Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 2_РП_Коррекционно-развивающих занятий дефектолога _ЗПР 7.2_

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
________________________ по УР

директор

Гойдра Н.П. ________________________
от «02» 06 2025 г.
Васильева С.В.
от «24» 06 2025 г.

Рычков Н.А.
от «24» 06 2025 г.

________________________

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР (вариант 7.2)
для 4 класса
(пятый год обучения)

2025-2026 учебный год

п.Пионерский 2025 год

Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………...…3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...……....3
1.1.1. Значимые для реализации Программы характеристики…………………6
1.1.2 Характеристика познавательного развития учащихся 4 классов с ОВЗ,
имеющих ЗПР.…………………………..……………..…..…………………….7
1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………..…..….8
1.3. Оценка планируемых результатов………….……………..……….……..15
2. Содержательный раздел……………………………………….………..….....15
2.1. Особенности построения рабочей программы…………………..……....15
2.2. Содержание рабочей программы……………………………..…..…….…17
2.3. Календарно - тематическое планирование………………………….…...22
3. Организационный раздел………………………………………..…………....27
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности……….……......27
3.2. Условия реализации рабочей программы……………………….……....27
3.2.1. Предметно-развивающая среда……………………………….......…....27
3.2.2. Методическое обеспечение……………………………………………....28
4. Список литературы………………………………………………….…….…..29

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(дефектологические)» является обязательной частью коррекционноразвивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) и реализуется на протяжении всего периода
обучения в начальной школе.
Предлагаемая рабочая программа коррекционно-развивающей работы
направлена на коррекционное воздействие на учебно-познавательную
деятельность обучающихся 4 классов, получающих образование в
соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2) с
целью ослабления нарушений познавательных процессов и развития до
нормативного уровня необходимых для освоения учебного материала
психофизических функций.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными,
региональными и локальными нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
7 июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном
образовании детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации».

Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».

Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О
совершенствовании
деятельности
психолого-медико-педагогических
комиссий».
3


Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2).

Федеральная рабочая программа начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2),
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)».
Данная программа также составлена с учетом содержания и требований
Федеральной рабочей программы НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР,
вариант 7.2) по учебному предмету «Русский язык», «Математика»,
«Окружающий мир» для 4 класса.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ деятельность
образовательной организации должна быть направлена на создание условий
для эффективной реализации и освоения всеми обучающимися Федеральной
образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО),
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования (АООП НОО), составленной на основе ФАОП ОВЗ.
Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является
организация «социально-педагогической и психологической помощи,
психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)
Рабочая программа реализуется в рамках системы коррекционнопедагогической работы учителя-дефектолога и поддерживается следующими
направлениями
деятельности:
диагностическим,
коррекционноразвивающим,
консультативно-просветительским,
организационнометодическим.
Для содействия «в развитии индивидуальных способностей,
положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся
первых классов с ЗПР в образовательных организациях, реализующих
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, необходимы:
- своевременная психолого-педагогическая диагностика возможностей
обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- оказание целевой коррекционной, психологической помощи
учащимся с ЗПР для устранения препятствий к их обучению;
- систематическая оценка динамики развития и образовательных
достижений обучающихся в процессе реализации коррекционноразвивающей программы.
Цель программы: предоставление помощи в освоении предметного
содержания образовательной программы, коррекция и развитие учебнопознавательной деятельности и психофизических функций, формирование
4

базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности,
необходимых для формирования учебных навыков и компетенций.
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также
предполагает развитие навыков социальной (жизненной компетенции) у
обучающихся с ЗПР.
Задачи:
- формировать учебное поведение и структурные компоненты учебной
деятельности (ориентировочный этап, удержание алгоритма учебных
действий, сличение с образцом, промежуточный и итоговый контроль);
- развивать сенсорную и сенсомоторную сферы;
- развивать
зрительно-пространственные и пространственно-временные
представления и ориентировки;
- развивать познавательные процессы на основе учебного материала;
- формировать приемы мыслительной деятельности, корректировать и
развивать базовые мыслительные операций;
-восполнять образовательные дефициты, обусловленные недостаточной
готовностью к школьному обучению;
-формировать алгоритмы учебно-познавательных действий и корректировать
учебные навыки на основе определения индивидуальных трудностей в
обучении учащегося с ЗПР;
-расширять разносторонние представления о предметах и явлениях
окружающей действительности;
- обогащать словарный запас;
- формировать и развивать связную речь (диалогическую и монологическую
формы);
- формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
-обогащать речевой опыт, способствующий развитию познавательных
процессов;
- формировать навыки социальной (жизненной) компетенции.
В соответствии с ФАОП НОО ОВЗ Программа опирается на
следующие принципы:
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- онтогенетический принцип;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип преемственности,
что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с ОВЗ;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им
5

предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной
и
учебной
деятельности,
коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:
- Сенсорное и сенсомоторное развитие.
- Коррекция и развитие пространственных отношений и временных
представлений.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном
материале.
- Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи.
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование
приемов умственных действий.
- Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).
1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристики
В последние годы анализ результатов исследований показывает
увеличение числа детей, имеющих задержку психического развития,
испытывающих трудности, связанные с недостаточной сформированностью
предпосылок учебной деятельности во 2-4 классах.
Современная психолого-педагогическая типология (классификация)
задержки психического развития Н.В. Бабкиной, И.А. Коробейникова
выделяет три группы обучающихся: дети с легкой, умеренной и выраженной
ЗПР.
К первой группе относятся дети с легкой ЗПР, у которых не
наблюдается грубых нарушений познавательного развития. Вместе с тем без
специальной помощи успешно усваивать образовательную программу они не
могут. При общем уровне психофизического развития, близком к
нормативным возрастным показателям, у ребенка отмечаются отдельные
дефициты в сферах зрительно-моторной координации, пространственновременных
представлений,
фонетико-фонематического
развития,
логического мышления.
Ко второй группе относятся дети с умеренной ЗПР. Для них
характерны более выраженные дефициты развития познавательных
процессов, регуляторных функций, отмечаются несколько пониженная
способность к усвоению нового учебного материала, общая социальноэмоциональная незрелость. Мыслительная деятельность недостаточна в
словесно-логическом плане, отмечается тугоподвижность мыслительных
процессов, мыслительные операции доступны при использовании
наглядного, образного или конкретного материала. Произвольная регуляция
6

