стебель.
Строение стебля
1
Формирование знаний о
Рассматривают и
Показывают побег и
строении и образовании
показывают на рисунках
стебель растения на
16
стебля, положении стебля стебель, называют части
натуральных объектах,
в пространстве
стебля; называют, из чего
называют виды стеблей,
образуется стебель, что
из чего образуется
называется побегом.
стебель. Называют, что
Рассказывают о положении
стебель с листьями и
стебля в пространстве
почками это побег.
(плети, усы)
Перечисляют функции
стебля.
Приводят примеры о
разнообразии стеблей
растений, называют
растения с разным
положением стебля в
пространстве.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
подписывают на рисунке
части побега; делают
17
вывод, что он вырастает
из зародышевого
стебелька
7.
Строение
Формирование знаний о
Называют по рисунку слои
древесного
строении древесного
стебля древесного растения. слои стебля древесного
стебля. Значение
стебля, значении стебля в
Раскрашивают слои
растения. Выполняют
стебля в жизни
жизни растения
древесного растения на
задания в рабочей
рисунках. Рассказывают о
тетради: записывают
значении стебля в жизни
последовательность
растений. Выполняют
расположения слоев в
задание в рабочей тетради:
стебле растения.
подписывают названия
Называют значение
слоев стебля
каждого слоя стебля.
растений
1
Называют по таблице
Сравнивают стебли
древесных и травянистых
растений, находят
признаки сходства и
отличи; делают вывод,
18
чем различаются стебли
древесных и травянистых
растений.
Составляют рассказ:
какую работу выполняют
стебли травянистых и
древесных растений
8.
Разнообразие
стеблей.
1
Формирование знаний о
Называют по рисункам
Приводят примеры о
разнообразии стеблей
разнообразные стебли
разнообразии стеблей
(травянистый, древесный),
растений, показывают на
укороченный. Показывают
растениях. Сравнивают
и называют по рисункам
разные виды стеблей,
растения с прямостоячим,
находят черты сходства и
ползучим, цепляющимся,
отличия. Называют,
вьющимся, стелющимся
какое значение в природе
стеблями. Выполняют
имеет разнообразие
задание в рабочей тетради:
стеблей растений.
подписывают рисунки с
Выполняют работу в
19
разнообразными стеблями
рабочих тетрадях:
подписывают на
рисунках виды стеблей и
названия растений
9.
Лист. Внешнее
Формирование знаний о
Называют по рисунку части
По гербариям, рисункам,
внешнем строении листа
листа (листовая пластинка,
натуральным объектам
Простые и
черешок), как
находят и называют
сложные листья.
прикрепляется лист к
части листа, способы их
Лабораторная
стеблю; называют простые
прикрепления к стеблю,
работа «Внешнее
и сложные листья,
типы жилкования,
строение листа»
рассматривают
простые и сложные
расположение жилок на
листья. Приводят
листовой пластинке.
примеры растений.
Рассказывают о
Сравнивают листовые
разнообразии листьев,
пластинки, находят черты
формах листовых
сходства и отличия,
пластинок.
называют отличительные
Под руководством учителя
признаки листовых
строение листа.
1
20
выполняют лабораторную
пластинок, делают вывод
работу, выполняют задания
об их разнообразии.
в рабочей тетради (рисунки
Выполняют
листовых пластинок,
лабораторную работу,
подписи простых и
задания в рабочей
сложных листьев)
тетради (работают с
гербариями,
натуральными
объектами, рисунками);
делают вывод о
разнообразии листьев,
приводят примеры,
показывая их
разнообразие на
растениях и гербариях;
рисуют разные по форме
листья растений,
подписывают простые и
21
сложные листья на
рисунках в рабочей
тетради.
.
Значение листьев
1
Формирование знаний об
Называют, из каких
Проводят исследование:
в жизни растения-
образовании питательных веществ состоит растение;
из каких веществ состоит
образование
веществ в листьях
по рисунку учебника
растение. Используя
питательных
растений, значении этого
называют условия, которые
рисунок, составляют
веществ в листьях
явления для растений
необходимы для
рассказ, как образуются
на свету,
образования органических
органические вещества в
испарение воды
веществ в листьях;
листьях. Делают вывод о
листьями.
рассказывают, какое
значении для растения
Демонстрация
значение листьев в жизни
образование крахмала,
опыта
растения; какое значение
условиях, необходимых
образование
для растения имеет
для образования
крахмала в
испарение воды.
органических веществ и
листьях растений
Выполняют задания в
испарения воды;
на свету
рабочей тетради
заполняют таблицу.
Выполняют задания в
22
рабочей тетради:
сравнивают питание и
дыхание, делают вывод и
записывают его
11.
Дыхание
Формирование знаний о
По рисункам называют
Сравнивают процессы
дыхании растений
газы, которые лист
дыхания и питания листа
веществ у
поглощает и выделяет при
по таблице. Делают
растений.
дыхании; как происходит
вывод, одинаковые это
Листопад и его
дыхание и питание
процессы или
значение
растения. Рассказывают о
противоположные;
значении листопада для
объясняют понятие
растений
«обмен веществ» у
растений. Обмен
1
растений. Рассказывают о
значении листопада в
жизни растений.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
обозначают правильные
23
ответы в тексте, каково
значение листопада для
растений
12.
Цветок. Строение
Формирование знаний о
Называют части цветка по
Узнают и показывают на
строении цветка
рисунку, подписывают и
схематических рисунках
Лабораторная
раскрашивают в разные
и натуральных объектах
работа: «Строение
цвета части цветка.
части цветка, читают
цветка»
Выписывают новые
названия, подписывают
термины- название частей
на схемах в рабочих
цветка в тетрадь. Под
тетрадях; сравнивают
руководством учителя
строение цветков двух
выполняют лабораторную
растений, называют
работу «Строение цветка»
черты сходства и
цветка.
1
различия, признаки
сходства и различия
записывают в таблицу
рабочей тетради.
Выполняют задания
24
лабораторной работы в
рабочей тетради.
Отвечают на вопросы:
что образуется из каждой
части цветка; называют
признаки разнообразия
цветков.
13.
Виды соцветий.
Формирование знаний о
Называют по рисункам и
Называют виды
Опыление
видах соцветий, способах
описывают внешний вида
соцветий, находят
цветков.
опыления цветков,
разных соцветий,
образцы в природе, в
Образование
образовании плодов и
рассказывают, как выглядит гербариях. Сравнивают
плодов и семян
семян
соцветие корзинка, как
соцветия разных
располагаются цветки в
растений, находят
колосе. Рассматривают на
отличительные признаки.
рисунках схемы опыления
Сравнивают соцветия
растений, образования
разных растений, находят
плодов и семян.
отличительные признаки,
Рассказывают о значении
делают вывод о значении
1
25
соцветий в жизни растений.
