Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 2_РП_Коррекционно-развивающие занятия дефектолога_4И

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
________________________ по УР

директор

Гойдра Н.П. ________________________
от «02» 06 2025 г.
Васильева С.В.
от «24» 06 2025 г.

Рычков Н.А.
от «24» 06 2025 г.

________________________

Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
для обучающихся с ОВЗ, имеющих с умственную отсталость
(интеллектуальные нарушения, вариант 1)
для 4 класса
(пятый год обучения)

2025-2026 учебный год

п.Пионерский 2025 год

Содержание
1. Целевой раздел……………………………………………………………...…3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...……....3
1.1.1. Значимые для реализации Программы характеристики…………………7
1.1.2 Характеристика познавательного развития учащихся 4 классов с
ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).….8
1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………..…..….9
1.3. Оценка планируемых результатов………….……………..……….……..17
2. Содержательный раздел……………………………………….………..….....19
2.1. Особенности построения рабочей программы…………………..……....19
2.2. Содержание рабочей программы……………………………..…..…….…20
2.3.Календарно - тематическое планирование…………………………….…...23
3. Организационный раздел………………………………………..…………....29
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности……….……......29
3.2.Условия реализации рабочей программы………………………….……...29
3.2.1.Предметно-развивающая среда………………………………….......…....29
3.2.2. Методическое обеспечение……………………………………………....30
4. Список литературы………………………………………………….…….…..31

2

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия»
является
обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана
при реализации ФАООП УО (вариант 1) и реализуется на протяжении всего
периода обучения в начальной школе. Предлагаемая рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
направлена на коррекционное
воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающихся 4
классов (5 (6) год обучения, зависит от длительности обучения в 1 классе),
получающих образование в соответствии с ФАООП УО (вариант 1) с целью
преодоления и (или) ослабления обучающихся с умственной отсталостью
имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии в
условиях образовательного процесса.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными,
региональными и локальными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7
июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном
образовании детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации».
- Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
3

- Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
- Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О
совершенствовании
деятельности
психолого-медико-педагогических
комиссий».
- Федеральная рабочая программа воспитания, утвержденная на заседании
ФУМО по общему образованию - Протокол от 23.06.2022. № 3/22.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1).
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
коррекционного курса ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» для 4 класса.
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
«Русский язык» для 4 класса.
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
«Математика» для 4 класса.
- Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
«Мир природы и человека» для 4 класса.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО УО (ИН) (деятельность
образовательной организации должна быть направлена на создание условий
для эффективной реализации и освоения всеми учащимися Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является
организация «социально-педагогической и психологической помощи,
психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)
Рабочая программа реализуется в рамках системы коррекционнопедагогической работы учителя-дефектолога и поддерживается следующими
направлениями
деятельности:
диагностическим,
коррекционноразвивающим,
консультативно-просветительским,
организационнометодическим.
Для содействия «в развитии индивидуальных способностей,
положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся
4

первых классов с интеллектуальными нарушениями в образовательных
организациях, реализующих АООП НОО для обучающихся с УО (ИН),
необходимы:
- своевременная психолого-педагогическая диагностика возможностей
обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
- оказание целевой коррекционной, психологической помощи
учащимся с интеллектуальными нарушениями для устранения препятствий к
их обучению;
- систематическая оценка динамики развития и образовательных
достижений обучающихся в процессе реализации коррекционноразвивающей программы.
Цель программы: предоставление помощи в освоении предметного
содержания образовательной программы,
преодоление трудностей в
психическом и личностном развитии, гармонизация личности и
межличностных отношений обучающихся, формирование навыков
социального поведения.
Целевой ориентир данного коррекционно-развивающего курса также
предполагает развитие навыков социальной (жизненной компетенции) у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Предложенная рабочая программа направлена на формирование
психических новообразований как предыдущего, так и настоящего
возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных
возможностей каждого обучающегося.
Задачи:
- развивать сенсорную и сенсомоторную сферы;
- развивать
зрительно-пространственные и пространственно-временные
представления и ориентировки;
- формировать личностные мотивы к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
- формировать способы усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
- развивать познавательные процессы на основе учебного материала;
- восполнять образовательные дефициты, обусловленные недостаточной
готовностью к школьному обучению;
- расширять разносторонние представления о предметах и явлениях
окружающей действительности;
- раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных
предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
- формировать речевые высказывания детей, обогащать словарный запас с
опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых
знаний и формирования умений;
- формировать и развивать связную речь (диалогическую
и
монологическую формы);
- формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
5

- формировать навыки социальной (жизненной) компетенции.
В соответствии с ФАОП НОО УО (ИН) Программа опирается на следующие
принципы:
- принцип государственной политики Российской Федерации в области
образования
(гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский
характер
образования,
общедоступность
образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- онтогенетический принцип;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- принцип здоровьесбережения;
- принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической
деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих
первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно;
хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
- принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с ОВЗ;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
- принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями);
- принцип
направленности
на
формирование
деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
6