поведения, учебной и познавательной деятельности, контроль эмоций
сформированы у таких детей значительно ниже нормы.
К третьей группе относятся дети с выраженной ЗПР. У них
обнаруживаются проявления нарушения, пограничные с легкой степенью
умственной отсталости. Познавательные способности обучающихся данной
группы значительно снижены, возможности заметно ограничены.
Интеллектуальное развитие у них сильно запаздывает в сравнении с
возрастной нормой. Мышление характеризуется конкретностью, им
малодоступно выполнение логических операций. Отмечаются нарушения
памяти, внимания, значительно снижен темп развития речи, выражена
недостаточность развития мелкой моторики, координации движений,
пространственных представлений. Школьники этой группы испытывают
значительные трудности освоения школьной программы.
1.1.2. Характеристика познавательного развития учащихся
4 классов с ОВЗ, имеющих ЗПР
Обучающиеся 4 классов с ЗПР испытывают в той или иной степени
затруднения в усвоении учебных программ, вызванные недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и поведения. Общими являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У многих
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Учебная деятельность учащихся 4 классов отличается ослабленностью
регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения:
- отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;
- необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в
заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям;
- недостаточной целенаправленностью деятельности;
- малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления
улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины
ошибок.
Недостаточная
выраженность
познавательных
интересов
у
представленной категории учащихся сочетается с незрелостью высших
психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной
недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой
координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется
в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков,
соответствующих данному возрасту и необходимых ребенку при обучении в
школе.
7

1.2. Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся 4 класса с ЗПР достигают планируемых результатов
обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На
успешность
оказывают
влияние
индивидуальные
особенности
познавательной
деятельности,
темп
деятельности,
особенности
формирования учебной деятельности.
Программно-методические материалы способствуют предупреждению
или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных
результатов
(коммуникативных,
познавательных,
регулятивных
универсальных учебных действий).
Изучение курса ««Психокоррекционные занятия (дефектологические)»
имеет тесную связь с изучением предметов «Русский язык», «Окружающий
мир», «Математика» в 4 классе и способствует формированию у
обучающегося следующих личностных результатов:
Класс

4

Гражданскопатриотическое
воспитание

Духовнонравственное и
эстетическое
воспитание
- осознание своей
-осознание языка как
этнокультурной и одной из главных
российской
духовногражданской
нравственных
идентичности,
ценностей народа;
понимание роли
проявление
русского языка как сопереживания,
государственного
уважения и
языка Российской доброжелательности,
Федерации и
в том числе с
языка
использованием
межнационального адекватных
общения народов
языковых средств
России.
для выражения
- способность к
своего состояния и
осмыслению
чувств;
социального
- уважительное
окружения, своего отношение и интерес
места в нем;
к художественной
формирование
культуре.
навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях;
- применять
правила
совместной
деятельности со

Физическое
воспитание

-бережное
отношение к
физическому и
психическому
здоровью,
проявляющееся
в выборе
приемлемых
способов
речевого
самовыражения
и соблюдении
норм речевого
этикета и
правил
общения.

Трудовое и
экологическое
воспитание
-осознание
ценности труда
в жизни
человека и
общества;
- бережное
отношение к
природе,
формируемое в
процессе
работы с
текстами;
-неприятие
действий,
приносящих
вред природе;
- овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми
в повседневной
жизни.

8

сверстниками,
проявлять
способность
договариваться,
лидировать,
следовать
указаниям,
-осознавать
личную
ответственность и
объективно
оценивать свой
вклад в общий
результат.

Изучение курса ««Психокоррекционные занятия (дефектологические)» в 4
классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом
метапредметных результатов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Класс

Самоорганизация

Самоконтроль

4

-соблюдать правила
учебного поведения;
-учитывать выделенные
учителем ориентиры
действия в новом
учебном материале (в
сотрудничестве с
учителем,
одноклассниками);
-придерживаться
инструкций, плана,
алгоритма на материале
разных учебных заданий;
-самостоятельно
планировать действия по
решению учебной задачи
для получения
результата;
-выстраивать
последовательность
выбранных действий;
-предвидеть трудности и
возможные ошибки.

-оценивать свой результат
действия;
-сопоставлять результат с
образцом;
-контролировать процесс и
результат выполнения
задания, корректировать
учебные действия для
преодоления ошибок;
-находить ошибки в своей и
чужих работах, устанавливать
их причины;
-адекватно принимать оценку
своей работы;
-понимать причины успеханеуспеха учебной
деятельности и способности
конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.

Совместная
деятельность
-принимать цель
совместной
деятельности,
коллективно
строить действия
по её
достижению:
распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс и
результат
совместной
работы;
-слушать мнение
партнера по
поводу решения
учебной задачи;
-ответственно
выполнять свою
часть работы;
-оценивать свой
вклад в общий
результат.

