Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 2_РП_ВД_Маленькие роли

1

СОДЕРЖДАНИЕ
1. Пояснительная
записка___________________________________________________________ 3
2. Учебно-тематический план на год ____________________________________ 12
3. Содержание программы _____________________________________________13
4. Календарно-тематическое планирование_______________________________ 15
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса _______ _20
6. Кадровое обеспечение программы ____________________________________ 21
7. Методические обеспечение программы ______________________________ _ 21
8. Формы подведения итогов и контроля ______________________________ __ 23
9. Приложения_______________________________________________________ 24

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая программа составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Программа «Маленькие роли» художественной направленности.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых
образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию
и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста
прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест,
пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных
произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать
события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского
творчества
(художественно-речевого,
музыкально-игрового,
танцевального,
сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению
коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей,
повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих
во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе
сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и
прикладными ремеслами.
3

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую
культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения
мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать
других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут
театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги
взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях обучающиеся знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его
личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс
развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна
образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской
культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о
театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не
является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей
профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом
профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность.
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей
ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является
процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный
результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие
личности
ребенка,
развивается
символическое
мышление,
двигательный
эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения,
формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа
над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
4

Отличительная черта программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие роли» рассматривает
детский театр не только как средство достижения некоего художественного
результата, т.е. создание театральных номеров. Очень важно, чтобы занятия
театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный
интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили
сочувствию и сопереживанию. Программа построена на обучении подростков
саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога
направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения
распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и
правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие
эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка
средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с
развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия
в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития обучающихся. Воспитание творческой индивидуальности
ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской
деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
Образовательные
 Научить всему комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы
над ролью;
 Увлечь детей театральным искусством;
 Расширить знания обучающихся в области драматургии.
Развивающие
 Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
 Развивать пластические и речевые данные воспитанников;
 Развивать воображение, фантазию и память.
Воспитательные
 Воспитать социально адекватную личность, способную к активному
творческому сотрудничеству;
 Привить культуру осмысленного чтения литературных и
драматургических произведений;
 Воспитать командный дух, стремление к взаимовыручке и поддержке в
группе;
5

 Воспитать художественный вкус;
 Научить детейв корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.
Адресат программы:

Программа разработана для обучающихся 10-11 лет.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий.
На реализацию программы «Маленькие роли» отводится 34 ч в
год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами
СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность обучающихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов,
посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед,
просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для
успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение
спектаклей.
Уровень программы - стартовый.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию
себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем,
что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе
на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип
систематичности
и
последовательности.
Систематичность
и
последовательность осуществляется как в проведении
занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за
меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
6

2.
3.
4.
5.

Культура и техника речи
Ритмопластика
Основы театральной культуры
Работа над спектаклем, показ спектакля

Занятия театрального детского творческого объединения состоят из
теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие
сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и
творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение
навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
 театральные игры,
 конкурсы,
 викторины,
 беседы,
 экскурсии в театр и музеи,
 спектакли
 праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и
мастерству.
Методы работы:
продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой
работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с
партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа,
мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны
быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким
они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий,
оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей,
7

фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по
прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие
включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень
компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
 Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
 Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
 Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов
декораций и костюмов.
 Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
 Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и
реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
 Репетиция всей пьесы целиком.
 Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
 текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в
процессе занятий;
 промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
 итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,
инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.
Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся будут ориентироваться:
 в правилах поведения зрителя, этикета в театре до, во время и после спектакля;
 в понятиях видов и жанров театрального искусства (опера, балет, драма;
комедия, трагедия; и т.д.);

8

Обучающиеся будут способны:
 наизусть читать стихотворения русских авторов
 чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;владеть комплексом
артикуляционной гимнастики;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
 произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
 произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
 произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
 читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
 строить диалог с партнером на заданную тему;
 подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.
3.Учебный (тематический) план на год
№

Название темы

Количество В том числе
часов
теория

1

Вводное занятие

1

1

5

0

Формы
аттестации

практика
-

«Будем знакомы»
2

Дикция,
артикуляция,
дыхание

5

творческое задание,
наблюдение, игра,
текущий контроль

2.1.