соцветий в жизни
Выполняют задания в
растений. Рисуют схемы
рабочей тетради:
соцветий. Называют
подписывают соцветия на
виды и способы
рисунках
опыления, их отличия,
образование плодов и
семян. Выполняют
задание в рабочей
тетради: записывают в
таблицу примеры
растений с разными
видами соцветий и
способами опыления
14.
Плоды сухие и
сочные.
1
Повторение и
Называют по рисункам из
Используя схему,
закрепление знаний об
какой части цветка
называют группы и типы
образовании плодов и
образуется плод.
плодов, сравнивают
семян. Формирование
Показывают на схеме
плоды разных групп,
знаний о разнообразии
разные плоды, сравнивают
находят черты сходства и
26
плодов
сочные и сухие плоды,
отличия. Приводят
называют растения с
примеры растений с
данными видами плодов.
разными типами плодов;
Выполняют задания в
делают вывод об их
рабочей тетради: работают с разнообразии. Узнают и
рисунками, таблицей
называют виды плодов на
(подписывают названия
рисунках, коллекциях.
растений, типы плодов)
15
Распространение
плодов и семян
1
Формирование знаний о
Рассказывают о способах
Составляют рассказ о
способах
распространения плодов и
способах
распространения плодов
семян; называют какие
распространения плодов
и семян
приспособления к
и семян по схеме.
распространению есть у
Называют какие
плодов разных видов
приспособления имеют
растений. Приводят
плоды для
примеры растений
распространения. Делают
вывод: какое значение
для природы имеет
27
распространение семян.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
называют особенности
плода, семени, связанные
с распространением;
устанавливают
взаимосвязь среды
обитания и строения
плодов.
16
Строение семени.
Формирование знаний о
По рисункам называют и
По рисункам и
строении семян растений
рассказывают о
коллекциям семян
работа: «Строение
разнообразии плодов. Под
рассматривают и
семени фасоли»
руководством учителя
называют плоды разных
выполняют лабораторную
растений; делают вывод о
работу: изучают строение
их разнообразии.
семени фасоли
Выполняют задания
(рассматривают набухшие
лабораторной работы:
Лабораторная
1
28
семена фасоли,
проращивают семя
рассказывают о внешнем
фасоли, проводят
виде плода, находят части
исследование, находят и
семени). Подписывают
показывают части
части семени на рисунках в
семени; на основании
рабочих тетрадях
проведенного
исследования делают
вывод, что общего в
строении зерновки
пшеницы и семени
фасоли. Проводят
наблюдение за развитием
проростка и
прорастанием семени. На
примере растений
составляют описание
семени по форме,
размерам, записывают
29
результаты сравнения в
тетрадь
17
Условия,
Формирование знаний об
Называют по рисункам,
Называют, какие условия
необходимые для
условиях прорастания
какие условия необходимы
необходимы для
прорастания
семян. Формирование
для прорастания семян.
прорастания семян.
семян.
практических навыков
Под руководством учителя
Проводят опыты. На
Практическая
определения всхожести
определяют всхожесть
основании результатов
работа
семян
семян
опыта делают вывод, что
1
«Определение
для прорастания семян
всхожести семян»
нужна влага, тепло и
воздух. Проводят опыт
по определению
всхожести семян. В ходе
выполнения
практической работы
отрабатывают
практические навыки
работы с семенами по
30
определению их
всхожести
Растения леса - 14 часов
18
Растения леса.
Формирование знаний о
Рассматривают на рисунках
Называют биологические
Некоторые
растениях леса, о
разнообразие древесных и
особенности леса.
биологические
некоторых биологических травянистых растений,
Называют признаки
особенности леса
особенностях леса
произрастающих в лесу;
разных форм
называют виды растений,
растительных объектов
их биологические
леса (дерево, кустарник,
особенности и особенности
трава); находят черты
внешнего строения
сходства и отличия;
произрастающих в лесу
описывают особенности
растений
их внешнего вида и
1
условий произрастания.
Устанавливают
взаимосвязи между
природными
31
компонентами леса
19
Лиственные
1
Расширение и
Узнают и называют по
Узнают и называют виды
деревья.
систематизация знаний об рисункам, слайдам,
лиственных деревьев
Практическая
особенностях внешнего
фотографиям виды
(береза, дуб, липа осина);
работа:
строения лиственных
лиственных деревьев
на основе сравнительной
определение
деревьев, их
(береза, дуб, липа, осина).
характеристики находят
возраста
разнообразии
Подписывают на рисунках
общие и отличительные
лиственных
части лиственного дерева.
признаки их строения,
деревьев по
Под руководством учителя
делают вывод об общих и
годичным
выполняют практическую
отличительных
кольцам
работу: определяют возраст
признаках строения
лиственных деревьев по
лиственных деревьев;
годичным кольцам на
называют условия их
спилах древесных стволов
произрастания,
устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
32
Рассказывают об
использовании
древесины различных
видов лиственных
деревьев. Выполняют
практическую работу:
определяют возраст
лиственных деревьев по
годичным кольцам на
спилах древесных
стволов, делают вывод,
что возраст лиственного
дерева определяется
количеством годичных
колец. Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом объекта
33
20
Хвойные деревья.
Расширение
Узнают по внешнему виду и Узнают и называют по
Практическая
представлений об
называют хвойные деревья,
рисункам, слайдам, в
работа:
особенностях внешнего
произрастающие в лесу
натуре хвойные деревья
«Определение
строения и условиях
(ель, сосна); описывают
(сосна, ель). Сравнивают
возраста хвойных
произрастания хвойных
внешний вид, рассказывают
особенности внешнего
деревьев по
деревьев
об отличительных
строения сосны и ели,
особенностях строения
хвойных и лиственных
листьев и шишек сосны и
деревьев. Называют
ели; под руководством
условия произрастания,
учителя выполняют
признаки взаимосвязи
практическую работу по
внешнего вида и среды
определению возраста
обитания растений; под
сосны по мутовкам
руководством учителя
мутовкам»
1
выполняют
практическую работу по
определению возраста
сосны по мутовкам,
используя ветки сосны.
34
Делают вывод об
определении возраста
хвойных деревьев по
количеству мутовок.
Составляют рассказ по
плану о хозяйственном
значении сосны и ели
21
Лесные
Расширение
Узнают кустарники,
Узнают и называют
кустарники.
представлений о лесных
произрастающие в лесу на
лесные кустарники,
Бузина, лещина
кустарниках, отличии
иллюстрациях и
выделяют существенные
(орешник),
деревьев от кустарников
фотографиях, сравнивают с
признаки отличия
деревьями, называют
кустарников от деревьев;
особенности внешнего
называют особенности
строения кустарников;
внешнего строения
рассказывают, плоды каких
(признаки сходства и
кустарников человек
отличия) разных видов
использует в пищу.
