МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Талицкий район
МКОУ "Пионерская СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам. директор по УР
Директор
________________________ _______________________
________________________
Васильева А.Р.
приказ 2808-1
от «28» 08. 2025 г.
Рычков Н.А.
приказ 2808-1
от «28» 08. 2025 г.
Васильева С.В.
приказ 2808-1
от «28» 08. 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, по предмету "Окружающий мир".
на 2025-2026 учебный год.
для 1-4 класса
Вариант 7.1.
СОСТАВИЛА: учитель начальных классов
Сидорова Елена Анатольевна
2025
1. Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству для обучающихся с
ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии:
- ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), утверждённого приказом Министерства образования и
науки от 19.12.2014 No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство 1-4 класс» (учебнометодический комплект «Школа России»
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся с ОВЗ как неотъемлемой части культуры духовной, т. е.
культуры миро отношений, выработанных поколениями.
Задачи учебного предмета:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре
народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и
приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными
художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего
мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на
единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов
декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей с ОВЗ в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников с ОВЗ в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются
основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства,
конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из
трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому яв-
ляется основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не
по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в
процессе ежедневной жизни. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения
и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные
эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение
традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок с ОВЗ выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные
материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды
бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие
произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также
овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и
собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта
художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания,
подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям
на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального
практического творчества учащихся с ОВЗ и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально- коллективная работ,
когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для
дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение
итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда
усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников с на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащи-
мися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как
духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску
истины.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут
быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на изучение учебного предмета
Изобразительное искусство» в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего33 часа. Во 2
классе - 1 час в неделю, всего 34 часа, в 3 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа, в 4 классе
- 1 час в неделю, всего 34 часа. Итого135 ч
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные
- осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том
числе с использованием информационных технологий;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты
Регулятивные :
Ученик научится:
- способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоению приёмов поиска нужной информации;
Ученик получит возможность научиться:
-формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
-овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные :
Ученик научится:
-овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство».
-овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
Ученик получит возможность научиться:
-умению работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное
искусство».
Коммуникативные:
Ученик научится:
- основам коммуникативной деятельности, осознанию на практическом уровне значимости работы в
группе и освоению правил групповой работы.
-освоению правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
Ученик получит возможность научиться:
-формированию представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;умению работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное
искусство».
Предметные результаты
Ученик научится
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно- образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального,
российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
Получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности;
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного
искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
5. Содержание учебного предмета.
1 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через
единичное.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.п. Приемы
работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с
различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор
объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и
эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную
погоду.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Опыт художественно творческой деятельности
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета.
2 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.п. Приемы
работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни
человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в
традиционной культуре.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и
эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную
погоду.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.п.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных
предметов быта, видов транспорта.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение
с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом,
объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками
лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Фотография и произведение изобразительного искусства:
сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.п. Приемы
работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования
навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в
природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.п.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и
т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности
цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные
спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность
объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.п.). Ритм линий, пятен,
цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения
в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих
природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —
представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан,
И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Родина моя — Россия. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте
человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве
Человек и человеческие взаимоотношения. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно прикладного искусства народов России). Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение
с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом,
объемом, фактурой.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник
и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков,
туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
4 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.п. Приемы
работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные
приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа
(пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка
скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами
скульптуры.
Декоративно прикладное искусство. Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России (с учетом местных условий).
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и
эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий
в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов.
Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Образ защитника Отечества.
Искусство дарит людям красоту. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Изобразительное искусство
1 класс
№
п/п
1.
Наименования разделов
и тем
Кол-во часов
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения
10
1
Все дети любят рисовать.
1
2
Урок-игра. Изображения
всюду вокруг нас.
1
3
Материалы для уроков
1
Основные виды учебной деятельности
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских
книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет,
изобразительного искусства.
4
Урок-путешествие. Мастер Изображения учит
видеть.
1
5
Урок–сказка. Изображать
можно пятном.
1
6
Изображать можно в объёме.
1
7
Урок–игра. Изображать
можно линией.
1
8
Изображать можно линией.
1
9
Разноцветные краски.
1
10
Урок-путешествие. Художник и зрители.
1
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
9
11
Мир полон украшений.