Логоритмическое
занятие
«Сундучок осени»

1

2.2.

Логоритмическое
занятие. «Кто как
к зиме
готовится?»

1

2.3.

Игры со словами

1

2.4.

Логоритмическое
занятие. «Два
мороза»

1

2.5

Игры со словами

1

9

N
Содержание программы
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Всего часов

Вводные занятия
Театральная игра
Культура и техника речи
Ритмопластика
Основы театральной культуры
Работа над спектаклем, показ спектакля

7. Заключительное занятие
Итого:

1
5
6
3
3
15
1
34

4.Содержание учебного (тематического) плана (34 часа)
1.1.Вводное занятие.
Теория:
Беседа- диалог о работе детского объединения, его целях и задачах. Объяснение
темы. Понятие игры. Объяснение правил игры.
Практика:
Игры на знакомство « Представься по особенному», « Снежный ком», «Горячий
мяч», «Дрозд»
2.ДИКЦИЯ. АРТИКУЛЯЦИЯ. ДЫХАНИЕ.
2.1.Логоритмическое занятие «Сундучок осени»
Практика: Дидактические и подвижные театральные игры, направленные на
знакомство с окружающим миром. Артикуляционные упражнения для тренировки
дикции, дыхания, голоса. Произношение гласных звуков перед зеркалом.
2.2. Логоритмическое занятие «Кто как к зиме готовится?»
Практика: Упражнения для тренировки дикции и голоса. Имитирование интонаций
зверей, которые готовятся к зиме. Четкое и правильное произношение несложных
стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок.
2.3. Игры со словами
Практика. Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для губ, языка, снятие
зажима с нижней челюсти. Самомассаж ротовой полости (балет не вылупившихся
птенцов). Массаж щек, подбородка. Игры «Волшебная корзина», «Вкусные слова»,
«Ручной мяч», «Придумай другое окончание сказки».
2.4.Логоритмическое занятие «Два мороза»
Практика:
Упражнения на звучание и вибрацию носовых и дрожащих звуков. Дыхательная
гимнастика. Комплекс игр и упражнений на вдох. Медленный глубокий вдох через нос.
Резкий вдох через нос. Поверхностный многократный вдох - добор дыхания. Комплекс
10

игр и упражнений, на выдох. Длинный выдох через нос. Выдох через рот. Горячее и
холодное дыхание. Выдох со звуком (ж, з, р, ш, ч, и др.). Выдох с движением и звуком.
Тренировка долгого выдоха. Комплекс игр и упражнений, тренирующих различные
типы вдохов – выдохов
2.5. Игры со словами
Практика. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ, язычка, снятие зажима с
нижней челюсти. Массаж рук, носа, ушей. Игры «Доскажи словечко», «Синонимы»,
«Антонимы», «Расскажи сказку от имени героя», «Придумай сказку с конкретными
персонажами»
Занятия в детском творческом объединении ведутся по программе, включающей
несколько разделов.
1 раздел. ( 1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный
ком».
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на
кружке, с инструкциями по охране труда.
В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г.Москвы, г.Екатеринбурга, г. Тюмени (презентация)
2 раздел. ( 5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное
явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание,
память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие
естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности
телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие
одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить
запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне
11

верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с
помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую
фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение
согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности
театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства;
культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. ( 15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на
авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над
спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных
фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно,
радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе,
таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 1 часа) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и
воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

анализ

успехов

каждого

Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности
можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):
- овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности ):
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
12

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия):
- школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных
групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной
деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными
результатами изучения
курса
следующих универсальных учебных действий (УУД).

является

формирование

Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
13

слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)


5.Календарно-тематическое планирование курса «Маленькие роли»
№
урока

Тема

1

Вводное
занятие.