- принцип сотрудничества с семьей.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
- развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
- сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и
систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних
свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах
(чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
- систематизация образов представлений об окружающем мире;
- формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам
логического мышления.
Рабочая программа включает в себя следующие основные модули:
- Развитие внимания и памяти.
- Сенсорное и сенсомоторное развитие.
- Формирование мыслительной деятельности.
- Развитие элементов воображения.
- Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный).
1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристики
Данная рабочая программа составлена на основе АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные
нарушения, вариант 1), которая предполагает, что обучающийся данной
категории получает образование, которое по содержанию и итоговым
достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с
содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
1.1.2. Характеристика познавательного развития учащихся 4
классов с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные
нарушения)
Недоразвитие познавательной деятельности – основной симптом
умственной отсталости, характеризуется разнообразными нарушениями
мыслительных процессов. В то же время каждый процесс отличается особым
характером развития и функционирования.
Общим для всех познавательных процессов является: нарушенное
восприятие как в плане его осмысленности и обобщенности, так и основного
аспекта перцептивной деятельности.
Главным недостатком является
нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по
сравнению с нормальными детьми. Замедленность восприятия усугубляется
еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют
главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр.
Поэтому восприятие отличается и меньшей дифференцированностью.
Отмечается также узость объема восприятия. Для умственно отсталых
7

характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им
ориентироваться в окружающем. Часто они не различают правую и левую
стороны, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен
года и т.п.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в
форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация. Все эти операции у данной категории учащихся
недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Анализ
предметов учащиеся
проводят бессистемно, пропускают ряд важных
свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Затруднен и синтез
предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают
связи между ними, поэтому часто не могут составить представление о
предмете в целом.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Дети с умственной
отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние
логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется
произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в
трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее
воспроизведения, т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой
активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий
воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают
наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо
развита опосредованная, смысловая память. Особенность памяти умственно
отсталых детей – эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением
нервной системы из-за ее общей слабости.
Представления
характеризуются
недифференцированностью,
фрагментарностью. Воображение у данной группы школьников отличается
фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный
опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование
воображения идет на неблагоприятной основе.
У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников,
выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности
распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении
сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно
недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что
умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их
преодолеть. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Слабость
произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения
отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться
на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением
взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с
8

медленно развивающимися условными связями в области речеслухового
анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова
окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей,
замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений. Страдают все
стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при
выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений
пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении
письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных
упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и
точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить
обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими
определенной моторной ловкости.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Согласно ААОП НОО УО (ИН) достижение планируемых результатов
освоения
содержания рабочей программы
обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей и предполагает достижение двух видов
результатов: личностных и предметных.
Личностные:
- овладеть социально-бытовыми навыками и умениями, используемыми в
повседневной жизни и в образовательном учреждении;
- принять и освоить социальную роль обучающегося, появление новых
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- осознать себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга;
- положительно
относится к окружающей образовательной среде и
проявлять самостоятельность при выполнении учебных заданий,
поручений;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий, поручений,
договоренностей;
- иметь
адекватные представления
о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- использовать и применять навыки коммуникации и принятых ритуалов
социального взаимодействия;
- понимать свое место в
социальном окружении,
принимать
соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- понимать и принимать личную ответственность за свои поступки;

9

- проявлять
этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
- переходить от одного вида деятельности к другому;
- целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции учителя;
- запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
- ориентироваться в условиях практических и проблемных задачах;
- определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к
наглядно-образному мышлению, используя помощь учителя;
- воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках,
с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные
связи и зависимости между объектами и явлениями;
- использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения,
используя помощь учителя.
Достаточный уровень:
- самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
- самостоятельно сравнивать и классифицировать предметы и явления на
основе выделенных свойств и качеств;
- уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу,
середина;
- анализировать проблемно-практические задачи;
- выполнять анализ наглядно-образных задач;
- определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к
наглядно-образному мышлению самостоятельно;
- использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.
К концу обучения в 4 классе обучающийся должен достигнуть следующих
результатов:
1.Модуль «Развитие внимания и памяти».
Минимальный уровень:
-сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные
элементы и детали (4-5 элементов);
-воспроизводить целостное изображение предмета, выбирая недостающие
части его элементов, делая выбор из 7 элементов, дорисовывать
недостающие части рисунка при предъявлении образца;
-работать с простой схемой-планом, соотносить реальное пространство с
планом с помощью педагога;
- выполнять графическую работу (графический диктант) по словесному
указанию (5 картинок) с помощью наводящих вопросов учителя
- вырисовывать графический орнамент (до 10-12 команд);
-запоминать и составлять слова по памяти (5-6 слов) с помощью повторного
предъявления образца;
-выделять с помощью определенного действия закономерности во фразах,
стихах, разного типа задачах (от 5-6 фраз);
10