1
12
Красоту нужно уметь замечать.
1
13
Цветы.
1
2.
умеет, любит.
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных
явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя,
паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления
их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими
средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный
лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
Использовать пятно как основу изобразительного
образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна
и проявлять его путем дорисовки.
Воспринимать и анализировать (на доступном
уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на
плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от
целого к частностям (создание образов зверей,
птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывая пятна (кляксы).
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры
С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными
навыками изображения в объеме.
Находить примеры декоративных украшений в
окружающей действительности (в школе, дома, на
улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в
природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на пер-
14
Узоры на крыльях.
1
15
Красивые рыбы.
1
16
Украшение птиц.
1
17
Узоры, которые создали
люди.
1
18
Как украшает себя человек.
1
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
1
19
3.
Ты строишь. Знакомство
8
с Мастером Постройки
20
Постройки в нашей жизни. 1
21
Дома бывают разными.
1
22
Домики, которые построила природа.
1
23
Снаружи и внутри.
1
вый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из
цветной бумаги (работа гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу
(поместив цветы в нарисованную на большом листе
корзину или вазу). Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и
украшениях.
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.
д., передавая характер их узоров, расцветки, форму
украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и
графической росписи, монотипии и т. д.
Находить орнаментальные украшения в предметном
окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно
написать красками и кистью декоративный эскиз на
листе бумаги.
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие
узнавать героев и характеризующие их. Изображать
сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и
Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма
действий.
Создавать несложные новогодние украшения из
цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании
новогодних украшений
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с
изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
Изображать придуманные дома для себя и своих
друзей или сказочные дома героев детских книг и
24
Строим город.
1
25
Все имеет свое строение.
1
26
Строим вещи.
1
Город, в котором мы живем»
1
Изображение, Украше-
6
27
4.
мультфильмов.
Соотносить внешний вид архитектурной постройки
с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят
дома.
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Наблюдать
постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей,
пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины,
стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму,
конструкцию, пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п .
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней
конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в
виде букв алфавита, различных бытовых предметов
и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми
мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать
различные предметы с точки зрения строения их
формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
Понимать, что в создании формы предметов быта
принимает участие художник дизайнер, который
придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные
простые бытовые предметы, упаковки, а затем
украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные
впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после
экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панноколлажей с изображением городских (сельских)
улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать
в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
ние и Постройка всегда
помогают друг другу
28
Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе.
1
29
Праздник птиц.
1
30
Разноцветные жуки.
1
31
Сказочная страна.
1
32
Времена года. Здравствуй,
Лето!
1
33
1
Выставка детского творчества.
Различать три вида художественной деятельности
(по цели деятельности и как последовательность
этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения,
Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ
(рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
Овладевать навыками коллективной деятельности,
работать организованно в команде одноклассников
под руководством учителя.
Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
Наблюдать и анализировать природные формы.
Овладевать художественными приемами работы с
бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
Придумывать, как достраивать простые заданные
формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных
впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности
свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной
работы (под руководством учителя), выполнять
свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном
музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин
художников.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»
(работа гуашью).
Итого
33
2 класс
№
п/п
Наименования разделов
и тем
Кол-во часов
1.
Чем и как работают художники
9
1
Искусство и ты
1
2
Три основные краски –
красная, синяя, желтая.
1
3
Пять красок – богатство
цвета и тона. «Радуга на
грозовом небе».
1
4
Пять красок — все богатство цвета и тона.
1
5
Пастель и цветные мелки,
акварель, их выразительные возможности
1
6
Выразительные возможности аппликации.
1
7
Выразительность материалов для работы в объеме.
1
8
Выразительные возможности бумаги.
1
9
Для художника любой материал станет выразитель- 1
ным.
Основные виды учебной деятельности
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».
Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать на основе смешивания трех основных
цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
Учиться различать и сравнивать темные и светлые
оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и черной для
получения богатого колорита.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать живописными материалами различные
по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий.
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью.
Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе — дальше).
Изображать осенний лес, используя выразительные
возможности материалов.
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать и использовать особенности изображения
на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли, опавших
листьев.
Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.
Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).
Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.
Изображать, используя графические материалы,
зимний лес.
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень,
металл и др.).
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление)
Создавать объемное изображение животного с передачей характера.