2

Здравству
й, театр!

3

Театраль
ная игра

4-5

Репетици
я
постановк
и

6

В мире
пословиц.

Основное содержание занятия
Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе.
Игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
Дать детям возможность окунуться
в мир фантазии и воображения.
Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Москвы,
Владимира (презентация)
Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему.
Учимся сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать
простейшие рифмы.
Работа над темпом, громкостью,
мимикой на основе игр: «Репортаж
с соревнований по гребле»,«Шайба
в воротах»,
«Разбилась любимая мамина
чашка».
Разучиваем пословицы.
Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами

Количе
ст-во
часов
1

1

1

Формы и
методы
работы
беседа

Вид
деятельно
сти
Решение
организац
ионных
вопросов.
Фронтальная Просмотр
работа
презентац
ий

Виды
Примечание
контрол
я
Понятие
«экспромт»

текущи Возможно
й
использован
ие
Интернетресурсов
Знакомств предвар Понятие
ос
ительн «рифма»
правилами ый
поведения
на сцене

2

Индивидуаль Распредел Показ
ная работа
ение
сказки
ролей

1

Индивидуаль Показ
ная работа
презентац
ии

14

Интернетресурсы

«Объяснялки»

7

8

9-11
12

13

14-16

17

18

Виды
театральн
ого
искусства

«Послови
цы в
картинках
»
Презентац соревно Интернет ия «Виды вание
ресурсы
театральн
ого
искусства
»

Рассказать детям в доступной
форме о видах театрального
искусства.
Упражнения на развитие дикции
(скороговорки,
чистоговорки). Произнесение
скороговорок по очереди с разным
темпом и силой звука, с разными
интонациями.
Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц
Коська и его друзья».
Инсценирование понравившихся
диалогов.
Правила Познакомить детей с правилами
поведени поведения в театре
я в театре Как вести себя на сцене. Учить
детей ориентироваться в
пространстве, равномерно
размещаться на площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему
Кукольны Мини-спектакль с пальчиковыми
й театр.
куклами.
Театраль Разучивание скороговорок,
ная
считалок, потешек и их
азбука.
обыгрывание

1

Словесные
формы
работы

1

игра

3

Отработка
Показ
дикции
сказки
Индивидуаль соревнова тематич
ная работа
ние
еский

Театраль
ная игра
«Сказка,
сказка,
приходи»
.
Инсценир
ование
мультсказ
ок
По книге
«Лучшие
мультики
малышам
»
Театраль
ная игра

1

Викторина по сказкам

1

Электронн
ая
презентац
ия
«Правила
поведения
в театре»

Ролевая Правила
игра:
диалога
«Мы в
театре»

Фронтальная Отгадыва
работа
ние
заданий
викторин
ы

Знакомство с текстом, выбор
3
мультсказки, распределение ролей,
диалоги героев.

Фронтальная Распредел Показ
работа
ение
сказки
ролей,
гостям
работа над
дикцией,
выразител
ьностью

Учимся развивать зрительное,
1
слуховое внимание,
наблюдательность.
Учимся находить ключевые слова в
предложении и выделять их
голосом.

Групповая
работа,
словесные
методы

Основы
Театр - искусство коллективное,
театральн спектакль - результат творческого
ой
труда многих людей различных

1

15

Групповая
работа,
поисковые

Дети
итогов
самостоят ый
ельно
разучиваю
т диалоги
в
микрогруп
пах
Подбор
музыкальн
ых

Электронна
я
презентация

фонохресто
матия

культуры профессий
Музыкальные пластические игры и
упражнения

методы

19-21

Инсценир Знакомство с содержанием, выбор
ование
сказки, распределение ролей,
народных диалоги героев, репетиции, показ
сказок о
животных
.