кустарников,
Знакомятся со съедобными
отличительные признаки
шиповник
1
35
и ядовитыми плодами
съедобных и ядовитых
кустарников
плодов изучаемых
кустарников;
рассказывают об
использовании их
человеком, правилах
поведения в природе,
технике безопасности
22
Ягодные
Формирование знаний об
Узнают на рисунках
Узнают по внешнему
ягодных кустарничках
растения черники и
виду и называют ягодные
Черника,
брусники. Называют
кустарнички, отмечают
брусника
особенности внешнего вида, особенности внешнего
кустарнички.
1
отмечают общие признаки
строения, черты сходства
их строения; называют
и отличия; сравнивают
места произрастания
кустарнички с
кустарниками, делают
вывод об отличительных
признаках,
36
устанавливают
взаимосвязь между
особенностями внешнего
вида и средой обитания,
описывают биологию
этих растений
23
Лекарственное
Формирование знаний о
Узнают на рисунках и
Узнают на рисунках и
значение ягод:
лекарственном значении
называют отличительные
называют отличительные
черники,
ягод
особенности внешнего вида
особенности внешнего
брусники.
ягод черники и брусники,
вида ягод (черники и
Правила их сбора
правила сбора ягод, их
брусники); отмечают их
и заготовки
заготовке. Называют
лекарственное значение.
правила поведения в
Рассказывают о правилах
природе
сбора и заготовки ягод.
1
Отмечают взаимосвязь
между природой и
человеком. Рассказывают
о правилах поведения в
37
природе
24
Травы. Ландыш,
Формирование знаний о
Рассказывают по рисункам
Узнают по вешнему виду
кислица.
лесных травянистых
о внешнем виде ландыша и
ландыш и кислицу;
Практическое
растениях, их
кислицы, рассказывают об
описывают особенности
значение растений
практическом значении
особенностях строения
строения травянистых
трав. Узнают и называют
растений, местах
ландыш и кислицу,
произрастания,
рассказывают о
сравнивают с
практическом их
кустарничками и
применении
кустарниками, называют
1
их общие и
отличительные признаки.
Рассказывают о
практическом значении
трав
25
Травы.
Закрепление и
Узнают на рисунках и
Узнают по внешнему
Подорожник,
расширение знаний о
называют лекарственные
виду на рисунках,
мать-и- мачеха,
лекарственных травах
травы; рассказывают о
слайдах, гербариях
1
38
зверобой.
местах их произрастания,
травы, описывают их
Практическое
практическом значении
внешний вид, называют
значение растений
этих растений. Находят на
отличительные признаки,
иллюстрациях, оформляют
места произрастания,
альбом «Растения леса»
правила сбора и
практического
использования
человеком. Отмечают
взаимосвязь между
природой и человеком,
называют правила
поведения в природе,
бережного к ней
отношения. В рабочей
тетради выполняют
практические задания:
зарисовки, подбор
иллюстраций по теме
39
«Растения леса»
26
Грибы леса.
Формирование знаний о
Узнают и называют виды
Узнают по внешнему
шляпочных грибах
шляпочных грибов, места
виду и называют
шляпочного
их произрастания.
шляпочные грибы,
гриба.
Называют на таблице,
показывают на таблицах
Практическая
макетах части гриба
и муляжах его части
работа: «Лепка из
(шляпка, пенек, грибница).
(шляпка, пенек,
пластилина
Под руководством учителя
грибница); называют
моделей
выполняют практическую
места и условия
различных видов
работу «Лепка из
произрастания
лесных грибов»
пластилина модели
шляпочных грибов,
шляпочного гриба»
устанавливают
Строение
1
взаимосвязь между
средой обитания и
строением гриба
(взаимосвязь корней
растений и грибов).
Выполняют
40
практическую работу
«Лепка из пластилина
моделей различных видов
лесных грибов», делают
вывод об общих
признаках строения
грибов и внешнем их
разнообразии
27
Грибы съедобные
и ядовитые
1
Формирование знаний о
Распознают по рисункам,
Используя таблицу,
съедобных и ядовитых
фотографиям и таблицам
называют виды
грибах
съедобные и ядовитые
съедобных и ядовитых
грибы, называют их
грибов; называют черты
отличительные признаки.
сходства грибов и их
Перечисляют правила сбора отличительные признаки;
грибов. Рассказывают о
признаки распознавания
правилах поведения в лесу
съедобных и ядовитых
грибов. Называют
отличительные признаки
41
грибов-двойников,
находят и показывают на
иллюстрациях, таблицах,
слайдах. Рассказывают о
соблюдении правил сбора
грибов, правилах
поведения в природе
28
Оказание первой
Закрепление знаний о
Узнают и называют
Называют ядовитые
помощи при
съедобных и ядовитых
ядовитые грибы,
грибы, их отличительные
отравлении
грибах. Формирование
рассказывают о признаках
признаки по таблице.
грибами.
знаний об оказании
каждого из них; называют
Рассказывают о правилах
Обработка
первой помощи при
признаки отравления
сбора и употребления
съедобных грибов
отравлении грибами.
ядовитыми грибами.
грибов, обработке
перед
Формирование знаний о
Рассказывают о правилах
съедобных грибов перед
употреблением в
грибных заготовках
обработки съедобных
употреблением в пищу.
пищу. Грибные
грибов перед
Рассказывают о пользе
заготовки
употреблением в пищу.
грибов в питании
(засолка,
По рисункам, слайдам
человека, способах и
1
42
маринование,
описывают рецепты
разных методах их
сушка)
засолки, маринования и
заготовки; соблюдении
сушки грибов.
правил гигиены при
Рассказывают о пользе
засолке, мариновании,
грибов для человека и
сушке грибов. Работают в
животных
парах, составляют
рецепты грибных
заготовок.
Составляют памятку:
приемы оказания первой
помощи при отравлении
грибами
29
Охрана леса.
Закрепление знаний о
Рассказывают, зачем
Используя таблицу,
Лекарственные
значении леса в жизни
необходимо беречь лес, что
рисунки, слайды
травы и растения.
человека и его охране
лес дает человеку. По
рассказывают о значении
Растения Красной
рисункам, таблицам,
леса в жизни человека,
книги.
слайдам называют
лекарственных травах и
Практическая
охраняемые растения леса;
растениях, растениях
1
43
работа «Подбор
называют растения,
Красной книги.
литературных
занесенные в Красную
Выполняют
произведений с
книгу. Приводят примеры
практическую работу:
описанием леса
литературных произведений подбирают литературные
(русский лес в
с описанием леса («Русский
произведения с
поэзии и прозе)»
лес в поэзии и прозе»)
описанием леса из
предложенного учителем
перечня литературных
произведений («Русский
лес в поэзии и прозе»).
