МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО
заместитель директора по УР
директор
________________________
________________________
________________________
Васильева С.В.
Васильева С.В.
Приказ №2406-1
от «24» 062025 г.
Рычков Н.А.
Протокол №4
от «02» 062025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
п. Пионерский,2025
Приказ №2406-1
от «24» 062025 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в 9 классе «Секреты русского языка» МКОУ «Пионерская СОШ» на 2025-2026 учебный год
составлена на основании:
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических
требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на
уровне общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся,
способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Секреты русского языка» разработана на основе Федеральной целевой
программы «Культура России». В программе используются спецкурс Л.А. Введенской «Культура речи», а также спецкурс С.И. Львовой «Русское
правописание: орфография и пунктуация».
Цель занятий:
- развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Сроки реализации: 2025-2026 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 недели - 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных
случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии
и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию
творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо
применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими
схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ
словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и
письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и
языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение –
это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из
которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо
научить понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно,
нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части
проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его
культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую
направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую
лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только
одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с
типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной
деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит
показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности
своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.
Содержание курса:
№
Тема
1-2 Речевая культура –
часть
общечеловеческой
культуры. Культура
языка. Культура речи.
3
Язык и речь.
4
Языковая норма как
историческая
категория.
5
Понятие нормы в
современной
лингвистике.
Формирование норм
литературного языка.
Признаки нормы.
Понятие вариантов
норм. Написание
сжатого изложения.
6
7
8
9
10
11
Эволюция языковых
норм. Сочинение как
жанр различных
стилей речи
Типология норм.
Ошибки
грамматические и
речевые.
Качества хорошей
речи.
Основные качества
Внеурочное занятие (содержание темы)
Кол-во
часов
Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для духовной жизни общества». Практическая
часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее
оценивания».
2
Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство
переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение
приемом исключения неглавной информации из текста».
Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как системы правил».
«Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая
часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”.
Овладение приемом упрощения текста».
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема
“обобщение”. Овладение приемом обобщения».
Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры». Практическая часть:
«Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия».
1
Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам».
1
Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых средств
– закон аналогии или унификации (уподобления)».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3.
Критерии оценки заданий. Структура сочинения».
Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи».
Практические упражнения «Поразмышляем вместе».
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся формулировать тезис.
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика. Особенности».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3. Учимся аргументировать».
Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность,
1
1
1
1
1
1
1
хорошей речи. Общая
характеристика.
12
Правильность как
основа хорошей речи.
13
Содержательность
хорошей речи.
14
Выразительность и
гибкость хорошей
речи Уместность и
доступность хорошей
речи.
Точность речи.
выразительность, уместность - основные качества хорошей речи».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (15.2)».
Лекция учителя: «Виды правильности речи. Окказиональность «как особая правильность» в
1
художественном тексте».
Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (15.2)».
Викторина: «Богатство речи и способы проявления языкового богатства. Синонимы, метафора, 1
метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть:
«Синонимы. Задание 6».
Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (15.3)
Практическая работа: «Поразмышляем вместе».
1
Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению» (15.3)
Лабораторная работа: «Фактические ошибки
Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов».
Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)
16- Техника речи.
Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки
17 Понятие техники речи фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция
в современной
как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные
лингвистике.
компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой
высказывания».
18 Орфоэпические
Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования
нормы.
произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения.
Тексты разных
Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного
стилей.
языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы
литературного произношения».
Практическая часть: «Понимание текста. Отработка Задания 2».
19 Лексика. Лексические Лекция учителя: «Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила
нормы.
употребления слов в языке. Нарушения лексических норм».
Практическая часть: «Средства выразительности речи. Отработка Задания 3»
20 Акцентологические
Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые
нормы.
требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной
принадлежности. Акцентологический минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
21 Словообразовательные Лекция учителя: «Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма
нормы.
как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в
15
1
2
1
1
1
1
Орфография
22- Морфологические
23 нормы и их
особенности.
24
25
26
27
28
29
30
Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксические
нормы и их
особенности.
Речевые ошибки при
употреблении
синтаксических
средств языка.
Употребление
обособленных
определений и
обстоятельств в речи.
Употребление
вводных слов,
обращений и
междометий в речи.
Употребление знаков
препинания в
сложносочиненных,
сложноподчиненных
предложениях.
Многокомпонентные
синтаксические
конструкции и знаки
препинания в них.