Познавательные универсальные учебные действия
Класс

Базовые логические действия

4

-применять базовые логические

Базовые
исследовательские
действия
- проявлять

Работа с
информацией
-выбирать источник
9

универсальные действия:
сравнение, анализ,
классификация (группировка),
обобщение;
-устанавливать связи и
зависимости между объектами
(часть-целое; причинаследствие; протяжённость);
- использовать элементарные
знаково-символические
средства в учебнопознавательной деятельности;
-применять практические
графические и измерительные
навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
-ориентироваться в изученных
понятиях и соотносить понятие
с его краткой характеристикой;
-классифицировать
предложенные
языковые
единицы;
-устно характеризовать
языковые единицы по заданным
признакам;

способность
ориентироваться в
учебном материале;
-формулировать
выводы и предлагать
доказательства по
изученной теме;
-выполнять по
предложенному плану
задание;
-формулировать
выводы об
особенностях
каждого из трёх типов
текстов, подкреплять
их доказательствами
на основе результатов
проведенного
наблюдения.

получения
информации;
- читать,
интерпретировать
графически
представленную
информацию (схему,
таблицу, другую
модель);
- представлять
информацию в
заданной форме;
- выявлять
недостаток
информации для
решения учебной
(практической)
задачи на основе
предложенного
алгоритма.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Класс
4

Общение
-воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые
средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения
в знакомой среде;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
-применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного
общения;
-строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при
обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
-создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип
текста;
-готовить небольшие публичные выступления;
-подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.

К концу обучения в 4 классе обучающийся должен достигнуть
следующих результатов:
Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»
- различать и дифференцировать тактильные ощущения, ранжировать
их по интенсивности;
-словесно обозначать ощущения;
-вычленять объекты в условиях затрудненного зрительного восприятия,
из сложного чертежа;
10

-выполнять кинезиологические упражнения на основе предварительной
речевой инструкции;
- выполнять тонкодифференцированные графические движения;
- выполнять сложные графические диктанты.
Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и
временных представлений»:
- понимать относительность пространственных отношений;
- самостоятельно составлять схемы и маршруты;
- ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскости;
- уметь проводить мысленные перемещения простых объектов в
пространстве с определением итогового расположения;
- выражать пространственные отношения в речи, понимать и строить
логико-грамматические конструкции;
- понимать ленту времени, определять временную последовательность
событий.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале»
- опознавать объекты в разных ракурсах, графических изображениях, в
условиях затрудненного зрительного восприятия;
-удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких объектах;
- использовать опосредованные приемы запоминания;
- выполнять последовательность учебных действий по алгоритму;
-осуществлять поиск информации, находить явно заданную
информацию, отвечая на вопросы;
- владеть приемами переработки и преобразования информации,
представленной в виде текста, таблицы, схемы.
Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи»:
- уметь составлять краткое и подробное изложение прослушанного
текста;
- уметь составлять творческое изложение повествовательного текста
по измененному плану;
- уметь составлять сочинения описательного и повествовательного
характера.
Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий»:
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительные
операции анализа и синтеза:
прием выделения признака объекта;
прием выделения совокупности признаков объекта;
прием соотносительного анализа;
прием сопоставительного анализа;
прием совмещения признаков объекта;
прием анализирующего наблюдения;
прием выделения части из целого;
11

прием восполнения целого по его части;
прием пространственного анализа, определения пространственного
расположения частей целого;
прием восприятия объекта как целого;
прием синтезирования объекта;
прием выделения существенных признаков объектов, конкретных
житейских понятий, простых учебных понятий;
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию
сравнения:
прием определения признаков сходства и различия;
прием сопоставления признаков объекта;
прием нахождения объекта идентичного заданному на основании
сопоставления признаков;
прием образного сравнения;
прием сравнения конкретных житейских и простых учебных понятий
по существенным признакам;
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию
классификация:
прием отнесения объекта к классу;
прием группировки объектов по заданному основанию (один, два, три
признака);
прием определения общих признаков сгруппированных объектов –
выбор основания для классификации сгруппированного материала
(предметов, конкретных понятий);
прием определения основания для классификации;
прием группировки объектов по самостоятельно найденному
основанию;
прием классификации конкретных житейских и простых учебных
понятий;
- владеть логическими приемами, составляющими мыслительную операцию
обобщения:
прием отнесения объекта к роду;
прием определения родо-видовых отношений;
прием определения отношений последовательного подчинения;
прием определения конкретных житейских понятий;
прием упорядочивания и систематизации объектов;
прием установления и соблюдения логических отношений,
закономерности;
прием установления причинно-следственных зависимостей;
прием обобщения образного смысла метафор, пословиц и поговорок;
прием определения скрытого смысла наглядно предъявляемых
сюжетов;
прием определения скрытого смысла текстов;
- уметь делать суждения, умозаключения по аналогии, решать логические
задачи.
12

Модуль
«Восполнение
образовательных
дефицитов
(индивидуальный)»:
- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по
предмету «Русский язык»:
- осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
- уметь правильно произносить и различать гласные и согласные звуки,
акустически сходные фонемы;
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в
слове по заданным параметрам;
- производить звуко­буквенный анализ слова (по алгоритму), составлять
звуко-буквенные схемы слов;
- уметь оперировать в процессе общения активной лексикой в
соответствии с коммуникативной задачей;
- устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме
изученного
материала)
по
комплексу
освоенных
грамматических признаков;
- определять грамматические признаки частей речи (в объеме
изученного материала);
- овладеть диалогической формой речи, уметь выражать собственное
мнение и аргументировать его;
- практически овладеть устными монологическими высказываниями на
определенную тему с использованием разных типов речи;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических
норм, правильной интонации;
- формулировать
простые
выводы
на
основе
прочитанного
(услышанного) устно и письменно;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 65 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 55-60 слов с учётом изученных
правил правописания;
- понимание функции небуквенных графических средств (пробел, знак
переноса);
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
- умение анализировать корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, частей текста, выписывать из текста слова,
словосочетания и предложения, отвечать на вопросы к тексту;
- создавать небольшие устные и письменные тексты для конкретной
ситуации письменного общения;
- читать вслух программные тексты с соблюдением интонации и пауз в
соответствии со знаками препинания в конце предложения.
- осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
13

- писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданные
темы;
- объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать
изученные понятия;
- с помощью учителя уточнять значение слова с помощью справочных
изданий, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень.
- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по
предмету «Математика»:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
- находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в
заданное число раз (при необходимости с использованием таблицы
разрядных единиц);
- выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с
многозначными числами письменно (в пределах 100 — устно);
умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное
число письменно (в пределах 100 — устно); деление с остатком —
письменно с опорой на алгоритм (в пределах 1000);
- вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок),
содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с
многозначными
числами;
находить
неизвестный
компонент
арифметического действия;
- использовать единицы величин при решении задач (длина, масса,
время,
вместимость,
стоимость,
площадь,
скорость)
(при
необходимости с использованием таблиц величин);
- решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование
заданных величин (при необходимости с использованием таблицы
величин), выбирать при решении подходящие способы вычисления,
сочетая устные и письменные вычисления, оценивать полученный
результат по критерию: соответствие условию;
- группировать объекты по заданному признаку; находить и называть
закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
- различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу,
извлекать данное/данные из таблицы.
- владеть учебными навыками в соответствии с программным
материалом по предмету «Окружающий мир»:
- иметь представление о месте изученных событий на «ленте времени»;
- иметь представление об основных правах и обязанностях гражданина
- Российской Федерации;
- иметь представление о соотнесении изученных исторических событий
и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
- описывать на основе предложенного плана/опорных слов изученные
объекты, выделяя их существенные признаки;
- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе.
14

1.3. Оценка планируемых результатов
Оценка достижений образовательного результата осуществляется в
рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое
включает стартовую (первичную), промежуточную и итоговую диагностику.
Стандартизированные диагностические методикииспользуются на начальном
(1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционной работы.
Обследование
развития
высших
психических
функций
и
познавательных процессов проводится на основе диагностического
материала в соответствии с возрастом обучающегося. Учитель-дефектолог
проводит также изучение уровня учебно-познавательной деятельности
ребенка, уровня его обученности и обучаемости. Для определения
сформированности метапредметных умений могут быть использованы
задания из комплексной диагностической работы овладения универсальными
учебными действиями по годам обучения, анализ текущих письменных работ
обучающегося, тестовых и контрольных работ по предметам.
Перечень основных психолого-диагностических методик
ПФФ
Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Методики/оборудование
 Бланки «Корректурных проб»
 Таблицы Шульте
 Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими
деталями (из методики Векслера).
 Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых
предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы,
наложены один на другой — фигуры Поппельрейтора).
 «Почтовый ящик» (коробка форм).
 Доски Сегена разных вариантов сложности.
 Кубики Кооса.
 Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
(методика Т.Н. Головиной).
 Набор предметных картинок, разрезанных на 2-3-4-6-8 частей.
 Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания
(возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов,
геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
 Бланки к методике для запоминания 10 слов.
 Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением
предметов (методика А. Н. Леонтьева).
 Бланки с текстами для воспроизведения
 Таблица с изображениями предметов, один из которых, не,
подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету,
родовой категории).
 Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
 Набор карточек с изображением предметов разных родовых
категорий
для
исследования
операции
классификации.
(Классификации).
 Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии».
 Таблицы с пословицами, поговорками и загадками.
 Сюжетные картинки «Нелепицы».
15

 Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные,
сложные, с конфликтным содержанием).
 Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента»
(методика А.Я. Ивановой).
Эмоционально Бланки для исследования самооценки по методике Дембоволевая сфера
Рубинштейн.
 Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций,
подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
 Методика изучения фрустрационных реакций («Методика
рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
 Бланки с методикой незаконченных предложений.
 Таблицы к методике Рене-Жиля.
Речевое развитие  Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
Т. А. Фотековой.
 Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
 Методика обследования речевого развития учащихся начальных
классов. (Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., 2018)
 Проверка навыков письма (по Садовниковой И.Н.)
 Азова О.И. Логопедическое обследование младших школьников.
 Елецкая О.В, Тараканова А. «Дифференциальная диагностика
нарушений речевого развития».
 Щутина Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами
аутистического спектра.
Сформированност  Тестовая беседа.
ь школьной,
 Тест Керна Иерасика.
учебной
мотивации

2. Содержательный раздел
2.1. Особенности построения рабочей программы
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ АООП НОО
направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и
реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном
плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая
коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)»,
который является частью программы коррекционной работы, обязателен для
изучения. На основе данного курса строится содержание данной рабочей
программы коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога.
Содержание рабочей программы определяется также в соответствии с
требованиями к результату изучения учебных предметов в 4 классе
«Математика», «Окружающий мир», «Русский язык» и основывается на
использовании учебного материала.
Так как рабочая программа строится по модульному принципу, который
позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии
с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого
модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при
16

сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-дефектолог
может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем
исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию
которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное
содержание каждого модуля является основой для тематического
планирования.
2.2. Содержание рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на учащихся 4 классов (5 год
обучения). Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября по 25
мая.
В поурочно-тематическом планировании графа «Количество часов»
заполняется в соответствии с выбором учителя-дефектолога количества
часов на изучение определенного раздела. Время освоения содержания
каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается
выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно
использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до
102 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического
тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3
раза в неделю по 40 минут. Группы комплектуются в количестве 2-3 человек.
Система коррекционно-развивающего обручения в данной программе
условно делится на шесть разделов согласно модулям: «Сенсорное и
сенсомоторное развитие», «Коррекция и развитие пространственных
отношений и временных представлений», «Коррекция и развитие
познавательной деятельности на учебном материале», «Расширение
представлений об окружающем мире и развитие речи», «Коррекция и
развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных
действий», «Восполнение образовательных дефицитов».
Помимо этого выделяются 4-6 академических часа в начале курса и
4-6 академических часа
в конце курса на психолого-педагогическую
диагностику учащихся.
1. Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие»
Развитие перцептивных возможностей. Отработка навыков
распознавания объектов в условиях затрудненного зрительного восприятия,
из сложного чертежа. Тонкая дифференциация предметов на ощупь
(выпуклый,
вогнутый,
колючий,
стеклянный,
металлический,
пластмассовый). Развитие дифференцированных осязательных ощущение
(мокрое, влажное, сухое и т.д).
Развитие
кинестетических
основ
движения.
Выполнение
кинезиологических упражнений на основе предварительной речевой
инструкции.
Развитие
графо-моторных
функций.
Совершенствование
тонкодифференцированных графических движений. Копирование по
17