Формулируют правила
поведения в лесу,
составляют памятку
30
Экскурсия в
Формирование умения
Узнают по особенностям
Узнают и называют
природу
наблюдать за
внешнего вида изученные
изученные растения,
«Ознакомление с
окружающей
растения, находят и
называют отличительные
разнообразием
действительностью,
показывают части растений, признаки внешнего вида
растений, с
фиксирование и
плоды и семена,
1
групп изученных
44
распространением
обобщение своих
рассказывают о способах их растений; определяют и
плодов и семян, с
наблюдений,
распространения
осенними
повторение и закрепление
способы их
явлениями в
знаний о разнообразии
распространения.
жизни растений»
растений в природе
Устанавливают
называют типы плодов,
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
растений. Рассказывают
об осенних явлениях в
жизни растений,
оформляют результаты
наблюдений в тетрадь,
делают вывод
Комнатные растения - 7 часов
31
Разнообразие
Формирование знаний о
Узнают светолюбивые
Узнают и называют
комнатных
разнообразии комнатных
растения (бегония, герань,
светолюбивые растения
растений.
растений, биологических
хлорофитум) на рисунках, в
(бегония, герань,
1
45
Светолюбивые
особенностях
натуре. Называют
хлорофитум) в
растения
светолюбивых растений
особенности их внешнего
натуральном виде, на
вида, биологические
рисунках и слайдах.
особенности светолюбивых
Сравнивают, называют
растений. Рассказывают об
особенности их внешнего
особенностях ухода,
строения, устанавливают
выращивания, размножения
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
Отмечают биологические
особенности
светолюбивых растений.
Называют как
биологические
особенности влияют на
особенности ухода,
выращивания
размножения
46
светолюбивых растений.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
растений, делают вывод
об особенностях
строения светолюбивых
растений.
Подписывают на
рисунках светолюбивые
растения
32
Разнообразие
Формирование знаний о
Узнают теневыносливые
Узнают и называют
комнатных
разнообразии комнатных
растения (традесканция,
теневыносливые
растений.
растений, биологических
африканская фиалка) на
растения (традесканция,
Теневыносливые
особенностях
рисунках, в натуре.
африканская фиалка) в
растения
теневыносливых
Называют особенности их
натуральном виде, на
растений
внешнего вида,
рисунках и слайдах.
1
47
биологические особенности
Сравнивают, называют
теневыносливых растений.
особенности их внешнего
Рассказывают об
строения, устанавливают
особенностях ухода,
взаимосвязь между
выращивания, размножения
средой обитания и
внешним видом.
Отмечают биологические
особенности
теневыносливых
растений. Называют как
биологические
особенности влияют на
особенности ухода,
выращивания,
размножения
теневыносливых
растений.
Устанавливают
48
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
растений, рисуют в
тетрадь 1-2 вида
теневыносливых
растений
33
Разнообразие
Формирование знаний о
Узнают влаголюбивые
Узнают и называют
комнатных
разнообразии комнатных
растения (циперус,
влаголюбивые растения
растений.
растений, биологических
аспарагус) на рисунках, в
(циперус, аспарагус) в
Влаголюбивые
особенностях
натуре. Называют
натуральном виде, на
растения
влаголюбивых растений
особенности их внешнего
рисунках и слайдах.
вида, биологические
Сравнивают, называют
особенности влаголюбивых
особенности их внешнего
растений. Рассказывают об
строения, устанавливают
особенностях ухода,
взаимосвязь между
выращивания, размножения
средой обитания и
1
внешним видом.
49
Отмечают биологические
особенности
влаголюбивых растений.
Называют как
биологические
особенности влияют на
особенности ухода,
выращивания
размножения
влаголюбивых растений.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
растений.
Делают зарисовку
одного- двух видов
влаголюбивых
50
комнатных растений в
тетради
34
Разнообразие
Формирование знаний о
Узнают засухоустойчивые
Узнают и называют
комнатных
разнообразии комнатных
растения (суккуленты,
засухоустойчивые
растений.
растений, биологических
кактусы) на рисунках, в
растения (суккуленты,
Засухоустойчивые
особенностях
натуре. Называют
кактусы) в натуральном
растения
засухоустойчивых
особенности их внешнего
виде, на рисунках и
растений
вида, биологические
слайдах. Сравнивают,
особенности
называют особенности их
засухоустойчивых
внешнего строения,
растений. Рассказывают об
устанавливают
особенностях ухода,
взаимосвязь между
выращивания, размножения
средой обитания и
1
внешним видом.
Отмечают биологические
особенности
засухоустойчивых
растений. Называют как
51
биологические
особенности влияют на
особенности ухода,
выращивания,
размножения
засухоустойчивых
растений.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
растений.
Подписывают на
рисунках
засухоустойчивые
растения
35
Климат и красота
в доме.
1
Формирование понятия
Рассказывают о роли
Перечисляют правила
«фитодизайн».
комнатных растений в
фитодизайна. Называют
52
Фитодизайн:
Расширение знаний о
жизни человека, в
основные приемы и
создание уголков
пользе, приносимой
интерьере квартиры; пользе, принципы размещения
отдыха,
комнатными растениями
приносимой комнатными
комнатных растений в
интерьеров из
растениями. Называют
помещении: одиночные
комнатных
основные приемы
растения, композиции из
растений.
размещения комнатных
горшочных растений,
Практическая
растений в помещении. Под
комнатный садик,
работа
руководством учителя
террариум, «зеленая»
«Составление
выполняют зарисовку
комната, кухня, спальня,
композиций из
расположения комнатных
холл. Называют критерии
комнатных
растений в интерьере
подбора разных видов
растений»
помещения, составляют
растений в помещениях
композиции
квартиры в соответствии
с их биологическими
особенностями.
Рассказывают о пользе,
приносимой разными
видами комнатных
53
растений, создании
климата и красоты в
доме. Выполняют
практическую работу по
составлению композиций
из комнатных растений
на рисунках и в натуре,
делают вывод о значении
фитодизайна в создании
климата и красоты в доме
36
Практические
Закрепление знаний о
Работают с карточкой по
Называют условия,
работы:
комнатных растениях,
составлению
необходимые для роста и
«Черенкование
формирование
последовательности работы
развития комнатных
комнатных
практических умений
при подготовке черенков
растений. Составляют
растений. Посадка
черенкования и посадки
комнатных растений, под
памятку по этапам
укорененных
комнатных растений
руководством учителя
работы черенкования и
черенков»
укорененными черенками выполняют практические
1
работы по черенкованию и
посадки укорененных
черенков. Под
54
посадке укорененных
руководством учителя
черенков
выполняют работы по
черенкованию комнатных
растений (фиалка,
герань). Отрабатывают
навыки правильного
черенкования и посадки
окорененных черенков.