3

22

Чтение в
лицах
стихов А.
Барто,
И.Токмак
овой,
Э.Успенс
кого
Театраль
ная игра

Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ

1

Постанов
ка сказки
«Пять
забавных
медвежат
» В.
Бондарен
ко
Культура
и техника
речи
Инсценир
ование
постановк
и

Знакомство с содержанием,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ

23

24-27

28-29

30

Игры на развитие образного
1
мышления, фантазии, воображения,
интереса к сценическому
искусству. Игры-пантомимы.
4

Упражнения на постановку
2
дыхания (выполняется стоя).
Упражнения на развитие
артикуляционного
аппарата. 1.Упражнения «Дуем на
свечку (одуванчик, горячее молоко,
пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
Упражнения для губ.»Радиотеатр;
озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет
лошадка и т. п.).
Знакомство с содержанием сказки,
распределение ролей, диалоги
героев, репетиции, показ
Ритмопла Создание образов с помощью
1
стика
жестов, мимики. Учимся создавать
образы животных с помощью
выразительных пластических
движений.
16

произведе
ний к
знакомым
сказкам
Фронтальная Работа с
работа,
текстом
словесные
сказки:
методы
распредел
ение
ролей,
репетиции
с
пальчиков
ыми
куклами
Индивидуаль Конкурс
Текущи
ная работа
на
й
лучшего
чтеца

Групповая
работа.
Методы
поисковые,
наглядные
Словесные и
наглядные
методы

Разучивае
м игрыпантомим
ы

Словесные и
наглядные
методы.
Групповая
работа

Работа над
постановк
ой
дыхания.
Репетиция
сказки

Наглядные
методы

Работа над текущи
созданием й
образов
животных
с
помощью

Репетиции
, подбор
костюмов,
реквизита

Отработка
умения
работать с
пальчиковы
ми куклами

Что такое
пантомима

Итогов
ый –
выступ
ление
перед
гостями

30-33

Инсценир Чтение сказок, распределение
ование
ролей, репетиции и показ
постановк
и

4

34

Заключит Подведение итогов обучения,
ельное
обсуждение и анализ успехов
занятие. каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

1

Итого:

34

жестов и
мимики
Словесные и Репетиции
наглядные
, подбор
методы
костюмов,
реквизита

Итогов
ый –
выступ
ление
перед
гостями
Фронтальная «Капустни Заключ Просмотр
работа.
к» - показ ительн фото и
Словесные
любимых ый
видеозаписи
методы
инсцениро
выступлени
вок
й детей в
течении
года

6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
 Музыкальный центр;
 музыкальная фонотека;
 аудио и видео кассеты;
 костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок;
 элементы костюмов для создания образов;
 пальчиковые куклы;
 сценический грим;
 видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
 Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
 Сценарии сказок, пьес, детские книги.
7.Кадровое обеспечение программы
Программу может реализовать педагог дополнительного образования со средним или
высшим педагогическим образованием.
8.Методические обеспечение программы
На начальном этапе обучения педагог и обучающиеся не должны быть
разделены барьером; они – непосредственные участники игр, упражнений,
преподаватель играет с группой прямо на площадке, «ничем не отличаясь» от
учеников. В этом «ничем не отличаясь» и кроется самая тонкая методическая задача –
суметь учить «исподволь», практически не вмешиваясь в сложные процессы
взаимодействия мира реального и мира фантазии.
Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем,
что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному
влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся
яркости, занимательности, изобретательности и остроумии их создателей, следует
отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем,
созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех
17

психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного
воображения. Ведь именно воображение для ребенка, так же как и для актера,
становится локомотивом всей его творческой деятельности.
Каждое занятие должно начинается с дыхательной гимнастики. Важно приучить
ребенка выполнять упражнения ритмически точно, «не загоняя» и не «затягивая»
ритма. Необходимо следит за глубиной дыхания, за его свободой, за свободой
основных групп мышц.
Работа над артикуляцией часто протекает без достаточного осознания
обучающимися ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они
выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания
детей, для чего делается данное упражнение, чего следует добиваться в работе над
ним. Дети должны понимать, что эти упражнения необходимы, они помогают
овладению навыками артикуляции, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня
звучала красиво, чисто, выразительно.
Вторая часть занятия начинается с игр, упражнений, которые непосредственно
связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от
внимания – к воображению». «Внимание есть процесс. В процессе внимания вы
внутренне совершаете четыре действия. Во-первых, вы держите незримо объект
вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами
устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него». Эти слова М. Чехова,
знавшего уроки Станиславского не понаслышке, необыкновенно точно определяют
методическую суть упражнений, которые не только развивают внимание, но и делают
его творчески заостренным, направленным на созидание, раскрепощение фантазии. В
этом смысле стоит отличать воспитание обычного бытового внимания или
внимательности, которая необходима, но не достаточна в нашем деле от процесса
воспитания творческого внимания, наблюдательности.
Специальные методические приемы, применяемые на занятиях по основам
актерского мастерства таковы:

выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога;

контрастность в подборе упражнений;

прием усложнения заданий;

комплексность задач в уроке и в каждом упражнении;

подлинность и непрерывность педагогических действий.
Выполнение упражнений и педагогических этюдов по словесному заданию
педагога.
Показ воздействует только на первую сигнальную систему обучающихся (на
зрительный анализатор). Профессиональные навыки формируются в процессе
осмысления задания посредством слова, которое является раздражителем нескольких
анализаторов. Во второй сигнальной системе при словесном раздражении образуются
нужные условные связи. Уже на основе этих связей формируются необходимые
навыки. Выполняя упражнения тренинга по словесному заданию, необходимо
внимательно их оценивать, внимательно действовать и контролировать свои действия.
Опасность
педагогического
показа
(даже
образцового)
лишает
индивидуальности, сковывает инициативу, закрепощает логическое мышление, а
главное, творческое воображение.
18

Навык, освоенный обучающимися в процессе самостоятельного выполнения
упражнений и этюдов, откладывается в кладовой сознания на жизнь.
Последовательность обучения с использованием принципа объяснения такова: не
спеша, а главное, четко и последовательно объяснить схему выполнения предстоящих
операций; разработать каждую операцию (стадию) задания в отдельности. После того,
как вы объяснили задание, обязательно спросите, нет ли вопросов. Объяснять задание
кратко, точно, просто. Исправлять ошибки после выполнения задания, можно только
устно, словом, но не показом.
Контрастность в подборе упражнений. Принцип контрастности в подборе и
выполнении упражнений развивает эмоциональность и способность быстро менять
темпоритм поведения. Чередование во время занятия упражнений, различно
воздействующих на организм, позволяет педагогу вести занятия интересно и
разнообразно.
Прием усложнения заданий. Принцип от простого к сложному обязателен
при обучении. Но упражнения как таковые имеют смысл до тех пор, пока они
невыполнимы, пока в них остается «запас сложности». Только в этом случае они
вызывают повышенное внимание к точности выполнения задания педагогом. С того
момента, как его технология изучена, оно становится активным средством воздействия
на психофизический аппарат учащегося.
Повторяя упражнение, необходимо вводить заметные изменения, тогда
свежесть, сиюминутность реакций и подлинность действий участников тренинга
обеспечиваются легко. Как только то или иное упражнение станет привычным,
сначала учащиеся потеряют интерес к нему, а затем у них появится эмоциональная
усталость. Доступность упражнений - залог успеха первых занятий.
Активным средством усложнения задания в процессе отработки навыков
являются вопросы-усложнения, вопросы-уточнения, что позволяет непрерывно
держать обучающегося в постоянном творческом напряжении.
Комплексность
усложнения
задач на занятии
и в каждом
упражнении. Комплексные упражнения должны разрешать одновременно или
последовательно наибольшее количество педагогических задач: такие упражнения,
оказывая воздействие на психофизический аппарат учащегося, будущего артиста,
приносят максимальную пользу.
Подлинность и непрерывность педагогических действий. Очень важно, чтобы
в ходе занятия по мастерству актера педагог сам жил подлинно: смотрел и видел;
слушал и слышал; по-настоящему сосредоточивал внимание; увлекательно и
лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на верные и продуктивные действия
своих воспитанников; подлинно, по-настоящему отыскивал недостатки в выполнении
упражнений; заряжал эмоционально аудиторию.
Действия обучающихся будут подлинными только лишь в том случае, если
педагог будет не имитировать педагогические действия, а по-настоящему совершать
их. Педагогу всегда необходимо помнить о том, что он в ходе урока должен пребывать
в условиях публичности точно так же, как и его ученики.
9. Формы подведения итогов и контроля
19