клеточкам сложных графических изображений. Выполнение сложных
графических диктантов и самодиктантов.
2. Модуль «Коррекция и развитие пространственных отношений и
временных представлений»
Восприятие
пространственного
расположения
объектов
относительно друг друга. Развитие понимания относительности
пространственных отношений: учить мысленно представлять себя на месте,
которое занимает в пространстве тот или иной предмет, сравнивать
расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в
зеркале, определять пространственные отношения между собой и
окружающими предметами после поворота на 90 градусов и 180 градусов.
Пространственная ориентировка на плоскости (горизонтальной,
вертикальной). Отработка умений ориентировки на плоскости (перенос
изображений в измененном масштабе, рисование планов местности по тексту
в заданном масштабе).
Развитие умений выражать пространственные отношения в речи,
понимать и строить логико-грамматические конструкции. Отработка
умений строить логико-грамматические конструкции: инверсионные речевые
конструкции, конструкции с наличием обратимости выражения,
конструкции пространственно-временных отношений, выраженных при
помощи предлогов.
Развитие временных представлений: Определение времени по
цифровым и аналоговым часам. Перевод единиц времени. Лента времени
(исторические события и даты).
3. Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на
учебном материале»
Развитие познавательных процессов.
Отработка навыков
зрительного различения, сопоставления и распознавания зашумлённых,
наложенных, силуэтных, теневых, конфликтных изображений. Проработка
дифференцированности зрительного восприятия. Тренировка скорости и
увеличение объема зрительного восприятия. Развитие произвольного
внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на
нескольких объектах. Формирование способности распределять внимание и
переключать его между объектами на учебном материале 4 класса. Отработка
приемов запоминания и воспроизведения учебного материала.
Познавательные действия при работе с алгоритмами. Отработка
умения выполнять учебные действия по алгоритму. Отработка навыка
работы с алгоритмом применения правила.
Работа с алгоритмом
применения правила.
Познавательные действия по преобразованию информации.
Отработка навыка преобразования информации, представленной в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы в другой вид (текст, запись, чисел,
числовых выражений и т.д.).
4. Модуль «Расширение представлений об окружающем мире и
развитие речи»
18

Составление краткого и подробного изложения прослушанного текста.
Отработка приемов анализа и редактирования сочинений, нахождения
ошибок разного типа. Составление сочинения-описания с опорой на
вопросный план. Развитие умений составлять творческое изложение
повествовательного текста по измененному плану/с изменением лица
рассказчика. Отработка приемов составления сочинения по наблюдениям с
элементами рассуждения. Составление изложения теста-описания.
Составление текста сочинения-рассуждения. Составление научного теста.
Составление текста сочинения по аналогии с другим текстом.
5. Модуль «Коррекция и развитие мыслительной деятельности,
формирование приемов умственных действий»
Анализ и синтез. Оперирование признаками объекта (выделение,
сопоставление, совмещение) объекта и простого учебного понятия.
Сопоставление простых учебных понятий на основе выделения
существенных признаков. Характеристика объекта, простого учебного
понятия по признакам. Упорядочивание логических рядов на основе
выделения существенных изменяющихся признаков. Отработка навыков
пространственного анализа и синтеза. Выполнение детального анализа
сюжетной линии серии картинок со скрытым смыслом, с юмористическим
содержанием.
Сравнение. Отработка навыков сравнения простых учебных понятий.
Использование в речи образных сравнений.
Классификация. Отработка навыков классификации простых учебных
понятий. Выполнение различных видов группировок на материале учебных
предметов (группировка слов по грамматическим признакам, группировка
классов растений, животных и т.д.).
Обобщение, конкретизация, абстрагирование. Отработка умения
давать определение простому учебному понятию с опорой на алгоритм.
Обобщение объектов и конкретных житейских понятий/простых учебных
понятий по существенным признакам с исключением лишнего. Отработка
познавательных действий при работе с информацией: определять и различать
основную и второстепенную информацию на основе текста, сопоставлять
факты из разных частей текста, определять место искомой информации
(нахождение заданного смыслового фрагмента); интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Отработка умения объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок.
Понимание оценочных суждений нравственного смысла поступков,
заключенного в пословице и поговорке. Соотнесение срытого смысла сюжета
и притчи со значением пословицы (поговорки). Употребление пословиц и
поговорок в речи.
Суждение и умозаключение. Отработка умения делать умозаключение
по аналогии на учебном материале. Решение аналитических задач.
6.
Модуль
«Восполнение
образовательных
дефицитов
(индивидуальный)»
Восполнение индивидуальных образовательных дефицитов:
19

