Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 1 РП_СФГ_2-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
________________________ по УР

директор

Гойдра Н.П. ________________________
от «02» 06 2025 г.
Васильева С.В.
от «24» 06 2025 г.

Рычков Н.А.
от «24» 06 2025 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Секреты финансовой грамоты»
для обучающихся 2– 4 классов

Рабочая программа учебного предмета
«Секреты финансовой грамоты»
2-4 класс
Раздел I. Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Секреты финансовой грамоты»
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,
предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

2 класс
Базовый уровень
Личностные результаты (личная мотивация и установки):
1. Проявляет интерес к содержанию пособия и ответственное отношение к личным
учебным достижениям в освоении курса:
1.1. Выполняет дополнительные задания.
1.2. Демонстрирует готовность оценивать финансовые действия сверстников в
типичных (или смоделированных) жизненных ситуациях.
2. Понимает, что при совершении обмена, покупки, продажи надо соблюдать
установленные нормы и правила поведения (быть честным и справедливым):
2.1. Принимает основные правила поведения людей при совершении обмена,
покупки, продажи.
2.2. Соблюдает основные правила поведения в игровых ситуациях обмена,
покупки, продажи.
3. Осознает пользу товаров (услуг), которые сохраняют и укрепляют здоровье
человека, помогают развивать его способности:
3.1. Приводит примеры товаров (услуг), которые полезны для здоровья и развития
человека.
3.2. Приводит примеры товаров (услуг), которые могут нанести вред здоровью.
Метапредметные результаты:
1. Знает, как грамотно совершить обмен, покупку и продажу:
1.1. Определяет цели обмена, покупки в типичных (или смоделированных)
жизненных ситуациях.
1.2. Находит и объясняет отдельные характеристики товаров на их упаковках и
ценниках (цена, состав, срок годности, производитель).
1.3. Обосновывает выбор товара (услуги) на основе сравнения их цен и отдельных
характеристик.
2. Выполняет простые операции с деньгами:
2.1. Распознаёт номинал монет и купюр.
2.2. Выполняет простые арифметические действия с монетами и купюрами разного
номинала (сложение, вычитание, умножение, деление).
2.3. Подсчитывает и определяет правильность сдачи при расчёте за покупку.
3. Решает финансовые задачи:
3.1. Определяет условия и требования финансовой задачи по совершению обмена,
покупки, продажи.
3.2. Устанавливает отношения и связи между действиями и условиями совершения
обмена, покупки, продажи.
3.3. Фиксирует (в знаковой форме) план действий, связанных с совершением
обмена, покупки, продажи.
3.4. Обосновывает возможные варианты совершения обмена, покупки, продажи.

4. Выполняет элементы проектной и исследовательской деятельности в групповой
работе:
4.1. Называет общую цель (открытие нового знания — при выполнении задания
исследовательского типа; создание продукта, имеющего практическую пользу для
окружающих, — при выполнении задания проектного типа).
4.2. Договаривается о распределении обязанностей в группе, принимает и
исполняет свои обязанности.
4.3. Обменивается (делится) полезной информацией с другими участниками
группы для достижения общей цели.
Повышенный уровень
Демонстрирует готовность оценивать собственные финансовые действия в
повседневных жизненных ситуациях.
Описывает в знаковой форме свои способы действий по совершению обмена,
покупки.
3 класс
Базовый уровень
Личностные результаты (личная мотивация и установки):
1. Проявляет познавательный интерес к содержанию финансовой грамоты и
ответственное отношение к личным результатам ее освоения:
1.1. Выполняет дополнительные задания пособия грамоте, проявляет инициативу в
поиске новой информации по теме вне занятия.
1.2. Демонстрирует готовность к оценке примеров из личного повседневного
опыта обращения с деньгами.
2. Понимает, что при совершении обмена, покупки, продажи надо соблюдать
установленные нормы и правила поведения (быть честным и справедливым,
учитывать интересы других):
2.1. Объясняет основные нормы и правила поведения людей, которые надо
соблюдать при совершении обмена, покупки, продажи.
2.2. Оценивает поведение сверстников и собственное поведение в игровых
ситуациях обмена, покупки, продажи, в аналогичных повседневных ситуациях из
личного опыта.
3. Проявляет готовность отказаться от покупки товаров (услуг), которые могут
нанести вред здоровью:
3.1. Объясняет, почему отдельные товары (услуги) могут нанести вред здоровью
человека.
3.2. Приводит аргументы отказа от покупки товаров (услуг), которые могут
нанести вред здоровью человека, в детских кейсах, игровых ситуациях или и на
примерах из личного повседневного опыта.
Метапредметные результаты:
1. Знает правила грамотного обмена, покупки, продажи:
1.1.
Обосновывает цели обмена, покупки, продажи в типичных (или
смоделированных) жизненных ситуациях, в аналогичных повседневных ситуациях
из личного опыта.
1.2. Объясняет, какие характеристики товаров (услуг) влияют на решение купить
их (цена, состав, полезные свойства).
1.3. Обосновывает выбор товаров (услуг) в игровых ситуациях, используя
доступные для «покупателя» источники информации.
2. Выполняет операции с деньгами:

2.1. Выполняет простые арифметические действия с монетами и купюрами разного
номинала (сложение, вычитание, умножение, деление, нахождение доли от числа).
2.2. Выполняет подсчет доходов и расходов игровой семьи по основным видам и
направлениям.
2.3. Составляет простые сметы расходов в игровых ситуациях.
3. Решает финансовые задачи:
3.1. Определяет условия и требования финансовой задачи по совершению
покупки, по оценке покупки.
3.2. Устанавливает отношения и связи между действиями и условиями совершения
покупки, оценки покупки.
3.3. Фиксирует (в знаковой форме) модели и алгоритмы действий по совершению
покупки, оценке покупки.
3.4. Обосновывает возможные варианты совершения покупки, оценки покупки.
4. Выполняет элементы проектной и исследовательской деятельности в групповой
работе:
4.1. Принимает и сохраняет общую цель работы группы.
4.2.
Осуществляет самоконтроль действий в соответствии со своими
обязанностями и общей целью работы группы.
4.3. Конструктивно взаимодействует с другими участниками групповой работы.
Повышенный уровень
Демонстрирует готовность к самооценке финансовых действий из личного опыта
обращения с деньгами.
Выполняет начальную рефлексию собственных способов действий по совершению
покупки, описывает их в знаковой форме.
4 класс
Базовый уровень
Личностные результаты (личная мотивация и установки):
1. Проявляет познавательный интерес к содержанию финансовой грамоты и
ответственное отношение к результатам развития собственной финансовой
грамотности:
1.1. Выполняет дополнительные задания пособия, создает контент на основе
самостоятельного поиска и обобщения новой информации по теме вне занятия.
1.2. Определяет личные цели развития финансовой грамотности на занятиях.
2. Проявляет готовность к изменению собственного финансового поведения на
основе установленных норм и правил поведения при совершении обмена, покупки,
продажи (быть честным и справедливым, уважать интересы других, проявлять
доверие):
2.1. Принимает критическую оценку личного финансового поведения в игровых
ситуациях обмена, покупки, продажи.
2.2. Проявляет самокритичность и уважительное отношение к сверстникам в
игровых ситуациях обмена, покупки, продажи.
3. Проявляет готовность совершать покупки товаров (услуг) для здорового образа
жизни:
3.1. Принимает ценность здорового образа жизни.
3.2. Приводит аргументы в пользу товаров (услуг), которые поддерживают
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:

1. Знает правила составления бюджета семьи:
1.1. Называет основные виды доходов типичной российской семьи.
1.2. Называет основные направления и виды расходов типичной российской семьи.
1.3. Различает расходы на удовлетворение необходимых потребностей и расходы
на удовлетворение желаний.
2. Выполняет операции с деньгами:
2.1. Выполняет простые арифметические действия с монетами и купюрами разного
номинала для совершения покупок (сложение, вычитание, умножение, деление,
нахождение доли от числа, подсчёт простых процентов).
2.2. Выполняет подсчёты доходов и расходов семейного и личного бюджетов по
видам и направлениям в игровых ситуациях в типичных (или смоделированных)
жизненных ситуациях, в аналогичных повседневных ситуациях из личного опыта.
2.3. Выполняет подсчёты для планирования накопления и экономии финансов в
игровых ситуациях, в типичных (или смоделированных) жизненных ситуациях, в
аналогичных повседневных ситуациях из личного опыта.
3. Решает финансовые задачи:
3.1. Определяет условия и требования задачи по составлению или оценке
типичного семейного бюджета.
3.2. Устанавливает отношения и связи между действиями и условиями составления
семейного бюджета, личного бюджета школьника, оценки предложенных
бюджетов.
3.3. Использует знаково-символические средства для решения финансовых задач
на составление типичного семейного бюджета, личного бюджета школьника,
оценку предложенных бюджетов.
3.4.
Обосновывает возможные варианты составления типичного семейного
бюджета и личного бюджета школьника, направления их корректировки с учетом
изменения жизненной ситуации.
4. Выполняет элементы проектной и исследовательской деятельности в групповой
работе:
4.1. Планирует, контролирует и оценивает действия по достижению общей цели.
4.2. Формулирует вопросы для достижения общего решения.
4.3. Проявляет уважение к другим участникам групповой работы, конструктивно
взаимодействует с ними, оказывает помощь.
Повышенный уровень
Определяет личные цели развития финансовой грамотности.
Использует знаково-символические средства для выполнения рефлексии своих
способов действий по составлению личного бюджета.