-сравнивать по памяти запоминаемые предметы, находить в них черты
сходства и отличия (5 предметов);
-рисовать на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному
описанию учителя после повторного произнесение слов учителем;
-прослушивать небольшой рассказ, запоминать и называть действия героев,
пересказывать по наводящим вопросам;
-находить и словесно описывать предметы, обследованные на ощупь (7
предметов);
-воспроизводить рассказ с опорой на тактильные дощечки после повторного
произнесение слов педагогом;
Достаточный уровень:
-сравнивать сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные
элементы и детали (6-7 элементов);
-воспроизводить целостное изображение предмета, выбирая недостающие
части его элементов, дорисовывать
недостающие части рисунка
самостоятельно, делая выбор из 8-9 элементов;
-работать с простой схемой-планом, соотносить реальное пространство с
планом самостоятельно;
- выполнять графическую работу (графический диктант) по словесному
указанию (6 картинок) самостоятельно;
- вырисовывать графический орнамент (15 команд);
-запоминать и составлять слова по памяти (7-8 слов) самостоятельно;
-выделять самостоятельно закономерности во фразах, стихах, разного типа
задачах (от 7 фраз);
-сравнивать по памяти запоминаемые предметы, находить в них черты
сходства и отличия (6-7 предметов);
-прослушивать небольшой рассказ, запоминать и называть действия героев,
пересказывать текст;
-находить и словесно описывать предметы, обследованные на ощупь (8-9
предметов);
-воспроизводить рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно.
2.Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие».
Минимальный уровень:
-конструировать по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева,
справа, посередине) по показу;
-подбирать предметы по форме и размеру по образцу;
-сравнивать предметы по разным параметрам: величина и форма с помощью
педагога;
-различать и называть основные цвета спектра;
-выполнять аппликацию из плоскостных геометрических форм и основных
цветов в соответствии со своим настроением по образцу;
-выделять парные предметы заданной величины среди множества
однородных предметов с помощью педагога;
-конструировать по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие
геометрические формы из 2 других форм;
11

-называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным
признакам (6-7 слов или словосочетаний);
-выполнять аппликацию и рисунок после тактильно-двигательного
обследования предмета с помощью педагога;
-различать на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам (5-6
предметов);
-различать на ощупь контрастную температуру 5-6 предметов;
-различать на ощупь свойства предметов
(форма, величина, материал),
характеризовать их свойства и качества с помощью наводящих вопросов,
рисовать предмет;
-группировать предметы по определенному вкусовому признаку с помощью
педагога;
-передавать форму предмета, воспринятого на вкус, в различных видах
продуктивной деятельности;
Достаточный уровень:
-конструировать по образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева,
справа, посередине) самостоятельно;
-подбирать предметы по форме и размеру самостоятельно;
-сравнивать предметы по разным параметрам: величина и форма;
-различать и называть основные цвета и их оттенки;
-выполнять аппликацию из плоскостных геометрических форм и основных
цветов в соответствии со своим настроением самостоятельно;
-выделять парные предметы заданной величины среди множества
однородных предметов самостоятельно;
-конструировать по образцу из 8-9 элементов, складывают недостающие
геометрические формы из 3 других форм;
-называть и группировать слова и словосочетания по трем заданным
признакам (8-9 слов или словосочетаний);
-выполнять аппликацию и рисунок после тактильно-двигательного
обследования предмета самостоятельно;
-различать на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам (7-8
предметов);
-различать на ощупь контрастную температуру 7-8 предметов;
-различать на ощупь свойства предметов
(форма, величина, материал),
характеризовать их свойства и качества, рисовать, лепить предмет;
-группировать
предметы по определенному вкусовому признаку
самостоятельно, называть вкусовые признаки предметов;
-передавать форму предмета, воспринятого на вкус, в различных видах
продуктивной деятельности.
3. Модуль «Формирование мыслительной деятельности».
Минимальный уровень:
-находить и называть варианты использования предмета, опираясь на
задания педагога;

12

- определять порядок размещения сюжетных
картинок по смыслу,
располагать картинки по соотношению понятий с помощью наводящих
вопросов педагога, отвечать на вопросы;
- демонстрировать понимание изображенного сюжета, рассказывать, как
решить проблемную ситуацию с помощью педагога;
-связывать понятия текста и образа с помощью педагога;
- читать рассказ, проигрывать под руководством учителя этапы рассказа,
сохраняя последовательность эпизодов, делать совместный вывод после
драматизации рассказа;
-опираться на предъявленный план для регулирования своих действий;
-переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую, в случае
затруднения переноса действий обращаться за помощью к педагогу,
составлять план под руководством педагога;
Достаточный уровень:
-находить и называть варианты использования предмета, опираясь на
практический опыт;
-самостоятельно определять порядок размещения картинок по смыслу,
отвечать на вопросы, составлять рассказ;
- анализировать изображённый сюжет, рассказывать, как решить проблемную
ситуацию;
-устанавливать связи между персонажами и объектами, рассуждать
коллективно о ходе выполнения задания, доказывать правильность
суждений, делать вывод о результате выполнения задания;
- читать рассказ, выявлять основную мысль, объединять сюжеты по смыслу,
обсуждать проблему рассказа с одноклассниками, обосновывая свои
суждения и делая вывод;
-использовать
план для регулирования своих действий,
составлять
собственный план действий;
-создавать рисуночные планы-действия, переносить действия по аналогии из
одной ситуации в другую, проговаривать последовательность своих
действий, используя речевые формулы.
4. Модуль «Развитие элементов воображения».
Минимальный уровень:
- синтезировать целые объекты из отдельных частей (5-6 частей) по показу
педагога;
-отбирать заместителей для обозначения персонажей сказки с помощью
уточняющих вопросов педагога;
-создавать воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со
взрослым творческой деятельности с помощью уточняющих вопросов
педагога;
-придумывать символы, которые обозначают разные признаки объектов и
явлений природы с помощью педагога;
-получать цельное изображение путем дорисовывания, составлять
воображаемый предмет, придавая ему целостный образ с помощью педагога;
13

-использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения при
ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих
вопросов педагога;
Достаточный уровень:
- синтезировать целые объекты из отдельных частей (6-7 частей);
-отбирать заместителей для обозначения персонажей сказки самостоятельно;
-создавать воображаемые образы целостных ситуаций в совместной со
взрослым творческой деятельности;
-придумывать символы, которые обозначают разные признаки объектов и
явлений природы самостоятельно;
-получать цельное изображение путем дорисовывания, составлять
воображаемый предмет, придавая ему целостный образ;
-использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения при
ознакомлении с художественной литературой самостоятельно.
5.Модуль
«Восполнение
образовательных
дефицитов»
(индивидуальный).
- владеть учебными навыками в соответствии с программным
материалом по предмету «Русский язык»:
Минимальный уровень:
- различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные
гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текстов
с орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку слова и предложения
с изученными
орфограммами;
- обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными
буквами и буквой «ь» (после предварительной отработки);
- дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
- составлять предложения, восстанавливая в них нарушенный порядок слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
Достаточный уровень:
- различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные
гласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
- уметь дать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец
и опорную схему;
- списывать рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
14

- записывать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (30 - 35 слов);
- дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
- составлять и распространять предложение, устанавливать связи между
словами с помощью учителя, уметь ставить знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чем идет речь), выбирать один заголовка из
нескольких, подходящий по смыслу;
- самостоятельно записывать 3 - 4 предложения из составленного текста
после его анализа;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.
- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по
предмету «Математика»:
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя
счетный материал, любые числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части);
- знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц
умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной
основе, как для нахождения произведения, так и частного;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять
устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах
100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
- пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
- определять время по часам хотя бы одним способом; решать, составлять,
иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
- решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью
учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
15

- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с
помощью учителя);
- различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать,
присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,
5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые
числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два
вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и
записи каждого вида деления;
- знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и
частного;
- знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
- знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические
задачи;
- кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять
длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник
(квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
16

1.3.Оценка планируемых результатов
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не
проводится. Оценка достижений результата в развитии осуществляется в
рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое
включает стартовую (первичную), промежуточную и итоговую диагностику.
Стандартизированные диагностические методики используются на
начальном (1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционной
работы.
1.Методика Забрамной С. Д.
«Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей».
2. Комплекс диагностических методик Семаго Н.Я., Семаго М.М.
3. Фатихова Л.Ф. «Диагностический комплекс для психологопедагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями».
4. Тверская О.Н., Кадочникова О.И., Карпова О.Н. «Оценка предметных
результатов освоения АООП у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Чтение. Русский язык. Математика. 4 класс»
5.Авторская методика Петровой Е.А., Нисневич Л.А. «Психологопедагогическая диагностика Карта наблюдений» (СПб АППО им. К.Д.
Ушинского) представляет собой диагностику, включающую оценивание
уровня развития ребенка по двенадцати направлениям (параметрам):
- сенсорно-перцептивная сфера (зрительное, слуховое, тактильное
восприятие, восприятие вкуса, обоняние, ориентация в пространстве);
-психомоторное развитие (мелкая моторика рук, общая координация
движений, мимика);
-основные психические процессы (внимание, память, мышление).
- речь (импрессивная и экспрессивная речь);
-эмоционально-волевая сфера (импульсивность – рефлексивность,
тревожность — спокойствие, агрессивность — миролюбие, мотивация
учебной и трудовой деятельности, тенденция к самостоятельности и
ответственности);
-представление о себе (творческие проявления);
-социально-бытовое
ориентирование
(навыки
самообслуживания,
социально-бытовое ориентирование);
-учебные навыки (чтение, письмо, счет);
-трудовые умения и навыки.
17