Развивать навыки создания геометрических форм
(конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги,
навыки перевода плоского листа в разнообразные
объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой, навыками
перевода плоского листа в разнообразные объемные
формы.
Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и
их выразительных возможностях.
Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать
собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
2.
Реальность и фантазия
10
Изображение и реаль1
ность. Рисунок животного
11
Изображение и фантазия.
«Сказочная птица».
1
12
Украшение и реальность.
Веточки деревьев с росой
и паутиной.
1
13
Украшение и фантазия.
«Кружево».
1
8
Постройка и реальность.
14
Моделирование форм
подводного мира.
1
15
Постройка и фантазия.
«Город фантазия».
1
16
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают
вместе.
1
17
Братья-Мастера Изобра- 1
жения, украшения и Постройки всегда работают
вместе (обобщение темы).
Рассматривать, изучать и анализировать строение
реальных животных.
Изображать животных, выделяя пропорции частей
тела.
Передавать в изображении характер выбранного
животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
Рассматривать слайды и изображения реальных и
фантастических животных (русская деревянная и
каменная резьба и т.д.).
Придумывать выразительные фантастические образы животных.
Изображать сказочные существа путем соединения
воедино элементов разных животных и даже растений.
Развивать навыки работы гуашью.
Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Эмоционально откликаться на красоту природы.
Создавать с помощью графических материалов, линий изображения раз - личных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.
Осваивать приемы создания орнамента: повторение
модуля, ритмическое чередование элемента.
Создавать украшения (воротничок для платья, под-
зор, закладка для книг и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры,
тушь, фломастеры) с помощью линий различной
толщины.
Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту различных
построек в природе.
Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание,
надрезание, складывание, склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного мира.
Участвовать в создании коллективной работы.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.
Осваивать приемы работы с бумагой.
Придумывать разнообразные конструкции.
Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев - Мастеров (их единство).
Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.
3.
О чем говорит искусство 7
18
Изображение природы в
различных состояниях
1
19
Изображение характера
животных
1
20
Изображение характера
человека
1
21
Образ человека в скульптуре
1
22
Человек и его украшения
1
23
О чём говорят украшения? 1
24
Образ здания
1
Наблюдать природу в различных состояниях.
Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Наблюдать и рассматривать животных в различных
состояниях.
Давать устную зарисовку - характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.
Развивать навыки работы гуашью.
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба
Бабариха и Царевна -Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания
доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние человека.
Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя
(сказочные и былинные персонажи).
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень,
металл и др.).
Развивать навыки создания образов из целого куска
пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером.
Понимать роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения, имеющие
разный характер.
Создавать декоративные композиции заданной
формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи,
кокошники, воротники).
Украшать кокошники, оружие для добрых и злых
сказочных героев и т. д.
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
Приобретать навыки восприятия архитектурного
образа в окружающей жизни и сказочных построек.
Приобретать опыт творческой работы.
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников
4.
Как говорит искусство
25
Цвет как средство выражения: теплые цвета.
Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи».
1
26
Цвет как средство выражения: холодные цвета.
Борьба теплого и холодного. «Мозаика».
1
27
Что выражают теплые и
холодные цвета
1
28
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и
звонкие цвета. «Весенняя
земля».
1
29
Что такое ритм линий?
1
10
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять теплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность теплых
и холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние
цвета.
Осваивать различные приемы работы кистью (мазок
«кирпичик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим
контрастом (угасающий костер вечером, сказочная
жар - птица и т. п.).
Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых
30
Характер линий
1
31
Ритм пятен как средство
выражения.
1
32
Ритм и движение пятен
1
33
Пропорции выражают характер.
1
34
Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции - средства выразительности. Экзамен
художника Тюбика».
1
Выставка детского творчества.
Итого
34
состояний в весенней природе. Изображать борьбу
тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Получать представление об эмоциональной выразительности линии.
Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли).
Развивать навыки работы пастелью, восковыми
мелками.
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними
ветками различных деревьев.
Осознавать, как определенным материалом можно
создать художественный образ.
Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм.
Уметь передавать расположение (ритм) летящих
птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое пропорции.
Создавать выразительные образы животных или
птиц с помощью изменения пропорций.
Понимать и закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств
художественной выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной
творческой работы, уметь договариваться, объясняя
замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли, выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.
3 класс
№
п/п
Наименования разделов
и тем
Кол-во часов
1.