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы
проводимые в Доме детского творчества;

итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его
творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность
осуществления текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из
форм итогового контроля.
Оценочные материалы
Приложение № 1.
"Определение результатов обучения
по дополнительной общеобразовательной программе»
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1.
Теоретические Соответствие
знания (по основным теоретических знаний
разделам программы) ребенка
программным
требованиям

Степень выраженности
оцениваемого качества

Минимальный
уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2
объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных
знаний
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период)
и Минимальный
уровень
(ребенок,
как
правило,
избегает
употреблять
специальные термины);
Средний уровень (ребенок
сочетает
специальную
терминологию с бытовой)

1.2.
Владение Осмысленность
специальной
правильность
терминологией
использования
специальной
терминологией

20

Баллы

1

3

5

1

3

Вывод:

Уровень
теоретической
подготовки
2. Практическая подготовка ребенка.
2.1.
Практические Соответствие
умения и навыки, практических умений
предусмотренные
и
навыков
программой
(по программным
основным разделам требованиям
учебно-тематического
плана программы)

2.2.
Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением

2.3.
навыки

Максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно в
полном соответствии с их
содержанием)
Низкий
Средний
Высокий

Минимальный
уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2,
предусмотренных
умений и навыков);
Средний уровень (объем
усвоенных
умений
и
навыков составляет более
1/2)
Максимальный
уровень(ребенок
овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период)
Минимальный
уровень
в (ребенок
испытывает
серьезные затруднения пр
работе с оборудованием);
и Средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога)
Максимальный
уровень
(работает с оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
в Начальный (элементарный
уровень
развития
креативности (ребенок в
состоянии выполнить лишь
простейшие
задания
педагога);
Репродуктивный
уровень
(выполняет в основном
задания на основе образца)

Отсутствие
затруднений
использовании
специального
оборудования
оснащения

Творческие Креативность
выполнении
практических
заданий

21

5
До 2
3-6
7-10
2

3

7

2

3

7

2

3

Вывод:

Уровень
практической
подготовки
3. Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1.
Учебно- Самостоятельность в
подборе и анализе
интеллектуальные
литературы
умения:
3.1.1.
Умение
подбирать
и
анализировать
специальную
литературу

Творческий
уровень
(выполняет
практические
задания
с
элементами
творчества)
Низкий
Средний
Высокий

Минимальный
уровень
(ребенок
испытывает
серьезные затруднения при
работе
с
литературой,
нуждается в постоянной
помощи
и
контроле
педагога);
Средний уровень (работает с
литературой с помощью
педагога или родителя)
Максимальный
уровень
(работает с литературой
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)
Самостоятельность в Уровни - По аналогии с п.
пользовании
3.1.1.
компьютерными
источниками
информации
Уровни - По аналогии с п.
Адекватность
3.1.1.
восприятия
информации, идущей
от педагога

3.1.2.
Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.2.
Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1.
Умение
слушать и слышать
педагога
3.2.2.
Умение Свобода владения и
выступать
перед подачи
ребенком
аудиторией
подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести Самостоятельность в
полемику,
построении
участвовать
в дискуссионного
дискуссии
выступления, логика
в
построении
доказательств
3.3.
Учебно- Способность
22

7
До 6
7-14
15-21
3

6

8

3
7
10

2
6
8

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3
6
9

Уровни - По аналогии с п.
3.1.1.

3
7
10

Уровни - По аналогии с п.

