Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

УП_ ОВЗ(ИН)_ 1-9_25-26

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Пионерская средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 5
от 28.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора по учебной
работе
Васильева С.В.
приказ № 2808-1
от 28.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МКОУ "Пионерская СОШ"
Рычков Н.А
приказ № 2808-1
от 28.08.2025г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
и основного общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1

п. Пионерский
Талицкий городской округ
Свердловская область
2025 г.

Пояснительная записка
1. Нормативно-правовое основание
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) сформирован на основе:
- Конституции РФ ст. 43 (с изменениями от 01.07.2020г);
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
-Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказа Министерства образовании и науки РФ от 11.03.2016 г. ВК -452/07 «О введении
ФГОС ОВЗ»;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями , приказ
№1026 от 24 ноября 2022 года.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение "Пионерская средняя общеобразовательная
школа и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21, методических
рекомендаций по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных
организациях МР 2.4.0331-23 от 10. 11 2023г.
Учебный год в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Пионерская средняя общеобразовательная школа" начинается 02.09.2024 и заканчивается
24.05.2025.
Федеральный учебный план образовательных организаций Российской Федерации
(далее - Учебный план), реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I-IV или I дополнительный, I-IV классы;
2 этап - V-IX классы;
3 этап - Х-ХII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9-13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс), 5066
академических часов на 2 этапе обучения (V- IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (Х- XII
класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно
10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать
обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей
обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.

План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Пионерская средняя
общеобразовательная школа"
Учебные курсы
Разговоры о
важном
Спортивный
калейдоскоп
Функциональная
грамотность
Секреты русского
языка
Как хорошо уметь
читать
Смысловое
чтение
Учимся решать
задачи
ИТОГО недельная
нагрузка

1а
1

1б
1

2а
1

Количество часов в неделю
2б
2я
3а
3б
3я
1
1
1
1
1

4а
1

4б
1

4я
1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

2

2

2

3

2

2

3

3

1

Недельный учебный план общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс
1 уровень
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
I
II
III
IV
Обязательная часть
1.Язык и речевая
1.1.Русский язык
3
4*
4*
4*
практика
1.2.Чтение
3
4
4
4
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство

1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1.Мир природы и человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное
искусство
5.1. Физическая культура

15
15

2
3
2

3
4
2*

3
4
2*

3
4
2*

11
15
6

2

1

1

1

5

1

1

1

1

4

2

2

9

1
22

1
22

4
84

1

1

4

23

23

90

23

23

90

2

2

8

1
1
0
0

1
0
1
1

4
2
1
1

0

0

1

1
3ч

0
3ч

2
8ч

5.Физическая
3
2
культура
6. Технологии
6.1. Труд(технология)
1
1
Итого
21
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекция письменной речи (логопедические
0
1
занятия)
Итого аудиторной нагрузки
21
23
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 521
23
дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
2
2
занятия) с педагогом –психологом, дефектологом
Внеурочная
Разговоры о важном
1
1
деятельность
Современный русский язык
0
1
Как хорошо уметь читать
0
0
Учимся решать задачи
0
0
Смысловое чтение
0
1
Спортивный калейдоскоп
Итого:

Всего

0
1ч

1
4ч

*1 час добавлен за счет части, формируемой участниками образовательных отношений

Недельный учебный план общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
5-9 класс
2 уровень
Количество часов в год
Предметные области
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Обязательная часть
1.Язык и речевая
1.1.Русский язык
4
4
4
4
4
практика
1.2.Чтение
4
4
4
4
4
(Литературное чтение)
2. Математика
3. Естествознание
4.Человек и общество

5. Искусство
6.Физическая
культура

2.1.Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3.География
4.1.Мир истории
4.2.Основы социальной
жизни
4.3.История отечества
5.1.Изобразительное
искусство
5.2. Музыка
6.1. Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)
7.1. Профильный труд

Всего

20
20

4
0
2
0
0
0
1

4
0
2
0
2
2
1

3
1
0
2
2
0
2

3
1
0
2
2
0
2

3
1
0
2
2
0
2

17
3
4
6
8
2
8

0

0

2

2

2

6

2
1

0
0

0
0

0
0

0
0

2
1

3

3

3

3

2

14

7
30

8
31

8
30

35
146

2

2

3

11

1

1

1

5

1

1

2

8

32

33

33

157

32

33

33

157

5

5

5

25

1
0

1
0

1
1

5
1

0

0

0

1

0

0

1

1

0
1ч

0
1ч

0
3ч

1
9ч

7. Технологии
6
6
Итого
27
28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками
2
2
образовательных отношений
Коррекция письменно
Групповые
речи (логопедические
1
1
коррекционные
занятия)
курсы
В мире психологии
1
1
(занятия с психологом)
Итого аудиторной нагрузки
29
30
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
29
30
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
5
5
(коррекционные занятия):
Внеурочная
Разговоры о важном
1
1
деятельность
Географический мир
0
0
Финансовая
0
1
грамотность
Окружающий мир и
0
0
здоровье человека
Спортивные игры
0
1
итого
1ч
3ч

План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Пионерская средняя
общеобразовательная школа"
Учебные курсы
Разговоры о
важном
Спортивный
калейдоскоп
Функциональная
грамотность
Секреты русского
языка
Как хорошо уметь
читать
Смысловое чтение
Учимся решать
задачи
ИТОГО недельная
нагрузка
Учебные
курсы
Разговоры о
важном
Россия-мои
горизонты
Окружающий
мир и здоровье
человека
Спортивные
игры
Финансовая
грамотность
Секреты
русского языка
Мир географии
Право для
каждого
Агрокласс
Формирование
математической
грамотности
Маленькие роли
ИТОГО
недельная
нагрузка

1а
1

1б
1

2а
1

Количество часов в неделю
2б
2я
3а
3б
3я
1
1
1
1
1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0
0

0
0

0
0

1
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
1

0
0

1

1

2

2

2

3

2

2

3

3

1

Количество часов в неделю
7а
7б
7я
8а
8б

5а

5б

5я

6а

6я

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0.5

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0
0

0
1

0
0

0
0

0
0

0
1

0
2

4а
1

4б
1

4я
1

8в

8я

9а

9я

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0.5

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

1
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

2
1

0
0

0
0

0
1

0
3

1
3

0
2.5

0
2.5

0
3

0
2

0
2

1
2

0
5

0
5

0
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».