Делают вывод о видах
размножения комнатных
растений
37
Практическая
Формирование понятий
Рассматривают рисунки,
Рассказывают, чем
работа:
«перевалка» и
слайды по правилам ухода
отличается пересадка от
«Пересадка и
«пересадка», закрепление
за комнатными растениями.
перевалки, правилах ее
перевалка
умений пересадки и
Читают памятку по
проведения. Называют
комнатных
перевалки комнатных
пересадке и перевалке.
виды пересадки, правила
растений, уход за
растений, правил ухода за Используя картинки с
пересадки и перевалки.
комнатными
комнатными растениями
Работают с памятками
1
комнатными растениями,
55
растениями:
составляют рассказ о
«Технология перевалки и
полив, обрезка»
правилах ухода за
пересадки комнатных
комнатным растением. Под
растений». Выполняют
руководством учителя
практическую работу по
выполняют практические
пересадке и перевалке
работы по пересадке,
растений, делают вывод
перевалке и уходу за
об отличии пересадки и
комнатными растениями.
перевалки.
Повторяют по рисункам
Проводят уход за
правила ухода за
комнатными растениями:
комнатными растениями
полив, обрезка.
Разрабатывают памятку
«Правила ухода за
комнатными
растениями».
Записывают в рабочей
тетради наблюдения за
состоянием растений
56
после перевалки и
пересадки
Цветочно- декоративные растения - 6 часов
38
Однолетние
Формирование знаний об
Узнают на рисунках,
Читают определение в
растения: астра,
особенностях внешнего
слайдах цветочно-
учебнике «однолетние
календула,
строения и выращивания
декоративные растения
растения», рассказывают
бархатцы.
однолетних растений
(астра, календулы,
о цикле развития
Особенности
бархатцы), называют части
однолетних растений.
внешнего
цветкового растения
Узнают и называют
строения и
и отличительные
растения по рисункам,
выращивания
особенности внешнего
слайдам, в
строения однолетних
натуральном виде.
растений. Рассказывают по
Сравнивают особенности
карточкам и рисункам о
внешнего строения,
способах выращивания
называют отличия
растений (через рассаду и
однолетников по
прямым посевом в грунт).
внешнему виду и срокам
Работают с таблицей:
цветения. Называют
1
57
выбирают из перечня в
биологические
таблице температуру
особенности растений и
выращивания, сроки посева
условия, необходимые
и цветения изученных
для их выращивания;
однолетних растений
устанавливают
взаимосвязь растений и
условий их
произрастания. Делают
вывод о способах
выращивания растений
(через рассаду и прямым
посевом в грунт)
39
Однолетние
Закрепление знаний об
Называют разные виды
Разъясняют значение
растения:
особенностях внешнего
однолетних цветочно-
понятия «ландшафтный
размещение в
строения и выращивания
декоративных растений по
дизайн». Называют по
цветнике, их
однолетних растений.
рисункам, таблицам,
таблицам, рисункам,
дизайн
Формирование знаний о
слайдам. Рассказывают об
слайдам виды цветочно-
дизайне цветников
особенностях внешнего
декоративных культур,
1
58
вида, способах размещения
устанавливают
в цветниках. Рисуют схемы
взаимосвязь
размещения цветов в
особенностей внешнего
цветниках; составляют с
строения и правил
помощью рисунков виды
размещения в цветниках;
цветников, их дизайн
перечисляют параметры
подбора растений для
клумб; называют виды
цветников. Составляют
схемы размещения
растений в цветниках,
композиции из
цветников. Работают с
памяткой «Правила
создания цветников»
40
Двулетние
Формирование знаний об
Узнают и называют по
Узнают и называют
растения:
особенностях внешнего
таблице, рисункам, слайдам
изученные двулетние
анютины глазки,
строения и выращивания
двулетние растения
растения, рассказывают
1
59
маргаритки.
двулетних растений
(анютины глазки,
об особенностях
Особенности
маргаритки), отмечают
внешнего строения,
внешнего
особенности внешнего
выделяют существенные
строения и
строения. Рассказывают об
признаки двулетних
выращивания
особенностях выращивания
растений. Рассказывают
растений, называют
об особенностях
различия в способах
выращивания двулетних
выращивания однолетних и
растений. Делают вывод
двулетних растений.
о различии в способах
Рассматривают рисунки с
выращивания однолетних
размещением растений в
и двулетних цветочных
цветнике.
растений. Составляют
схемы размещения
растений в цветнике
41
Многолетние
Формирование знаний об
Узнают и называют по
Узнают и называют
растения: флоксы,
особенностях внешнего
таблице, рисункам, слайдам
изученные многолетние
георгины.
строения и выращивания
многолетние растения
растения (флоксы,
1
60
Особенности
многолетних растений
(флоксы, георгины),
георгины) по рисункам и
внешнего
отмечают особенности
в натуре, рассказывают
строения и
внешнего строения.
об особенностях
выращивания
Рассказывают об
внешнего строения.
особенностях выращивания
Делают вывод об их
растений, размещении в
разнообразие по
цветнике
строению и окраске
цветов, выделяют
существенные признаки
многолетних растений,
их отличие от двулетних
и однолетних.
Рассказывают об
особенностях их
выращивания,
размещении в цветнике,
правилах ухода за
растениями. Выполняют
61
задание в тетради,
подписывают рисунки
42
Многолетние
Закрепление знаний об
Узнают и называют по
Узнают и называют по
цветочно-
особенностях внешнего
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
декоративные
строения и выращивания
многолетние растения
натуре изученные
растения:
многолетних растений, их (тюльпаны, нарциссы),
многолетние растения
тюльпаны,
разнообразии, значении
отмечают особенности
(тюльпаны, нарциссы),
нарциссы. Цветы
цветов в жизни человека
внешнего строения.
рассказывают об
Рассказывают об
особенностях внешнего
особенностях выращивания
строения (отмечают их
в жизни человека
1
растений, значении цветов в разнообразие), сроках
жизни человека, бережном
цветения растений, их
отношении к природе
эстетическом значении.
Рассказывают об
особенностях их
выращивания, правилах
ухода за растениями.
Готовят рисунки «Виды
62
цветников, их дизайн».
Выполняют задание в
тетради, подписывают
рисунки
Растения поля - 6 часов
43
Хлебные
Формирование знаний об
Узнают и называют по
Узнают и называют по
(злаковые)
особенностях внешнего
рисункам, слайдам,
рисункам, слайдам,
растения.
строения и
гербариям хлебные
гербариям растения,
Особенности
биологических
растения
которые относятся к
внешнего
особенностях злаковых
(пшеница, рожь, овес,
злаковым (пшеница,
строения и
растений
кукуруза), рассказывают об
рожь, овес, кукуруза);
биологические
особенностях внешнего
показывают разные виды
особенности
строения, отмечают их
хлебных растений на
растений
сходство. Рассказывают,
таблице, гербариях, в
зачем человек выращивает
натуре. Рассказывают об
злаковые, почему их
особенностях внешнего
называют хлебные
строения этих растений,
злаковые.