-игровая деятельность;
-коммуникативность;
-способы овладения учебными навыками.
В основе методики лежит принцип семантического дифференциала,
предложенный Ч. Осгудом. Эксперт выставляет оценку по каждому
параметру в интервале от 1 до 10, при этом все числовые значения
разделены на четыре оценочных уровня:
- 1-2 балла – низкий уровень;
- 3-5 баллов – средний уровень;
- 6-8 баллов – высокий уровень;
- 9-10 баллов – очень высокий уровень.
2. Содержательный раздел
2.1.Особенности построения рабочей программы
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП НОО УО (ИН) направлена на
коррекцию нарушений развития обучающихся и реализацию их особых
образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена
коррекционно-развивающая область, включающая
коррекционный курс
«Психокоррекционные занятия», который является частью программы
коррекционной работы, обязателен для изучения. На основе данного курса
строится содержание данной рабочей программы коррекционноразвивающих занятий учителя-дефектолога.
Содержание рабочей программы определяется также в соответствии с
требований к результату изучения учебных предметов в
4 классе
«Математика», «Мир природы и человека», «Русский язык» и основывается
на использовании учебного материала.
Так как рабочая программа строится по модульному принципу, который
позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии
с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого
модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при
сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-дефектолог
может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем
исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию
которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное
содержание каждого модуля является основой для тематического
планирования.
Коррекционные
занятия
по
формированию
познавательной
деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
- практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника
«арт-терапия», практические опыты;

18

- наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и
видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная
«тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
- словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
- двигательные - используются для актуализации и закрепления любых
телесных навыков, предполагают включенность таких психических
функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для
активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для
овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением,
письмом, математическими представлениями и другими.
2.2.Содержание рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на учащихся 4 классов (5 (6) год
обучения). Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября по 25
мая.
В поурочно-тематическом планировании графа «Количество часов»
заполняется в соответствии с выбором учителя-дефектолога количества
часов на изучение определенного раздела. Время освоения содержания
каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается
выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно
использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до
102 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического
тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3
раза в неделю по 20-40 минут. Группы комплектуются в количестве 4-6
человек.
Система коррекционно-развивающего обручения в данной программе
условно делится на модули: «Развитие внимания и памяти», «Сенсорное и
сенсомоторное развитие», «Формирование мыслительной деятельности»,
«Развитие элементов воображения», «Восполнение образовательных
дефицитов (индивидуальный)».
Помимо этого выделяются 4-6 академических часа в начале курса и
4-6 академических часа
в конце курса на психолого-педагогическую
диагностику учащихся.
Название раздела, темы/ 68 (102) часов
Психолого-педагогическая диагностика учащихся- 4 (6) часов
Развитие внимания и памяти - 18 (21) часов
зрительная
слуховая
тактильная
Сенсорное развитие - 12 (18) часов
зрительное
слуховое
тактильное
вкусовое
Формирование мыслительной деятельности -14 (23) часов
Наглядно-действенное
НаглядноСловесноЭлементарные
образное
логическое
математические
19

представления
Развитие элементов воображения -8 (14)
Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный) – 8 (14) часов

Восполнение образовательных
Восполнение образовательных
дефицитов по предмету «Русский язык»
дефицитов по предмету «Математика»
Психолого-педагогическая диагностика учащихся- 4 (6) часов

1. Модуль «Развитие внимания и памяти».
Совершенствование умения сравнивать сюжетные изображения,
выделяя в них сходные и различные элементы и детали. Совершенствование
умения воссоздавать целостное изображение предмета. Формирование
умения работать с простой схемой-планом. Выполнение графических работ
по памяти и алгоритму. Развитие умения выстраивать смысловые фразы из
начальных букв запоминаемой информации. Развитие слуховой памяти.
Совершенствование умения словесно описывать предметы, воспринятые
тактильно, связывая их с определенным предметом. Формирование умения
составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки.
2. Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие».
Развитие умений дифференцировать форму, величину, размер
предмета. Развитие умений дифференцировать цвета и оттенки, используя их
в игровой и продуктивной деятельности. Развитие умения выполнять
группировки предметов по образцу. Развитие умения
называть и
группировать слова по заданному признаку. Развитие умения группировать и
сортировать предметы по их тактильным признакам. Развитие вкусовых и
обонятельных ощущений. Развитие кинестетических основ движения.
Выполнение заданных движений по инструкции (упражнения на развитие
статистической координации движений, принятие и удержание позиции рук,
динамическая организация движений, переключение движений, реципрокные
движения).
3. Модуль «Формирование мыслительной деятельности».
Развития наглядно-образного мышления. Развитие умения рассуждать,
делать вывод и обосновывать суждение. Развитие умения анализировать
сюжеты со скрытым смыслом. Развитие анализа, синтеза, обобщения.
Развитие умения действовать по плану.
4. Модуль «Развитие элементов воображения».
Формирование образа предмета из отдельных частей. Формирование
наглядных форм символизации. Развитие зрительного воображения.
Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для
развития воображения при ознакомлении с художественной литературой.
5.
Модуль
«Восполнение
образовательных
дефицитов
(индивидуальный)».
Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Русский
язык».
Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги,
умения составлять слоговые схемы. Выделение ударного гласного в слове.
20