-

-

-

-

-

-

-

по учебному предмету «Русский язык»:
Коррекция и восполнение учебного приема определения частей речи по
вопросу и значению (имя существительное, имя прилагательное,
глагол, предлог, местоимение).
Коррекция и восполнение учебного умения определять часть слова,
отработка алгоритма учебных действий разбора слова по составу
(корень слова, окончание, приставка, суффикс).
Коррекция и закрепление учебного навыка правописания предлогов и
приставок.
Коррекция и восполнение учебного навыка определения падежа имен
существительных по алгоритму учебных действий.
Отработка алгоритма учебных действий правописания безударных
падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в
единственном числе.
Коррекция и отработка учебного навыка распознавания родовых
окончаний
имен
прилагательных,
умений
согласования
с
существительным.
Коррекция и закрепление учебного приема склонения имен
прилагательных.
Отработка приема определения личных местоимений 1, 2, 3 лица.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Коррекция и отработка учебного навыка в распознавании глаголов, в
изменении глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего
времени в единственном числе по родам.
Отработка алгоритма определения спряжения глагола. Правописание
глаголов.
По учебному предмету «Математика»:
Коррекция и восполнение навыка решения задач в три действия с
опорой на блок-схему.
Коррекция и отработка учебного навыка чтения и записи многозначных
чисел в пределах миллиона.
Отработка алгоритма сравнения чисел по классам и разрядам.
Коррекция и отработка приема письменного сложения и вычитания
многозначных чисел.
Коррекция и отработка алгоритма письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное.
Коррекция и отработка навыка перевода одних единиц измерения в
другие (мелкие в более крупные и наоборот).
Коррекция и отработка умения решать задачи с величинами с опорой
на блок-схему.
Отработка алгоритма письменного умножения многозначного числа на
двузначное и трехзначное число.
Отработка алгоритма письменного деления многозначного числа на
двузначное и трехзначное число.
20

- Коррекция и отработка навыка нахождения периметра и площади
прямоугольника.

21

2.3. Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
с учащимися 4 класса
№

Кол.
час.

1

4

2

6
2

2
2
3

8
2

2

2

Тема

Психолого-педагогическая
диагностика учащихся.

Развитие
возможностей.

Содержание коррекционной работы

Обследование состояния общей и мелкой моторики.
Обследование состояния ВПФ.
Обследование устной и письменной речи.
Сформированность познавательных учебных действий.
Анализ продуктов деятельности учащегося.
Заполнение индивидуальных карт развития.
Сенсорное и сенсомоторное развитие

Отработка навыков распознавания объектов в условиях затрудненного зрительного восприятия, из сложного
чертежа. Тонкая дифференциация предметов на ощупь (выпуклый, вогнутый, колючий, стеклянный,
металлический, пластмассовый). Развитие дифференцированных осязательных ощущение (мокрое, влажное,
сухое и т.д).
Развитие кинестетических основ Выполнение кинезиологических упражнений на основе предварительной речевой инструкции.
движения.
Развитие
функций.

перцептивных

графо-моторных Совершенствование тонкодифференцированных графических движений. Копирование по клеточкам сложных
графических изображений. Выполнение сложных графических диктантов и самодиктантов.
Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений
Восприятие пространственного Развитие понимания относительности пространственных отношений: учить мысленно представлять себя на
расположения
объектов месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет, сравнивать расположение предметов в реальном
относительно друг друга.
пространстве с их отображением в зеркале, определять пространственные отношения между собой и
окружающими предметами после поворота на 90 и 180 градусов.
Пространственная ориентировка Отработка умений ориентировки на плоскости (перенос изображений в измененном масштабе, рисование планов
на плоскости (горизонтальной, местности по тексту в заданном масштабе).
вертикальной).
Развитие
умений
выражать Отработка умений строить логико-грамматические конструкции:
пространственные отношения в - инверсионные речевые конструкции - Папа разбудил маму. Кто спал?
речи, понимать и строить логико- - конструкции с наличием обратимости выражения - Вася поужинал после того, как сделал уроки. Что было
грамматические конструкции.
раньше?
- конструкции пространственно-временных отношений, выраженных при помощи предлогов - Зима перед
осенью. Правильно ли это?; После пятницы наступает четверг. Правильно ли это?

2
4

3

3
17
1

1

2

2

временных Определение времени по цифровым и аналоговым часам. Перевод единиц времени. Лента времени
(исторические события и даты).
Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале

9
3

5

Развитие
представлений.
Развитие
процессов.

познавательных Отработка навыков зрительного различения, сопоставления и распознавания зашумлённых, наложенных,
силуэтных, теневых, конфликтных изображений. Проработка дифференцированности зрительного восприятия.
Тренировка скорости и увеличение объема зрительного восприятия.
Развитие произвольного внимания. Отработка навыка удерживать внимание на заданном объекте, на нескольких
объектах. Формирование способности распределять внимание и переключать его между объектами на учебном
материале 4 класса.
Отработка приемов запоминания и воспроизведения учебного материала.
Познавательные действия при Отработка умения выполнять учебные действия по алгоритму (определения спряжения глагола, определения
работе с алгоритмами.
падежа имен прилагательных, навыка чтения и записи многозначных чисел в пределах миллиона, сравнения
чисел по классам и разрядам, письменного сложения и вычитания многозначных чисел, письменного умножения
и деления многозначного числа на однозначное и т.д.).
Отработка навыка работы с алгоритмом применения правила (правописание безударных личных окончаний
глаголов, правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в
единственном числе и т.д.).
Познавательные действия по Отработка навыка преобразования информации, представленной в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы в
преобразованию информации.
другой вид (текст, запись, чисел, числовых выражений и т.д.).
Расширение представлений об окружающем мире и развитие речи
Составление краткого изложения Составление краткого изложения прослушанного текста на материале лексической темы «Небесные тела.
прослушанного текста.
Планеты Солнечной системы». Пополнение преставлений о небесных телах, планетах Солнечной системы,
годовом цикле вращения Земли, влиянии Луны на жизнь на планете, освоении космоса человеком.
Составление
подробного Составление подробного изложения прослушанного текста на материале лексической темы «Разнообразие и
изложения
прослушанного красота природы России». Обогащение преставлений о равнинах и горах России, морях, озёрах и реках России,
текста.
природных достопримечательностях.
Отработка приемов анализа и Отработка приемов анализа и редактирования сочинений, нахождения ошибок разного типа на материале
редактирования
сочинений, лексической темы «Охрана природы». Пополнение представлений о причинах возникновения экологических
нахождения ошибок разного проблем, сокращения численности животных и растений, о Красной книге России, о мерах по охране природы
типа.
России, природных заказниках и заповедниках.
Составление
сочинения- Составление сочинения-описания с опорой на вопросный план на материале лексической темы
описания с опорой на вопросный «Растениеводство и животноводство». Развитие представлений о растениеводстве и животноводстве, их
план.
значении в экономике, профессиях в сельском хозяйстве.