отмечают черты сходства
1
63
и отличия, называют
биологические
особенности растений.
Делают вывод о сходстве
внешнего вида хлебных
растений
44
Выращивание
Формирование знаний о
По опорным рисункам,
Называют этапы работы
хлебных
выращивании хлебных
слайдам рассказывают из
по выращиванию
(злаковых)
(злаковых) растений
каких этапов состоит
злаковых культур.
процесс выращивания
Рассказывают о
зерновых, особенностях
значимости труда
посева, посадки, ухода,
хлебороба, отношении к
уборки растений.
хлебу, уважении к
Рассказывают о профессиях
людям, его
людей, которые
выращивающим.
выращивают хлеб,
В рабочей тетради
уважении к людям этих
подписывают этапы
профессий, об отношении к
выращивания под
растений
1
64
хлебу
рисунками, записывают в
графах таблицы. Делают
вывод о взаимосвязи
природных компонентов
и человеком; о
необходимости ухода за
посевами
45
Использование
Формирование знаний об
Работают с рисунками,
Приводят примеры
злаков в народном
использовании злаков в
слайдами, таблицей.
использования злаков в
хозяйстве
народном хозяйстве
Рассказывают, как человек
народном хозяйстве.
использует злаковые, что
Работают с текстом
можно приготовить из
учебника, таблицей
разных злаковых культур.
«Использование
Объясняют значение
зерновых злаков
пословиц о хлебе
человеком»; заполняют
1
таблицу на основе
анализа текста
учебника. Работают в
65
группах, смотрят и
обсуждают видеоролики
46
Технические
Формирование знаний об
Узнают и называют
Узнают и называют
культуры:
особенностях внешнего
технические культуры
технические культуры
сахарная свекла,
строения и
(сахарная свекла,
(сахарная свекла,
картофель
биологических
картофель) на рисунках,
картофель) на рисунках,
особенностях
слайдах, макетах.
сладах, макетах, в натуре.
технических культур
Рассказывают об
Отмечают особенности
особенностях внешнего
внешнего строения этих
1
вида растений; называют их растений. Рассказывают о
биологические особенности, выращивании растений с
особенности выращивания
учетом их биологических
и использования в народном особенностей (посев,
хозяйстве
посадка, уход, уборка);
об использовании в
народном хозяйстве
47
Технические
культуры:
1
Формирование знаний об
Узнают и называют
Узнают и называют
особенностях внешнего
подсолнечник на рисунках,
подсолнечник на
66
подсолнечник
строения и
слайдах, макетах.
рисунках, сладах,
биологических
Рассказывают об
макетах, в натуре.
особенностях
особенностях внешнего
Отмечают особенности
подсолнечника
вида растения; называют
внешнего строения
его биологические
растения. Рассказывают о
особенности, особенности
выращивании
выращивания и
подсолнечника с учетом
использования человеком
его биологических
особенностей (посев,
посадка, уход, уборка);
об использовании в
народном хозяйстве
48
Технические
Расширение знаний об
Узнают и называют
Узнают и называют
культуры: лен,
особенностях внешнего
технические культуры (лен,
технические культуры
хлопчатник.
строения и
хлопчатник) на рисунках,
(лен, хлопчатник) на
биологических
слайдах, макетах.
рисунках, сладах,
особенностях
Рассказывают об
макетах, в натуре.
технических культур
особенностях внешнего
Отмечают особенности
1
67
вида растений; называют их внешнего строения этих
биологические особенности, растений. Рассказывают о
особенности внешнего
выращивании растений с
строения и выращивают;
учетом их биологических
как используются в
особенностей; об
народном хозяйстве, видах
использовании в
одежды из льна и хлопка
народном хозяйстве.
Рассказывают о
растениях, как сырье для
текстильной
промышленности.
Рассказывают о видах
одежды из льна и хлопка,
дают характеристику
свойств волокон льна и
хлопка, свойств тканей и
одежды
49
Сорные растения
1
Формирование знаний о
Узнают и называют по
Узнают и называют по
68
полей и огородов
сорных растениях полей и рисункам, слайдам сорные
рисункам, слайдам,
огородов
растения полей и огородов
гербариям, в натуре
(осот, пырей, лебеда),
сорные растения полей и
рассказываю о внешнем
огородов (осот, пырей,
виде растений, методах
лебеда). Отмечают
борьбы с сорными
особенности их внешнего
растениями
строения, биологические
особенности и условия
произрастания
(отношение с свету,
теплу, влаге); называют
меры борьбы с сорными
растениями. Работают с
рисунками, подписывают
названия растений
Овощные растения - 9 часов
50
Однолетние
овощные
1
Формирование знаний об
Узнают и называют по
Узнают и называют по
особенностях внешнего
рисункам, слайдам растения рисункам, слайдам, в
69
растения:
строения, биологических
помидор и огурцов,
натуре растения помидор
помидор, огурец
особенностях
рассказывают об
и огурцов. Рассказывают
выращивания помидор и
особенностях внешнего
об особенностях
огурцов
вида, как выращивают
внешнего строения,
растения (посев, уход,
биологических
уборка), пользе растений.
особенностях
Показывают на опорных
выращивания (посев,
картинках
уход, уборка). Работают с
последовательность
опорными картинками:
развития однолетних
развитие растений от
овощных растений от
семени до семени
семени до семени
51
Однолетние
Формирование знаний об
Узнают и называют по
овощные
особенностях внешнего
рисункам, слайдам растения рисункам, слайдам, в
растения:
строения, биологических
баклажана, перца;
натуре растения
баклажан, перец
особенностях
рассказывают об
баклажана, перца.
выращивания баклажана,
особенностях внешнего
Рассказывают об
перца
вида, как выращивают
особенностях внешнего
1
Узнают и называют по
70
растения (посев, уход,
строения, сравнивают
уборка), пользе растений.
баклажан и перец,
Показывают на опорных
называют общие и
картинках
отличительные
последовательность
особенности строения
развития однолетних
перца и баклажана.
овощных растений от
Называют биологические
семени до семени
особенности
выращивания овощных
культур (посев, уход,
уборка). Работают с
опорными картинками:
развитие растений от
семени до семени
52
Однолетние
Формирование знаний об
Узнают и называют по
овощные
особенностях внешнего
рисункам, слайдам растения рисункам, слайдам, в
растения: горох,
строения, биологических
горох, фасоль;
натуре растения гороха,
фасоль
особенностях
рассказывают об
фасоли. Рассказывают об
1
Узнают и называют по
71
выращивания гороха,
особенностях внешнего
особенностях внешнего
фасоли
вида, как выращивают
строения, сравнивают
растения (посев, уход,
горох и фасоль, находят
уборка), пользе растений.