Коррекция и развитие учебного навыка соотнесения звука с графемой,
умения различать гласные и согласные звуки, составлять звуко-буквенные
схемы слов. Соотнесение количества гласных звуков и слогов в слове.
Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Различение
шипящих и свистящих согласных. Правописание сочетаний с шипящими
звуками (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Различение твёрдых и мягких
согласных перед гласными. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или
слога. Буква мягкий знак Ь на конце и в середине слова. Различение правил
проверки парных согласных и безударных гласных. Различение названий
предметов, действий и признаков по вопросам. Правописание имен
собственных. Правописание предлогов. Коррекция и развитие учебного
навыка записи предложения и составления его схемы, распространения и
составления предложения. Выделение предложения из текста. Составление
предложений по предметной картинке.
Восполнение
образовательных
дефицитов
по
предмету
«Математика».
Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа
Числовой ряд от 1 до 100. Сравнение чисел. Свойства чисел в числовом
ряду. Отработка учебных навыков моделирования математических действий
сложения и вычитания в предметно-практической деятельности. Решение
примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 100. Умножение и
деление чисел в пределах 100. Таблица умножения. Решение задач на
увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

21

2.3. Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
с учащимися 4 класса (5/6-ого года обучения)
№
1

2

Кол.
час.
4

18
2

2

Тема

Содержание коррекционной работы

Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Обследование состояния общей и мелкой моторики.
Обследование состояния ВПФ.
Обследование устной и письменной речи.
Сформированность познавательных учебных действий.
Анализ продуктов деятельности учащегося.
Заполнение индивидуальных карт развития.
Комплектование групп для коррекционных занятий.
Развитие внимания и памяти

Совершенствование умения сравнивать сюжетные
изображения, выделяя в них сходные и различные
элементы и детали.
Совершенствование умения воссоздавать целостное
изображение предмета.

Выполнение задания путем сравнения сюжетных изображений, выделяя в них
сходные и различные элементы и детали. Задания: «Найди сходства и
отличия», «Что перепутал художник?», «Что изменилось?».
Воспроизведение целостного изображение предмета, выбирая недостающие
части его элементов. ( «Почини коврик», «Нарисуй по точкам»).

2

Формирование умения работать с простой схемой- Работа с простой схемой-планом. Соотнесение реального пространства с
планом.
планом. («Разведчик», «Автогонки», «Путь домой» и др.)

2

Выполнение
алгоритму.

2

4

графических

работ

по

памяти

и Развитие умения выполнять зрительный диктант по памяти с опорой на
алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи,
рассмотри повторно, проверь.
Развитие умения выстраивать смысловые фразы из Развитие
умения находить закономерности в построении фраз.
начальных букв запоминаемой информации.
Использование приемов мнемотехники при составлении фразы и рассказа.
Запоминание и построение смысловых фраз из начальных букв.
(Игра «Расскажи об одежде, о птицах, о профессии»). Запоминание и
составление слов из начальных букв и слогов. ( «Переставь слоги и звуки»,
«Назови заданный слог в слове»).
Развитие слуховой памяти.
Развитие слуховой памяти посредством многократного повторения и
постепенного увеличения количества слов и словосочетаний, которые нужно
запомнить. («Послушай скороговорку, запомни и повтори»). Формирование

2

2

3

12
2

2

2

умения изображать действие из сказки на листе бумаги после прослушанного
описания. Формирование умения выборочного запоминания на слух (слова из
текста, название действий героев рассказа). Прослушивание небольших
текстов. Ответы на вопросы учителя. Пересказ текста.
Совершенствование умения словесно описывать Описание качества предметов на основе тактильного восприятия предмета
предметы, воспринятые тактильно, связывая их с (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание
определенным предметом.
одинаковых по тактильному восприятию предметов, словесное выражение
реакции на предметы, воспринятые тактильно с определенным предметом.
Формирование умения составлять подвижные рассказы Воспроизведение подвижного рассказа на основе тактильной памяти.
с опорой на тактильные дощечки.
Составление рассказа «Жил-был пушистый зайчик», «Кошка на прогулке в
лесу».
Сенсорное и сенсомоторное развитие
Развитие умений дифференцировать форму, величину, Дифференцирование
геометрических
форм:
кругов,
квадратов,
размер предмета.
прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в
процессе конструирования. Дифференцирование объемных форм: кругов,
квадратов,
прямоугольников,
овалов,
треугольников
в
процессе
конструирования
по
образцу.
Дифференцирование
предметов
с
геометрической фигурой – эталоном. Закрепление умений использовать
представления о величине и форме предметов в разных видах деятельности –
игре, аппликации, лепке, рисовании. Развитие умений воспроизводить
пространственные отношения между элементами при конструировании по
образцу и словесной инструкции (внизу, вверху, слева, справа, посередине).
Совершенствование умения конструировать по образцу, складывание
недостающих геометрических форм.
Развитие умений дифференцировать цвета и оттенки,
Дифференцирование 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый,
используя их в игровой и продуктивной деятельности.
оранжевый, голубой, белый, черный (развитие умения сличать, выделять по
слову, называть) в процессе конструирования (аппликации). Развитие умения
передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и
аппликациях. Развитие умения дифференцировать понятия о цветовом
спектре «теплые», «холодные» цвета.
Развитие умения выполнять группировки предметов по Развитие умения подбирать парные предметы заданной величины, формы и
образцу.
цвета среди множества однородных предметов.