Раздел II. Содержание курса
Курс предполагает освоение содержания финансовой грамоты с последовательным
расширением и углублением базовых финансовых понятий и предметных действий
с ними, переносом в новые условия, ситуации неопределённости, применением их
в повседневной жизни, анализом и оценкой финансовых действий и их
последствий.

Содержание курса представлено в последовательности, которая отражает не только
взаимосвязи между изучаемыми явлениями, но и возрастные закономерности
освоения детьми умений правильно обращаться с деньгами.
Секреты обмена
Когда и почему появился обмен? Чем неудобен обмен товарами? Труд как условие
удовлетворения потребностей человека. Разделение труда. Игровое моделирование
ситуаций обмена (бартера).
К чему приводит обман при обмене? Этические правила и нормы, которые
регулируют отношения людей при обмене. Почему люди готовы бескорыстно
отдавать свое другим, делиться с теми, кто попал в беду, терпит лишения?
Решение финансовых задач на обмен. Поиск детьми примеров финансовых задач
на обмен в повседневной жизни.
Секреты денег и операций с ними
Когда и почему появились деньги? Деньги как особый товар, который используется
при обмене. Первые товарные деньги. Деньги как мера стоимости товаров и услуг.
Деньги как средство платежа. Деньги как средство накопления.
Деньги в разные исторические периоды. Когда и почему появились металлические
монеты и бумажные купюры?
Номинал как официально установленная стоимость монеты или купюры.
Сравнение ценности монет и купюр разного номинала. Современные деньги
России. Покупательная способность денег. Национальная валюта и валютный курс.
Безналичные деньги как деньги на банковском счёте, которые используются для
расчётов без участия монет и купюр. Электронные деньги как способы
безналичного расчёта и хранения денег. Банковская карта как инструмент доступа
к безналичным деньгам. Достоинства и недостатки безналичных расчётов.
Долг как взятые взаймы деньги, которые необходимо вернуть.
От чего зависит финансовое благосостояние современного человека? Почему во
всех финансовых отношениях важно соблюдать установленные сроки, правила,
договорённости? Чем полезны умения создавать новое, постоянно учиться,
договариваться с людьми? Могут ли деньги быть мерилом успеха человека?
Арифметические действия с монетами и купюрами: подсчет суммы монет разного
номинала; подсчет суммы купюр разного номинала; подсчет сдачи при совершении
покупки; подсчет суммы, достаточной для покупки; самоконтроль и контроль
правильности выполнения финансовых подсчетов. Решение финансовых задач на
подсчёт суммы долга и составление графика его возврата. Поиск детьми примеров
финансовых задач на подсчет денег в своей повседневной жизни.
Секреты покупателя
Что можно купить за деньги? Что такое товар и услуга? Товар как вещь, которая
создана трудом человека и предназначена для продажи. Услуга как деятельность,
которая направлена на удовлетворение потребностей людей.
Покупка как процесс обмена денег на товары и услуги.
Продажа как процесс обмена товаров и услуг на деньги. Составляющие цены
товара или услуги (затраты на производство, доставку, рекламу и продажу товара,
торговые надбавки).
Что такое реклама? Цель рекламы и способы влияния на покупателя. Оценка
пользы для покупателя рекламной информации (СМИ, буклеты, листовки,
рекламные щиты).