Искусство в твоем доме
8
1
Мастера Изображения,
Постройки и Украшения
1
2
Твои игрушки. Вводная
диагностика
1
3
Посуда у тебя дома.
1
4
Обои и шторы в твоём
доме.
1
5
Мамин платок.
1
6
Твои книжки.
1
7
Открытки.
1
8
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
1
Основные виды учебной деятельности
Характеризовать и эстетически оценивать разные
виды игрушек, материалы, из которых они сделаны.
Понимать и объяснять единство материала, формы
и внешнего оформления игрушек (украшения).
Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.
Учиться видеть и объяснять образное содержание
конструкции и украшения предмета.
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе
создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной
формы посуды и ее декорирования в лепке, а также
навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.
Понимать роль цвета и декора в создании образа
комнаты.
Рассказывать о роли художника и этапах его работы
(постройка, изображение, украшение) при создании
обоев и штор.
Обретать опыт творчества и художественно - практические навыки в создании эскиза обоев или штор
для комнаты в соответствии с ее функциональным
назначением.
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
Понимать зависимость характера узора, цветового
решения платка от того, кому и для чего он предназначен.
Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой
изобразительного мотива в центре, по углам, в виде
свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.
Обрести опыт творчества и художественно - практические навыки в со - здании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы,
бабушки, сестры; праздничный или повседневный).
Понимать роль художника и Братьев - Мастеров в
создании книги (многообразие форм книг, обложка,
иллюстрации, буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные элементы оформления
книги (обложка, иллюстрации, буквицы).
Узнавать и называть произведения нескольких художников - иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки - игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев - Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определенному событию или
декоративную закладку (работа в технике граттажа,
графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).
Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников,
экскурсоводов, Братьев - Мастеров.
Осознавать важную роль художника, его труда в
создании среды жизни человека, предметного мира
в каждом доме.
Уметь представлять любой предмет с точки зрения
участия в его создании волшебных Братьев - Мастеров.
Эстетически оценивать работы сверстников.
2.
Искусство на улицах
твоего города
7
9
Памятники архитектуры.
1
10
Парки, скверы, бульвары.
1
11
Ажурные ограды.
1
12
Волшебные фонари.
1
13
Витрины.
1
14
Удивительный транспорт.
1
15
Труд художника на улицах твоего города (села).
1
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного
города (села).
Раскрывать особенности архитектурного образа города.
Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого
из Братьев - Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке
неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк - мемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши
или выстраивая объемно - пространственную ком-
позицию из бумаги.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку
чугунным оградам в Санкт - Петербурге и Москве,
в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие
объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой,
дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.
Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании ажурных оград.
Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной
решетки.
Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт -Петербурга и других
городов, отмечать особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания.
Уметь объяснять роль художника и Братьев - Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).
Понимать работу художника и Братьев - Мастеров
по созданию витрины как украшения улицы города
и своеобразной рекламы товара.
Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Фантазировать, создавать творческий проект
оформления витрины магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими
навыками в процессе создания образа витрины.
Уметь видеть образ в облике машины.
Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные
формы автомобилей и их украшение.
Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных
форм с инженерными конструкциями и образным
решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических
машин.
Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень
нужную работу художника и Мастеров Постройки,
Украшения и Изображения в создании облика города.
Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной образовательной игре
в качестве экскурсовод.
3.
Художник и зрелище
11
16
Художник в цирке. Цирковое представление.
1
17
Художник в театре. Образ
театрального героя.
1
18
Театр кукол
1
19
Театр кукол.
1
20
Карнавальные маски
1
21
Карнавальные маски.
1
22
Афиша и плакат.
1
23
Афиша, плакат к спектаклю.
1
24
Праздник в городе. Парад
военной техники (к 23
февраля)
1
25
Праздник в городе. Открытка для мамы (к 8 мар- 1
та).
26
Школьный праздниккарнавал (обобщение темы).
1
Понимать и объяснять важную роль художника в
цирке (создание красочных декораций, костюмов,
циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового
представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.
Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в
яркие образы.
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с
объемными (лепными, конструктивными) или
плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в
спектакль.
Овладевать навыками создания объемно - пространственной композиции.
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу
(характерную головку куклы, характерные детали
костюма, соответствующие сказочному персонажу);
применять для работы пластилин, бумагу, нитки,
ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или
празднику.
Иметь представление о назначении театральной
афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает
название, лаконично рассказывает о самом спектакле).
Уметь видеть и определять в афишах - плакатах
изображение, украшение и постройку.
Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к
спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.
Осваивать навыки лаконичного, декоративно обобщенного изображения (в процессе создания
афиши или плаката).
Объяснять работу художника по созданию облика
праздничного города.
Фантазировать о том, как можно украсить город к
празднику Победы (9 Мая), Нового года или на
Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.
Создавать в рисунке проект оформления праздника.
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным
и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или
веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
4.
Художник и музей
8
27
Музей в жизни города.
1
28
Картина - особый мир.
Музеи искусства.
1
29
Картина-пейзаж
1
30
Картина-портрет.
1
31
Картина-натюрморт.
1
32
Картины исторические и
бытовые
1
33
Скульптура в музее и на
улице.
1
34
Выставка детского творчества
1
Понимать и объяснять роль художественного музея,
учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную
Третьяковскую галерею, Государственный русский
музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина.
Иметь представление о самых разных видах музеев
и роли художника в создании их экспозиций.
Иметь представление, что картина — это особый
мир, созданный художником, наполненный его
мыслями, чувствами и переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем
опыте восприятия произведений изобразительного
искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Знать имена крупнейших русских художниковпейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже цветом.
Иметь представление об изобразительном жанре —
портрете и нескольких известных картинахпортретах.
Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо
знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о време-
ни, в котором он живет, его интересах.
Понимать, что в натюрморте важную роль играет
настроение, которое художник передает цветом.
Изображать натюрморт по представлению с ярко
выраженным настроением (радостное, праздничное,
грустное и т.д.).
Развивать живописные и композиционные навыки.
Знать имена нескольких художников, работавших в
жанре натюрморта.
Иметь представление о картинах исторического и
бытового жанра.
Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.
Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни
(дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.
Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).
Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего
пространства для восприятия скульптуры.
Объяснять роль скульптурных памятников.
Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.
Называть виды скульптуры (скульптура в музеях,
скульптурные памятники, парковая скульптура),
материалы, которыми работает скульптор.
Лепить фигуру человека или животного, передавая
выразительную пластику движения.
Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую
активность.
Проводить экскурсии по выставке детских работ.
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
Итого
34
4 класс
№
п/п
Наименования разделов
и тем
Кол-во часов
1.
Истоки родного искусства 8
1
Вводный урок. Инструктаж
по технике безопасности.
1
2
Пейзаж родной земли.
1
3
Деревня - деревянный мир.
Создание образа русской
1
Основные виды учебной деятельности
Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.
Использовать выразительные средства живописи для
избы.
4
Украшение деревянных построек и их значение.
1
5
Коллективное панно «Деревня».
1
6
Образ красоты человека.
Женский портрет.
1
7
Образ красоты человека.
Мужской портрет.
1
8
Народные праздники. Коллективное панно «Осенняя
ярмарка». Обобщение темы 1
"Истоки родного искусства.
2.
Древние города нашей
земли
7
создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии постройки с
окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской избы и
назначение ее от - дельных элементов.
Изображать графическими или живописными средствами образ русской.
Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно (объемный макет)
способом объединения индивидуально сделанных
изображений.
Овладевать навыками коллективной деятельности,
работать организованно в команде одноклассников
под руководством учителя.
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию русского
народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев - Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и
Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы
человека в произведениях художников.
Создавать женские и мужские народные образы
(портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Эстетически оценивать красоту и значение народных
праздников.
Знать и называть несколько произведений русских
художников на тему народных праздников.
Создавать индивидуальные композиционные работы
и коллективные панно на тему народного праздника.
Овладевать на практике элементарными основами
композиции
.
9
Родной угол. Изображение
башен с разными пропорциями.
1
10
Древние соборы. Изображение храма.
1
11
Города Русской земли.
Изображение древнего города.
1
12
Древние воины – защитники.
1
13
Города Русской земли. Нов1
город. Псков. Владимир и
Суздаль. Москва.
14
Узорочье теремов. Изображение узора в полосе.
15
Панно «Пир в теремных палатах». Обобщение темы
1
"Древние города нашей
земли".
1
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.
Знать картины художников, изображающие древнерусские города.
Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре
древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм
(лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).
Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью
людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны. Знать и
называть картины художников, изображающих
древнерусских воинов — защитников Родины (В.
Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Уметь анализировать ценность и неповторимость
памятников древнерусской архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту
городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в древнерусской
архитектуре разных городов России. Уметь объяс-
нять значение архитектурных памятников древнего
зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).
Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения
и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении праздничную нарядность,
узорочье интерьера терема (подготовка фона для
следующего задания).
Понимать роль постройки, изображения, украшения
при создании образа древнерусского города.
Создавать изображения на тему праздничного пира в
теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
3.
Каждый народ – художник 11
16
Страна восходящего солнца. Изображение японского
сада.
17
Образ художественной
культуры Японии. Создание 1
образа японки.
18
Народы гор и степей.
19
Изображение степного пей1
зажа.
20
Города в пустыне.
1
21
Создание образа древнего
среднеазиатского города
1
22
Древняя Эллада. Пейзаж
1
1
1
Обрести знания о многообразии представлений
народов мира о красоте.
Иметь интерес к иной и необычной художественной
культуре.
Иметь представления о целостности и внутренней
обоснованности различных художественных культур.
Воспринимать эстетический характер традиционного
для Японии пони - мания красоты природы.
Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.
Понимать особенности изображения, украшения и
постройки в искусстве Японии. Изображать природу
через детали, характерные для японского искусства
(ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с
кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на
Эллады.
23
Древняя Эллада. Создание
панно «Олимпийские игры
в Древней Греции».
24
Европейские города Средневековья. Панно «Площадь 1
средневекового города».
25
Европейские города Средневековья. Панно «Площадь
средневекового города».
1
Обобщение темы "Многообразие художественных
культур в мире".
26
Древняя Эллада. Пейзаж
Эллады.
1
1
фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и
графические навыки.
Создавать женский образ в национальной одежде в
традициях японского искусства. Создавать образ
праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки в изображении природы
и человека, новые конструктивные навыки, новые
композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных
условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в
степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и при - родных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками конструирования из бумаги и
орнаментальной графики.
Эстетически воспринимать произведения искусства
Древней Греции, выражать свое отношение к ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.
Моделировать из бумаги конструкцию греческих
храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать
олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и
участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать и развивать навыки конструирования
из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в условиях
новой образной системы.
Осознавать цельность каждой культуры, естествен-
ную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на
уроках.
Соотносить особенности традиционной культуры
народов мира в высказываниях, эмоциональных
оценках, собственной художественно - творческой
деятельности.
Осознать как прекрасное то, что человечество столь
богато разными художественными культурами.
4.
Искусство объединяет
народы
27
Материнство. Изображение
1
лица мамы.
28
Материнство. Изображение
1
матери с ребёнком.
29
Мудрость старости. Создание портрета пожилого человека.
1
30
Сопереживание. Изображение героя, вызывающего
сочувствие.
1
31
Герои-защитники. Создание
1
эскиза памятника герою.
32
Юность и надежды. Создание образа радости детства
и светлой юности.
1
33
Искусство народов мира.
1
34
Обобщение темы «Искусство народов мира». Выставка детского творчества
1
8
.
Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.
Развивать навыки композиционного изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и
жизни.
Развивать навыки восприятия произведений искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах
близких людей.
Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека
(изображение по представлению на основе наблюдений).
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях
искусства выражается печальное и трагическое содержание.
Эмоционально откликаться на образы страдания в
произведениях искусства, пробуждающих чувства
печали и участия.
Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой работе
драматический сюжет.
Приобретать творческий композиционный опыт в
создании героического образа.
Приводить примеры памятников героям Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.
Приводить примеры произведений изобразительного
искусства, посвященных теме детства, юности,
надежды, уметь выражать свое отношение к ним.
Выражать художественными средствами радость при
изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения и
поэтического видения жизни.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, об
особенностях понимания ими красоты.
Объяснять, почему многообразие художественных
культур (образов красоты) является богатством и
ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать свои работы и работы
одноклассников с позиций творческих задач, с точки
зрения выражения содержания в работе.
Участвовать в обсуждении выставки.
Итого
34
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
Учебники:
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс;
Л. А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.
Пособия для учащихся:
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Пособие для учителя:
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.
Оборудование:
- Книги о художниках и художественных музеях;
- Аудиозаписи по музыке, литературные произведения;
- Презентации;
- Муляжи фруктов и овощей;
- Альбомы для рисования;
- Наборы красок, карандашей, фломастеров, гуашь, пастель;
- Наборы кисточек;
- Классная доска;
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
Интернет ресурсы:
- Учебные презентации, рф/izo.html; pedsovet.su/load/123