23

2

Развитие умения называть и группировать слова по Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре. Использование
заданному признаку.
условных звуковых сигналов. Группировка слов по заданному принципу.
(«Отложи картинки, в названиях которых есть звук «ш» и др.)

2

14

Развитие умения группировать и сортировать предметы Закрепление
результатов
тактильно-двигательного
обследования
в
по их тактильным признакам.
продуктивных видах деятельности. Различение на ощупь свойств предметов
по их тактильным признакам: (теплое - холодное, шершавое – гладкое, мягкое
– твердое). Различение на ощупь контрастных температур предметов.
Различение на ощупь разных свойств предметов. Развитие барических
ощущений (восприятие чувства тяжести)Дифференцирование на ощупь
разных свойств предметов: по форме, величине, материалу. Различение на
ощупь предметов по фактуре: пушистый, колючий, шероховатый. Словесное
описание предметов, воспринятых тактильно. Выполнение рисунка (лепки).
Развитие вкусовых и обонятельных ощущений.
Классификация предметных картинок по запаху (приятный - неприятный).
Соотнесения запахов и вкусов с предметным изображением объектов.
Соотношения запахов и вкусовых ощущений. Развитие умения использовать
рецепты для приготовления простых блюд Подбор продуктов по инструкции
и изображению на картинке. Подбор продуктов из предложенных в
соответствии с текстом рецепта. Закрепление основ рационального и
разнообразного питания. Закрепление понятий о питании современного
обучающегося.
Формирование мыслительной деятельности

2

Развития наглядно-образного мышления.

2

Развитие умения рассуждать,
обосновывать суждение.

2

4

делать

вывод

Нахождение вариантов использования какого-либо предмета. Озвучивание
возможных вариантов использования предмета. Расположение серии
сюжетных картинок по смыслу, соотношению понятий, образовывание
аналогий. Ответы на вопросы. Составление рассказа.
и Развитие понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором
предполагается динамическое изменение объектов. Решение проблемной
ситуации. Ответы на вопросы. Составление рассказа.

24

8

Развитие умения анализировать сюжеты со скрытым Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами,
смыслом.
рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты
со скрытым смыслом. Чтение коротких рассказов со скрытым смыслом,
беседа, пересказ. Адекватное реагирование на юмористические ситуации и
изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Демонстрация
понимания их скрытого смысла. Восприятие нескольких сюжетных линий.
Объединение их по смыслу в единый сюжет. Предугадывание развития хода
сюжета Преобразование смысла текста. Осознание переносного смысла
текста, разграничения и целостности восприятия сюжета.
Развитие анализа, синтеза, обобщения.
Развитие возможности осмысления ситуации картины на основе аналитикосинтетической деятельности. Составления небольших связных рассказов по
предложенной картинке. Анализ нелепиц с адекватной эмоциональной
реакцией. Развитие категориального мышления, развитие уровня обобщения.
Исключение предметов или явлений (три изображения относятся к одной
категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в
одну действенную ситуацию, не относится к этой категории). Изменение
позиции «лишней картинки». Использование «провокаций» по стилю
изображения.
Развитие умения действовать по плану.
Применение готового образца плана. Составление описательных рассказов об
объекте по плану. Составление собственных планов действий. Составление
рисуночных планов-действий. Перенос действия по аналогии из одной
ситуации в другую. Планирование своей деятельности для получения
необходимого результата. Проговаривание последовательности своих
действий, используя речевые формулы.
Развитие элементов воображения

2

Формирование образа предмета из отдельных частей.

2

4

4

5

Формирование образа предмета из отдельных частей, воссоздание сложной
формы из отдельных частей. Выполнение аппликации.

25

6

2

Формирование наглядных форм символизации.

2

Развитие зрительного воображения.

2

Формирование умения использовать наглядные модели Знакомство с художественной литературой с использованием наглядных
и схемы для развития воображения при ознакомлении моделей и схем. Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами.
с художественной литературой.

8

Восполнение образовательных дефицитов

4

Восполнение образовательных дефицитов по предмету Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги, умения
«Русский язык».
составлять слоговые схемы. Выделение ударного гласного в слове.
Коррекция и развитие учебного навыка соотнесения звука с графемой, умения
различать гласные и согласные звуки, составлять звуко-буквенные схемы
слов. Соотнесение количества гласных звуков и слогов в слове.
Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Различение
шипящих и свистящих согласных. Правописание сочетаний с шипящими
звуками (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Различение твёрдых и мягких
согласных перед гласными. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или
слога. Буква мягкий знак Ь на конце и в середине слова. Различение правил
проверки парных согласных и безударных гласных.
Различение названий
предметов, действий и признаков по вопросам.
Правописание имен собственных. Правописание предлогов.
Коррекция и развитие учебного навыка записи предложения и составления его
схемы, распространения
и составления предложения. Выделение
предложения из текста. Составление предложений по предметной картинке.
Восполнение образовательных дефицитов по предмету Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа Числовой
«Математика».
ряд от 1 до 100. Сравнение чисел. Свойства чисел в числовом ряду.
Отработка учебных навыков моделирования математических действий
сложения и вычитания в предметно-практической деятельности. Решение
примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 100. Умножение и

4

Формирование наглядных форм символизации – умения отбирать
заместителей для обозначения персонажей сказки. Развитие творческого
воображения путем использования знакомого сказочного сюжета.
Развитие зрительного воображения с использованием геометрических фигур
(круга, овала, треугольника и т.д.). Комбинирование геометрических фигур в
единую композицию.