23

2

2

2
2

3

6

10
2

2

2

2

Развитие умений составлять
творческое
изложение
повествовательного текста по
измененному
плану/с
изменением лица рассказчика.
Отработка приемов составления
сочинения по наблюдениям с
элементами рассуждения.

Развитие умений составлять творческое изложение повествовательного текста по измененному плану/с
изменением лица рассказчика на материале лексической темы «Древний мир». Формирование представлений об
истории человечества, жизни людей разных эпох.

Отработка приемов составления сочинения по наблюдениям с элементами рассуждения на материале
лексической темы «Школьная жизнь». Развитие представлений о возможностях и необходимости образования,
морально-нравственных и правовых основах взаимоотношений между людьми, возможностях современной
школы.
Составление изложения теста- Составление изложения теста-описания по лексической теме «Регионы России». Расширение представления о
описания.
природных зонах и экосистемах разных регионов России.
Составление научного теста.
Составление научного теста на материале лексической темы «Наш край. Поверхность нашего края».
Обогащение представлений о географических особенностях Москвы и Московской области, о реках и озёрах,
почве, холмах, равнинах, природной зоне и экосистемах родного края.
Составление текста сочинения по Составление текста сочинения по аналогии с другим текстом на материале лексической темы «Путешествие в
аналогии с другим текстом.
прошлое России». Формование представлений о важных событиях в истории России, о жизни людей в России в
разные исторические эпохи.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование приемов умственных действий
Формирование
приемов Оперирование признаками объекта (выделение, сопоставление, совмещение) объекта и простого учебного
умственных действий. Анализ и понятия.
Сопоставление простых учебных понятий на основе выделения существенных признаков.
синтез.
Характеристика объекта, простого учебного понятия по признакам (растение: однолетнее, травянистое, луговое,
светолюбивое).
Упорядочивание логических рядов на основе выделения существенных изменяющихся признаков. Отработка
навыков пространственного анализа и синтеза (конструирование из 16 кубиков по образцу в уменьшенную
величину на основе зрительного соотнесения). Выполнение детального анализа сюжетной линии серии картинок
со скрытым смыслом, с юмористическим содержанием.
Формирование
приемов Отработка навыков сравнения простых учебных понятий. Использование в речи образных сравнений.
умственных
действий.
Сравнение.
Формирование
приемов Отработка навыков классификации простых учебных понятий. Выполнение различных видов группировок на
умственных
действий. материале учебных предметов (группировка слов по грамматическим признакам, группировка классов растений,
Классификация.
животных и т.д.).
Формирование
приемов Отработка умения давать определение простому учебному понятию с опорой на алгоритм. Обобщение объектов
умственных
действий. и конкретных житейских понятий/простых учебных понятий по существенным признакам с исключением
Обобщение,
конкретизация, лишнего.

24

абстрагирование.

2

7

10
5

5

Отработка познавательных действий при работе с информацией: определять и различать основную и
второстепенную информацию на основе текста, сопоставлять факты из разных частей текста, определять место
искомой информации (нахождение заданного смыслового фрагмента); интерпретировать информацию, отвечать
на вопросы, используя неявно заданную информацию. Отработка умения объяснять скрытый смысл пословиц и
поговорок. Понимание оценочных суждений нравственного смысла поступков, заключенного в пословице и
поговорке. Соотнесение срытого смысла сюжета и притчи со значением пословицы (поговорки). Употребление
пословиц и поговорок в речи.
Формирование
приемов Отработка умения делать умозаключение по аналогии на учебном материале. Отработка умения делать
умственных действий. Суждение простейшие умозаключения (Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, / Все имена прилагательные
и умозаключение.
изменяются по родам, падежам и числам. Слово «веселый» - имя прилагательное. Следовательно, …).
Решение аналитических задач (Девочек зовут Катя и Маша. Одна из них – Иванова, другая – Петрова. Катя
подруга Ивановой. У кого какая фамилия?).
Восполнение образовательных дефицитов
Восполнение образовательных Коррекция и восполнение учебного приема определения частей речи по вопросу и значению (имя
дефицитов по предмету «Русский существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение).
язык».
Коррекция и восполнение учебного умения определять часть слова, отработка алгоритма учебных действий
разбора слова по составу (корень слова, окончание, приставка, суффикс).
Коррекция и закрепление учебного навыка правописания предлогов и приставок.
Коррекция и восполнение учебного навыка определения падежа имен существительных по алгоритму учебных
действий.
Отработка алгоритма учебных действий правописания безударных падежных окончаний имен существительных
1,2,3 склонения в единственном числе.
Коррекция и отработка учебного навыка распознавания родовых окончаний имен прилагательных, умений
согласования с существительным.
Коррекция и закрепление учебного приема склонения имен прилагательных.
Отработка приема определения личных местоимений 1, 2, 3 лица. Склонение личных местоимений с предлогами
и без предлогов.
Коррекция и отработка учебного навыка в распознавании глаголов, в изменении глаголов по числам и временам,
глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам.
Отработка алгоритма определения спряжения глагола. Правописание глаголов.
Восполнение образовательных Коррекция и восполнение навыка решения задач в три действия с опорой на блок-схему.
дефицитов
по
предмету Коррекция и отработка учебного навыка чтения и записи многозначных чисел в пределах миллиона.
«Математика».
Отработка алгоритма сравнения чисел по классам и разрядам.
Коррекция и отработка приема письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
Коррекция и отработка алгоритма письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное.