общие и отличительные
Показывают на опорных
особенности строения.
картинках
Называют биологические
последовательность
особенности
развития однолетних
выращивания (посев,
овощных растений от
уход, уборка).
семени до семени
Рассказывают о пользе
бобовых для человека.
Работают с опорными
картинками: развитие
растений от семени до
семени
53
Двулетние
Формирование знаний об
Узнают и называют по
овощные
особенностях внешнего
рисункам, слайдам растения рисункам, слайдам, в
растения:
строения, биологических
моркови, свеклы;
1
Узнают и называют по
натуре растения моркови,
72
морковь, свекла
особенностях
рассказывают об
свеклы. Рассказывают об
выращивания моркови,
особенностях внешнего
особенностях внешнего
свеклы
вида, как выращивают
строения, сравнивают
растения (посев, уход,
морковь и свеклу,
уборка), пользе растений,
находят общие и
использовании в питании
отличительные
корнеплодов. Показывают
особенности строения
на опорных картинках
(корнеплоды). Называют
последовательность
биологические
развития двулетних
особенности
овощных растений от
выращивания (посев,
семени до семени
уход, уборка), отличие в
выращивании
однолетних и двулетних
растений. Рассказывают о
пользе корнеплодов для
человека. Работают с
опорными картинками:
73
особенности развития
двудольных растений от
семени до семени
54
Двулетние
Закрепление знаний об
Узнают и называют по
овощные
особенностях внешнего
рисункам, слайдам растения рисункам, слайдам, в
растения: капуста,
строения, биологических
капусты, петрушки;
натуре растения
петрушка
особенностях
рассказывают об
капусты, петрушки.
выращивания
особенностях внешнего
Рассказывают об
двулетних овощных
вида, как выращивают
особенностях внешнего
растений
растения (посев, уход,
строения. Называют
уборка), пользе растений,
биологические
использовании в питании,
особенности
используя помощь учителя
выращивания (посев,
1
Узнают и называют по
уход, уборка).
Составляют рассказ по
плану о пользе растений
для человека
74
55
Многолетние
Формирование знаний об
Узнают и называют по
овощные
особенностях внешнего
рисункам, слайдам растения рисункам, слайдам, в
растения: лук
строения, биологических
лука; рассказывают об
натуре растения лука.
особенностях
особенностях внешнего
Рассказывают об
выращивания лука
вида, показывают части
особенностях внешнего
растения на рисунках.
строения растения,
Составляют рассказ по
строении луковицы.
плану и опорным
Называют биологические
предложениям как
особенности
выращивают лук (посев,
выращивания (посев,
уход, уборка), пользе
уход, уборка),
растения, использовании в
особенностях развития
1
Узнают и называют по
питании. В рабочей тетради многолетних растений от
подписывают рисунки:
семени до семени,
последовательность
отличии от однолетних и
развития многолетних
двулетних. Называют
овощных растений от
пользу лука. Работают с
семени до семени
опорными картинками:
75
особенности развития
многолетних растений от
семени до семени
56
Польза овощных
растений. Овощи-
1
Формирование знаний о
Рассказывают о пользе
пользе овощных растений разных видов овощей по
Называют на таблицах,
макетах, слайдах разные
источник
картинкам, слайдам;
виды овощей согласно
здоровья
рассказывают о правилах
классификации
(витамины)
сохранения витаминов в
использования, в
овощах; работают с
питании; называют
витаминной таблицей
пользу разных видов
овощных культур, их
целебные свойства.
Работают с таблицей:
записывают примеры
овощных растений по
содержанию витаминов в
разных овощах.
Составляют рассказ по
76
рисункам о применении
овощей в лечебных целях
57
Использование
1
Формирование знаний об
По рисункам и таблицам
Называю группы
человеком
использовании человеком узнают и называют
овощных культур,
овощных культур.
овощных культур
изученные овощные
используемых человеком
Блюда,
культуры. Рассказывают о
в пищу. Рассказывают, в
приготавливаемые
пользе овощей,
каком виде используются
из овощей
использовании их в
овощные растения,
питании.
называют правила
По слайдам и картинкам
приготовления и
называют блюда,
употребления овощей.
приготавливаемые из
Проводят классификацию
овощей. Работают с
овощей по
таблицей «Рациональное
использованию
питание человека»
человеком разных частей
овощных растений.
Называют холодные и
горячие блюда из
77
овощей. Работают в
парах: составляют
рецепты овощных блюд,
используя
иллюстративный
материал, предложенный
учителем.
Заполняют таблицу
«Рациональное питание
человека»
58
Практическая
Формирование
Называют условия роста
Рассказывают о
работа:
практических навыков
растений, рассказывают о
последовательности
«Выращивание
выращивания рассады
последовательности работ
выращивания рассады
рассады овощных
овощных культур
по выращиванию рассады.
(подготовка семян к
Под руководством учителя
посеву, проращивание,
выполняют работы по
пикировка сеянцев,
посадке семян и уходу за
пересадка в теплицу,
растениями
высадка саженцев в
культур»
1
78
открытый грунт).
Выполняют практические
работы, осуществляют
уход за растениями;
делают вывод о правилах
ухода за рассадой
овощных культур
59
Практическая
Отработка практических
Под руководством учителя
Под руководством
работа:
умений ухода за
выполняют работы по
учителя выполняют
«Посадка,
овощными растениями
посадке, прополке и уходу
работы по посадке,
прополка, уход за
за овощными растениями.
прополке и уходу за
овощными
Называют правила техники
овощными растениями;
растениями на
безопасности
делают вывод о влиянии
пришкольном
ухода за овощными
участке»
растениями и их
урожайностью.
Называют правила
техники безопасности
79
Растения сада – 9 часов
60
Растения сада.
Яблоня, груша
1
Формирование знаний о
Узнают на рисунках и
Узнают на рисунках,
биологических
называют растения яблони,
таблицах, слайдах
особенностях и
груши. Рассказываю о
садовые растения
особенностях
биологических
(яблоня, груша),
размножения растений
особенностях сада,
рассказывают о строении
сада (яблони, груши)
созревании плодов,
древесных растений,
особенностях размножения.
называют отличительные
Называют по коллекциям
признаки. Сравнивают
вредителей сада, какой вред
строение яблони и груши,
они приносят растениям;
находят общее и отличие.
рассказывают о способах
Рассказывают о
борьбы с ними. В рабочей
биологических
тетради раскрашивают
особенностях растений:
плоды яблони и груши
сроки созревания плодов,
особенности
размножения. Называют
вредителей сада, способы
80
борьбы с ними. В
рабочей тетради рисуют
плоды яблони и груши.
61
Растения сада.
Вишня
1
Расширение знаний о
Узнают на рисунках и
Узнают на рисунках,
растениях сада.