3

организационные
умения и навыки:
3.3.1.
Умение
организовать
свое
рабочее место
3.3.2.
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности правил
безопасности

самостоятельно
готовить
свое
рабочее
место
к
деятельности
и
убирать за собой
Соответствие
реальных
навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям

Минимальный
уровень
(ребенок овладел менее чем
1/2
объема
навыков
соблюдения
ПБ,
предусмотренных
программой);
Средний уровень (объем
усвоенных
навыков
составляет более 1/2)
Максимальный
уровень
(ребенок
овладел
практически весь объем
навыков, предусмотренных
программой за конкретный
период)
и Удовлетворительно
в Хорошо
Отлично

3.3.3.
Умение Аккуратность
аккуратно выполнять ответственность
работу
работе

Вывод:
Заключение

3.1.1.

Уровень общеучебных Низкий
умений и навыков
Средний
Высокий
Результат обучения Низкий
ребенка
по Средний
дополнительной
Высокий
образовательной
программе

23

6
8

3

6

8

3
6
8

До 24
25-50
51-69
До 46
47-89
90-100

Приложение 2
Нормативно – правовые основания разработки программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996 – р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
6. Национальные проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря
2018 г., протокол № 3);
8. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642.
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации № 09-3242 от 18.11.2015 г.).
24

11. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от
03.09.2019 № 467)
12. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД – 39/04 «О
направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий».
13. Письмо Министерства Просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитание и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания"
17. Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 года №
900 – ПП «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области
до 2025 года».
18. Устав учреждения.
19. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» в рамках национального проекта «Образование» (до 2024 г.).
20. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры»,
утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392
(с изм.от 29 декабря 2020 г.).
21. Подпрограмма «Наследие» государственной программы РФ «Развитие
культуры» (с 16 апреля 2020 г. - утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта
2020 г. №392).
22. Подпрограмма «Искусство» государственной программы РФ «Развитие
культуры» (с 16 апреля 2020 г. – утв.Постановлением правительства РФ от 31 марта
2020 г. №392).
Приложение 3.
«Литература для педагога»
1. Андрачников С. Импровизационный пластический тренинг. - М., 2001
2. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 2006.
25

3. Голубовский В. «Актёр – самостоятельный художник» М. 2000.
4. Ершов П.М. «Режиссура, как практическая психология» - М., 2005.
5. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.
6. Ершова М.С. Сборник упражнений по развитию творческих (актерских)
способностей. – Екатеринбург: Лик, 2001 г.
7. Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002.
8. Ковакин Л.Д. «Классические основы режиссуры» - Кр., 2013.
9. Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004.
10. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 2003.
11. Петрусинский В.В. «На пути к совершенству. Искусство экспромта» - М., 2010.
12. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006.
13. Царенко Л. «От потешек к пушкинскому балу» - М., 2006.
14.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Нетрадиционные приемы коррекционной
логопедической работы с детьми». Творческий центр «Москва» 2003г.
15. И.А.Генералова «Мастерская чувств №10». Методическое пособие. Москва
ГОУДОД ФЦРСДОД 2006г.
16. И.А.Генералова «Мастерская чувств №11». Методическое пособие. Москва
ГОУДОД ФЦРСДОД 2006г.

Приложение 4.
«Список литературы для родителей и детей»
Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 2007.
Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 2003.
Гиппиус Г. Гимнастика чувств. – М., 2006 .
Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 2012.
Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 2004.
Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 2001
Станиславский К.С. Работа актёра над образом и над собой /Полн. Собр. Соч.: т. 8
– М., 2012 г.
8. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М., 1962.
9. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе.
– Челябинск, 2008.
10. Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 2007.
11.Журналы «Чем развлечь гостей» г.Курган.
12. Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева «Театрализованные игры в школе». Москва
«Школьная пресса» 2003г.
13. С.В.Логинов «Школьный театр миниатюр» Волгоград «Учитель» 2009г
14. А.М.Нахимовский «Наш классный театр» Москва «Аркти» 2003г.
15. Т.Н.Образцова «Ролевые игры для детей» Москва. ООО «Этрол» 2005г.
16. Т.Н.Образцова «Юмористические игры для детей» Москва. ООО «Этрол» 2005г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».