Обдуманные и необдуманные покупки. Как выбрать нужные товары и услуги?
Определение цели покупки. Чтение и анализ информации о качестве товара
(информация на упаковке и ценниках о составе, производителе товара). Выбор
необходимого и полезного (прежде всего, для здоровья) товара или услуги на
основании соотношения цены и качества. Обоснование выбора покупки или отказа
от неё. Учёт интересов другого человека при совершении покупки. Отказ от
личной покупки в интересах другого человека.
Анализ и оценка финансового поведения ребенка-покупателя в ситуации, когда не
хватает денег на покупку. Обоснование необходимости и возможности взять
деньги в долг, дать деньги в долг.
Решение финансовых задач на выбор товаров и услуг на основе сравнения их цены
и качества; подсчет суммы, необходимой для планируемой покупки; подсчёт
расходов на покупки; подсчёт сдачи; сравнение трат на обдуманные и
необдуманные покупки. Поиск детьми примеров финансовых задач на совершение
покупок в повседневной жизни.
Секреты доходов
Что такое доходы? Доходы как денежные поступления в семью.
Труд как основной источник доходов семьи. Источники дохода: заработная плата,
премия, наследство, выигрыш в лотерею, стипендия, пенсия, пособие по уходу за
ребёнком, доход от аренды имущества, доход от банковского вклада. Регулярные и
нерегулярные доходы.
Решение финансовых задач на подсчёт общей суммы доходов игровой семьи,
карманных денег, доли личных расходов (карманных денег) в общем доходе семьи.
Поиск детьми примеров финансовых задач на планирование, учет и подсчет
доходов в повседневной жизни.
Роль банка в увеличении доходов семьи. Сбережения как способ увеличения
доходов семьи. Для чего люди открывают вклады в банке? Какие виды банковских
вкладов бывают? Как вкладчику правильно выбрать вид вклада?
Игровое моделирование ситуации открытия вклада в банке (выбор и обоснование
вида вклада и условий банка). Решение финансовых задач на подсчет дохода от
процентов по банковскому вкладу.
Легко ли зарабатывать деньги? Могут ли доходы удовлетворить все желания и
потребности человека? Почему по-настоящему богат тот человек, которому хватает
того, что он имеет? Благосостояние человека как результат его постоянного
личного труда, знаний, способности учиться, веры в себя. Духовное и
материальное благосостояние человека.
Секреты расходов
Что такое расходы? Расходы как деньги, которые тратятся на удовлетворение
необходимых потребностей и желаний человека. Направления расходов:
обязательные, прочие; ежемесячные, сезонные, ежегодные, переменные. Расходы
планируемые и непредвиденные.
Определение целей расходования денег, в том числе личных (карманных денег).
Способы контроля расходов. Анализ ситуаций расходования денег. Распознавание
обязательных и прочих (в том числе необдуманных) расходов. Объяснение
последствий необдуманных расходов.
Решение финансовых задач на подсчёт расходов; сравнение доли обязательных и
прочих расходов в общей сумме расходов, обоснование вариантов расходования
денег, в том числе личных (карманных денег) в соответствии с игровыми

условиями, моделирование и оценка ситуаций разумного расходования денег.
Поиск детьми примеров финансовых задач на планирование, учет и подсчет
расходов в повседневной жизни.
Роль банка в финансовой поддержке семьи. Банковский кредит как деньги, которые
человек берет у банка на время, платит банку за пользование деньгами проценты и
возвращает деньги в установленный срок в обязательном порядке. Для чего люди
берут кредиты в банке? Какие виды банковских кредитов бывают? Как заемщику
правильно выбрать вид кредита?
Игровое моделирование ситуации получения кредита в банке (выбор и
обоснование вида кредита и условий банка). Решение финансовых задач на подсчет
расходов на уплату процентов по кредиту.
Что такое благотворительность? Бескорыстная и добровольная помощь тем, кто в
ней
нуждается,
как
основа
благотворительности.
Поиск
примеров
благотворительной помощи в России и в мире.
Секреты экономии, сбережения и накопления
Бережливое отношение к деньгам как проявление уважения к труду людей.
Экономное расходование средств и бережливое отношение к деньгам как способы
сокращения расходов. Экономное расходование денег на покупки. Экономное
расходование воды, электроэнергии, тепла в помещении и сокращение платы за
коммунальные услуги.
Накопления как часть денежных доходов, которая откладывается для
удовлетворения будущих потребностей. Определение финансовой цели накопления
денег. Условия и правила накопления денег.
Решение финансовых задач на подсчёт накоплений, доли откладываемых денег в
общей сумме дохода (в том числе карманных денег), суммы доходов, которые
удалось сохранить за счет экономного расходования ресурсов (воды,
электроэнергии, тепла), выбора оптимальных тарифов оплаты услуг. Поиск детьми
примеров финансовых задач на экономию ресурсов в повседневной жизни.
Моделирование и оценка ситуаций экономии и накопления денег.
Секреты семейного бюджета
Что такое семейный бюджет? Для чего нужен семейный бюджет? Семейный
бюджет как запись учёта доходов и расходов семьи на определённый период
времени. Личный бюджет как часть общего бюджета семьи.
Составление семейного бюджета. Соотношение доходов и расходов в семейном
бюджете. Как при составлении семейного бюджета согласовывать интересы всех
членов семьи, учитывать общие потребности семьи?
Составление личного бюджета. Решение финансовых задач на составление личного
бюджета, бюджета детского праздника, бюджета летнего семейного отдыха и
других моделируемых жизненных ситуаций, подсчет расходов в семейном
бюджете на подготовку ребенка к школе, доли личных расходов (карманных денег)
ребенка в общей сумме расходов семьи.

Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№

2 КЛАСС
Тема занятия

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1011
12
13
14
1516
17
18
19
2021
22
23
24
25
26
27
28
2930
3132
3334

О чем секреты финансовой грамоты?
Как копье превратить в козу?
Обмен не обман?
Какими деньги были в прошлом?
Открываем тайны монет!
Какими деньги стали?
Какими деньги станут в будущем?
Сколько стоит радуга?
Почему для покупок нужны деньги?
Бывают ли бесполезные покупки?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Самые полезные покупки
Как выбрать товар или услугу?
Покупаем то, что полезно для здоровья
Идем на ярмарку!

1
1
1
2

«Умные» покупки
Как мы покупаем?
Купить нельзя не купить!
Сколько денег надо на покупку?

1
1
1
2

Идём на распродажу!
Рекламируем товары и услуги
Продаём! покупаем!
Когда покупки радуют?
А если денег не хватает?
В долг брать нельзя не брать!
День открытых дверей в мир финансовой грамоты
Готовим проект: что дороже денег

1
1
1
1
1
1
1
2

Проект: Правила «умных» покупок

2

Резервные уроки

2

3 КЛАСС
№
1
2
3

Тема занятия
Как подружиться с деньгами?
Встаньте, деньги, встаньте в круг!
Сколько стоит труд?

Кол-во
часов
1
1
1

4
5-6
7-8
9
10
11-12
13-14
15-16
17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-32
33-34

Бывает ли богатство без труда?
Приглашаем деньги в гости!
Хочу купить! Могу купить?
Чем богат человек?
Эти неуловимые деньги…
Как мы тратим деньги?
Что сильнее рекламы?
Как купить то, что нужно?
Что купить Золушке для школы?
Сколько стоит праздник?
Когда расходы делают нас богаче?
Секреты разумных расходов
Чего боятся деньги?
Чему деньги рады?
Что значит быть экономным?
Что? Где? Сколько стоит?
Копить деньги — значит…
Когда деньги растут?
Жадность или бережливость?
Берегитесь, деньги! Берегите деньги!
День открытых дверей в мир финансовой грамоты
Проект: Готовим сборник советов для детей
«Как купить то, что хочется»
Проект: Готовим смету проведения дня рождения

1
2
2
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2

4 КЛАСС
№
1
2
3

Тема занятия
Зачем управлять деньгами?
Бюджет — это …
Такие разные расходы!

Кол-во
часов
1
1
1

4-5
6-7
8
9
1011
12
13
14
15
1617
1819
20
2122
23
24
25
2627
28
2930
3132
3334

Доходы или расходы: что больше?
Как составить личный бюджет?
Зачем копить деньги?
Можно ли экономить деньги, расходуя их?
Когда надо отказаться от необязательных расходов?

2
2
1
1
2

Как управлять своими желаниями?
Формула успеха!
Для чего нужны банки?
Меняем банку с деньгами на банк!
Как растут деньги в банке?

1
1
1
1
2

Сколько стоят деньги?

2

Люди и деньги — кто кому служит?
Идём в банк!

1
2

Когда деньги творят благо?
Идем по следу денег-невидимок!
Где прячутся деньги-невидимки?
Какие деньги живут в интернете?

1
1
1
2

День открытых дверей в мир финансовой грамоты
1
Проект: Готовим сборник «Умных» привычек экономии на 2
каждый день
Проект: Готовим «умную» рекламу финансовой грамоты
2
Резервные уроки

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».