называют плодовые деревья таблицах, слайдах
Формирование знаний о
вишни. Рассказывают о
деревья вишни;
биологических
биологических
рассказывают о внешнем
особенностях и
особенностях вишни,
строении растения,
особенностях
созревании плодов,
называют отличительные
размножения вишни
особенностях размножения.
признаки. Сравнивают
Называют вредителей
строение вишни с
растений вишни, какой вред яблоней и грушей,
они приносят; рассказывают находят общие и
о способах борьбы с ними.
отличительные признаки.
В рабочей тетради
Рассказывают о
раскрашивают плоды
биологических
вишни
особенностях вишни:
сроки созревания плодов,
81
особенности
размножения. Называют
вредителей плодового
дерева, способы борьбы с
ними.
В рабочей тетради
рисуют, подписывают и
раскрашивают плоды
вишни
62
Растения сада.
Формирование знаний о
Узнают по внешнему виду
Узнают на рисунках,
Смородина,
садовых кустарниках, их
на рисунках, слайдах,
таблицах, слайдах
крыжовник
биологических
таблице растения
растения смородины и
особенностях
смородины и крыжовника,
крыжовника;
называют биологические
рассказывают о внешнем
особенности размножения
строении, сравнивают
растений, созревания
кустарники с плодовыми
плодов. Называют
деревьями, называют
вредителей смородины и
отличительные признаки
1
82
крыжовника, рассказывают
деревьев и кустарников,
о вреде, который они
делают вывод об их
приносят, и о способах
отличительных
борьбы с ними. В рабочей
признаках. Рассказывают
тетради раскрашивают
о биологических
плоды смородины и
особенностях смородины
крыжовника
и крыжовника: сроках
созревания плодов,
особенностях
размножения. Называют
вредителей растений,
рассказывают о способах
борьбы с ними. В
рабочей тетради рисуют,
подписывают и
раскрашивают плоды
смородины и
крыжовника
83
63
Растения сада.
Земляника
1
Расширение знаний о
Узнают и называют по
Узнают на рисунках,
растениях сада,
рисункам, таблице, слайдам
таблицах, слайдах
формирование знаний о
растения земляники;
растения земляники;
биологических
отмечают особенности
рассказывают об
особенностях растения
внешнего вида.
особенностях внешнего
земляника
Рассказывают о
строения, называют
биологических
признаки сходства и
особенностях земляники:
отличия между
созревании плодов,
изученными группами
особенностях размножения.
растений сада.
Называют вредителей
Рассказывают о
растения, рассказывают,
биологических
какой вред они приносят;
особенностях земляники:
называют способы борьбы с созревание плодов,
вредителями. В рабочей
особенности
тетради выполняют задания
размножения. Называют
по отработке способов
вредителей земляники,
размножения земляники;
способы борьбы с ними.
84
раскрашивают растения и
Делают вывод о создании
плоды земляники
условий произрастания
изученных групп
растений сада в
зависимости от их
биологических
особенностей.
В рабочей тетради
подписывают растения,
выполняют работу по
отработке способов
размножения земляники;
рисуют и раскрашиваю
плоды
64
Способы уборки и 1
Формирование знаний о
По рисункам, фотографиям,
По рисункам,
использования
способах уборки и
слайдам называют
фотографиям, слайдам
плодов и ягод
использовании плодов и
плодовые растения, фрукты
называют плодовые
ягод
и ягоды растений сада.
растения, фрукты и ягоды
85
Рассказывают о внешнем
растений сада,
видео плодов и ягод,
описывают их вкусовые
Описывают их вкусовые
качества; рассказывают о
качества; как их можно
способах уборки и
употреблять в пищу;
использовании плодов и
рассказывают о способах
ягод; о пользе свежих
уборки плодов и ягод; о
фруктов и ягод; о видах и
пользе свежих фруктов и
способах заготовки
ягод; о видах и способах
плодов и ягод на зиму.
заготовки плодов и ягод на
Работают в парах,
зиму
подбирают иллюстрации
по способам
использования плодов и
ягод
65
Практическая
Формирование
Рассказывают о правилах
По картинкам, слайдам
работа:
практических навыков
перекопки и рыхления
называют правила
«Вскапывание
вскапывания
почвы, рассказывают о
определения
приствольных
приствольных
правилах вскапывания
приствольного круга,
1
86
кругов плодовых
кругов плодовых
приствольных кругов. Под
приемов правильного
деревьев»
деревьев
руководством учителя
вскапывания, значении
проводят перекопку
для деревьев рыхления
приствольных кругов
приствольных кругов.
Под руководством
учителя выполняют
практическую работу:
проводят перекопку
приствольных кругов
плодовых деревьев;
делают вывод о значении
вскапывания для роста
плодовых деревьев
66
Практическая
Формирование
Рассказывают по рисункам
Рассказывают, какой
работа:
практических навыков
какой инструмент
инструменты необходимо
«Уборка
уборки школьной
необходимо использовать
использовать для уборки
прошлогодней
территории
при уборке листвы на
листьев; называют
территории школы; о
правила работы с ним,
листвы»
1
87
правилах работы с ним.
правила техники
Под руководством учителя
безопасности при работе
выполняют работу по
с уборочным инвентарем.
уборке прошлогодней
Под руководством
листвы на участке школы.
учителя выполняют
Рассказывают о соблюдении работу по уборке
правил техники
прошлогодней листвы на
безопасности
участке школы, делают
вывод о необходимости и
значения проведения
работ по уборке
прошлогодней листвы
67
Практическая
Формирование
По рисункам, слайдам
По рисункам, слайдам
работа:
практических умений по
повторяют значение
повторяют значение
«Беление стволов
побелке стволов деревьев
побелки для плодовых
побелки для плодовых
деревьев; правила
деревьев; перечисляют
выполнения работы. Под
правила выполнения
руководством учителя
работы. Под
деревьев»
1
88
выполняют практическую
руководством учителя
работу по побелке стволов
выполняют
деревьев
практическую работу по
побелке стволов
деревьев, делают вывод о
значении беления
стволов для растений
68
Экскурсия в
цветущий сад
1
Закрепление и
Узнают и называют
Узнают и называют
расширение знаний о
растения сада, называют
растения сада,
внешнем строении и
особенности их внешнего
описывают их внешнее
биологических
строения, почему их
строение, находят черты
особенностей растений
выращивают в саду.
сходства и отличия.
сада
Рассказывают о значении
Рассказывают о
разных растений сада,
биологических
проводят наблюдения,
особенностях деревьев
показывают части растений, сада, проводят
называют виды плодов
наблюдения, показывают
садовых растений.
на растениях и называют
89
Оформляют результаты
этапы развития растений;
наблюдений в таблице
оформляют результаты
наблюдений в таблице,
записывают выводы по
проведенным
наблюдениям
90