25

8

4

Психолого-педагогическая
диагностика учащихся.

Коррекция и отработка навыка перевода одних единиц измерения в другие (мелкие в более крупные и наоборот).
Коррекция и отработка умения решать задачи с величинами с опорой на блок-схему.
Отработка алгоритма письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Отработка алгоритма письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.
Коррекция и отработка навыка нахождения периметра и площади прямоугольника.
Обследование состояния общей и мелкой моторики.
Обследование состояния ВПФ.
Обследование устной и письменной речи.
Сформированность познавательных учебных действий.
Анализ продуктов деятельности учащегося.
Оценка динамики коррекционно-развивающей работы.
Заполнение индивидуальных карт развития.

26

3. Организационный раздел
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные
направления:
диагностическое,
коррекционно-развивающее
и
консультативно-просветительское, организационно-методическое.
Образовательный процесс в МКОУ "Пионерская СОШ" реализуется в
режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает режим работы
ОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы
(учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и
ППк, но не реже 2 раз в неделю.
Ориентировочная
продолжительность
коррекционных
занятий
определяется
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
требованиями и составляет:

для группового (фронтального) занятия – 40 минут;

для индивидуального занятия – 20 минут.
Коррекционные группы комплектуются учителем-дефектологом,
наполняемость группы 2-3 учащихся, имеющих однотипные нарушения.
Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению учителядефектолога в зависимости от динамики достижений в коррекции.
В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые,
индивидуальные.
3.2. Условия реализации рабочей программы
3.2.1. Предметно-развивающая среда
Развивающая предметная среда способствует формированию
эмоционально-положительного психологического климата в процессе
обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является
повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для
устранения речевых нарушений.
Развивающая среда предполагает зонирование кабинета учителядефектолога на несколько отдельных участков:
-рабочая зона учителя-дефектолога;
-зона развития мелкой моторики (различные конструкторы, шнуровки,
мелкие игрушки);
- зона развития связной речи;
- сенсорная зона (сенсомоторные тренажеры, парта для работы с
песком и водой, стол для рисования песком);
- рабочая зона для учащихся для проведения занятий по коррекции
чтения и письма (парты, доска).

3.2.2. Методическое обеспечение
1. Чернова О.В., Предаль С.П., Амбрасовская Е.Н. Математика. 4 класс.
Коррекционно-развивающие занятия. Практическая помощь детям с ОВЗ.
2. Емельянова И.Н. Зенина Н.В. Чумакова Т.П. Коррекционноразвивающие занятия. Логопедия. 4 класс
3. Петрова В.В, Предаль С.П., Мухина З.А. Русский язык. 4 класс.
Коррекционно-развивающие занятия. Практическая помощь детям с ОВЗ.
4. Козырева О.А. «Русский язык, чтение и развитию речи. 4 класс. Рабочая
тетрадь. Адаптированные программы», 4 класс.
5. Петрова О.А. «Коррекционно-развивающие занятия. Улучшаем и
закрепляем навыки чтения у детей с ОВЗ».
6. Боровская И.К. «Развиваем пространственные представления у детей с
особенностями психофизического развития. Рабочая тетрадь».
7. Андреева Н.Г. «Наглядно-дидактический материал по развитию связной
речи на логопедических занятиях. Пособие для логопедической работы с
младшими школьниками».
8. Оглоблина И.Ю. «Развиваем речь и мышление».
Перечень используемых лицензионных электронных образовательных
ресурсов (ЭОР) к модулям и разделам рабочей программы
Название электронного
образовательного ресурса
«Игры на сложение и вычитание»,
«Веселая числоматика», «Игры для
обучения русскому языку», М.: ООО
«Мерсибо», 2024.
Серия игр на развитие памяти, внимания,
мышления «Игровая карусель», «Внимание,
память, логика», «Зарядка для ума», М.:
ООО «Мерсибо», 2024.
Т.С. Овчинникова «Подвижные игры,
физминутки и общеразвивающие
упражнения». Электронное приложение к
книге, ИПЦ КАРО, 2008.
Электронное приложение к учебнику В.П.
Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык.
4 класс, М.: Просвещение, 2021.
Образовательная онлайн-платформа
«Учи.ру»
«Российская электронная школа»

Модули программы
Коррекция и развитие познавательной
деятельности на учебном материале.
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).
Сенсорное и сенсомоторное развитие.
Коррекция и развитие пространственных
отношений и временных представлений.
Коррекция и развитие познавательной
деятельности на учебном материале.
Сенсорное и сенсомоторное развитие.
Коррекция и развитие пространственных
отношений и временных представлений.
Коррекция и развитие познавательной
деятельности на учебном материале.
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).

28

Список литературы
1. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А.
Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического
развития на уровне начального общего образования: методическое пособие для
специалистов [Электронный ресурс] / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.:
ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
2. Ишимова О.А.
Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Чтение. Программно-методические материалы. Пособие для учителя.
– М.: Просвещение, 2021.
3. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А.
Логопедическое
сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программнометодические материалы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021.
4. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
6. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
7. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Программно-методические материалы для
организации коррекционно-логопедической работы. Сборник рабочих
программ учителя-логопеда. Учебно-методическое пособие. – М.: Редкая птица,
2018.
9. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20,
Постановление № 28 от 28.09.2020.
10. Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 124-ФЗ
от 29.12.2012.
11. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного
предмета «Русский язык» (вариант 7.2) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ ОВЗ
ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
12. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного
предмета «Математика (вариант 7.2) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ ОВЗ
ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
13. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР учебного
предмета «Окружающий мир» (вариант 7.2) [Электронный ресурс] - М.: ФРЦ
ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
14. Федеральная рабочая программа НОО для обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (дефектологические)» [Электронный ресурс]- М.: ФРЦ ОВЗ ФГБНУ «ИКП РАО», 2023.
29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».