26

деление чисел в пределах 100. Таблица умножения. Решение задач на
увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
7

4

Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Обследование состояния общей и мелкой моторики.
Обследование состояния ВПФ.
Обследование устной и письменной речи.
Сформированность познавательных учебных действий.
Анализ продуктов деятельности учащегося.
Оценка динамики коррекционно-развивающей работы.
Заполнение индивидуальных карт развития.

27

3. Организационный раздел
3.1.Организация коррекционно-развивающей деятельности
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные
направления:
диагностическое,
коррекционно-развивающее
и
консультативно-просветительское, организационно-методическое.
Образовательный процесс в МКОУ "Пионерская СОШ"реализуется в
режиме пятидневной недели. Расписание занятий учитывает режим
работы ОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы
(учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и
ППк, но не реже 2 раз в неделю.
Ориентировочная
продолжительность
коррекционных
занятий
определяется
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
требованиями и составляет:

для группового (фронтального) занятия –40 минут;

для подгруппового занятия – 40 минут;

для индивидуального занятия – 20 минут.
Коррекционные
группы комплектуются учителем-дефектологом,
наполняемость группы 4-6 учащихся, имеющих однотипные нарушения.
Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению
учителя-дефектолога в зависимости от динамики достижений в коррекции.
В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые,
подгрупповые, индивидуальные.
3.2.Условия реализации рабочей программы
3.2.1.Предметно-развивающая среда
Развивающая предметная среда способствует формированию
эмоционально-положительного психологического климата в процессе
обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является
повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для
устранения речевых нарушений.
Развивающая среда предполагает зонирование кабинета учителядефектолога на несколько отдельных участков:
-рабочая зона учителя-дефектолога;
-зона развития мелкой моторики (различные конструкторы, шнуровки,
мелкие игрушки);
- зона развития связной речи;
- сенсорная зона (сенсомоторные тренажеры, парта для работы с
песком и водой, стол для рисования песком);
- рабочая зона для учащихся для проведения занятий по коррекции
чтения и письма (парты, доска).

3.2.2.Методическое обеспечение
1. Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с
ОВЗ», 3 класс.
2. Козырева О.А. «Русский язык, чтение и развитию речи. 4 класс. Рабочая
тетрадь. Адаптированные программы», 4 класс.
3. Боровская И.К. «Развиваем пространственные представления у детей с
особенностями психофизического развития. Рабочая тетрадь».
4. Андреева Н.Г. «Наглядно-дидактический материал по развитию связной
речи на логопедических занятиях. Пособие для логопедической работы с
младшими школьниками».
5. Оглоблина И.Ю. «Развиваем речь и мышление».
Перечень используемых лицензионных электронных образовательных
ресурсов (ЭОР) к модулям и разделам рабочей программы
Название электронного
образовательного ресурса
«Игры на сложение и вычитание»,
«Веселая числоматика», «Игры для
обучения русскому языку», М.: ООО
«Мерсибо», 2024.
Серия игр на развитие памяти, внимания,
мышления «Игровая карусель», «Внимание,
память, логика», «Зарядка для ума», М.:
ООО «Мерсибо», 2024.
Т.С. Овчинникова «Подвижные игры,
физминутки и общеразвивающие
упражнения». Электронное приложение к
книге, ИПЦ КАРО, 2008.
Образовательная онлайн-платформа
«Учи.ру»
«Российская электронная школа»

Модули программы
Формирование мыслительной деятельности.
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).
Развитие внимания и памяти .
Сенсорное и сенсомоторное развитие.
Формирование мыслительной деятельности.
Сенсорное и сенсомоторное развитие.
Коррекция и развитие пространственных
отношений и временных представлений.
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).
Формирование
мыслительной деятельности.
Восполнение образовательных дефицитов
(индивидуальный).
Формирование
мыслительной деятельности.

29

Список литературы
1. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012.
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7
июня 2013 года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном
образовании детей».
3. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1026
«Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
8. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
9. Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
10. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
11. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об
утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации».
12. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20,
Постановление № 28 от 28.09.2020.
13. Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 124-ФЗ
от 29.12.2012.
14. Федеральная рабочая программа воспитания, утвержденная на заседании
ФУМО по общему образованию - Протокол от 23.06.2022. № 3/22.
30

15. Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
коррекционного курса ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
(на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» для 4
класса.
16. Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
«Русский язык» для 4 класса.
17. Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
«Математика» для 4 класса.
18. Федеральная рабочая программа общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
«Мир природы и человека» для 4 класса.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».