Употребление знаков
препинания в
бессоюзных сложных
предложениях.
словообразовании».
Практическая часть: «Правописание приставок. Отработка задания Задания 4»
Практикум: «Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа.
Правописание суффиксов. Отработка Задания 5»
Лекция учителя: «Морфологический минимум».
Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных частях речи».
Проектная работа – презентация «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание)».
Практикум: «Нарушения норм согласования и управления. Отработка Задания 7»
1
1
1
Семинар: «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов,
1
употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных
оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и
косвенной речи.»
Практическая часть: «Отработка Задания 8,11».
Проект – презентация «Обособленные члены предложения.
1
Отработка Задания 9»
Игра-разминка.
Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Задание 10».
1
Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном
предложении».
Практическая часть: «Отработка Задания 12».
1
Лекция учителя: «Сложные предложения с различными видами связи»
Практическая часть: «Отработка Задания 13».
1
Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»
Практикум: «Сложные бессоюзные предложения. Отработка Задания 14»
1
31
32
33
34
Синтаксический
минимум.
Функциональные
стили.
Стилистические
нормы.
Функциональносмысловые типы речи.
Игра «Ты эксперт».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
Лекция учителя «Функциональные стили».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
1
Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей языковой практике».
Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе».
1
Правописные
(орфографические и
пунктуационные)
нормы.
Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть
речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской
орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков
препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации».
Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку»
1
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Речевая культура – часть
общечеловеческой культуры
Культура языка. Культура
речи. Практикум
Язык и речь. Практикум
1
1
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
6
Языковая
норма
как
историческая категория
Понятие нормы в современной
лингвистике
Формирование
норм
литературного языка
1
http://school-collection.edu.ru
7
Понятие вариантов
Практикум
8
Эволюция языковых норм
1
9
Типология норм. Ошибки
грамматические и речевые.
Практикум
Качества
хорошей
речи.
Практикум
1
1
1
http://school-collection.edu.ru
Основные качества хорошей
речи.
1
1
http://school-collection.edu.ru
1
2
3
4
5
10
11
норм.
http://school-collection.edu.ru
1
1
http://school-collection.edu.ru
1
1
http://school-collection.edu.ru
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
12
13
14
15
Правильность
как
основа
хорошей речи. Практикум
Содержательность
хорошей
речи. Практикум
Выразительность и гибкость,
уместность и доступность
хорошей речи. Практикум
Точность речи. Практикум
1
1
1
1
Техника чтения. Практикум
16
17
1
1
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
http://school-collection.edu.ru
1
Техника чтения. Практикум
http://school-collection.edu.ru
1
1
http://school-collection.edu.ru
19
Орфоэпические нормы. Тексты
разных стилей.
Лексика. Лексические нормы.
Практикум
20
Акцентологические
Практикум
21
Словообразовательные нормы.
Орфография. Практикум
1
1
http://school-collection.edu.ru
22
Морфологические нормы и их
особенности. Практикум
1
1
http://school-collection.edu.ru
23
Морфологические нормы и их
особенности. Практикум
1
1
http://school-collection.edu.ru
18
24
25
нормы.
Синтаксис
и
пунктуация.
Синтаксические нормы и их
особенности. Практикум
Речевые ошибки при
употреблении
синтаксических средств
http://school-collection.edu.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
языка. Практикум
26
27
28
29
30
31
32
33
Употребление обособленных
определений и обстоятельств в
речи. Практикум
Употребление вводных слов,
обращений и междометий.
Практикум
Употребление
знаков
препинания
в
сложносочиненных
и
сложноподчиненных
предложениях. Практикум
Многокомпонентные
синтаксические конструкции и
знаки препинания в них.
Практикум
Употребление
знаков
препинания в бессоюзных
сложных
предложениях.
Практикум
Синтаксический минимум.
Функциональные
стили.
Стилистические
нормы.
Практикум
Функционально-смысловые
типы речи.
Правописные
(орфографические и
пунктуационные) нормы.
Практикум
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
1
1
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
1
http://school-collection.edu.ru
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
1
1
http://school-collection.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
1
1
34
0
1
http://school-collection.edu.ru
26
http://school-collection.edu.ru
Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. ОГЭ 2019. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.:
Издательство «Экзамен», 2024.
2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2024.
3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2021. - ФГОС.
Новый образовательный стандарт.
4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия
«Реальные экзаменационные темы сочинений».
5. Компьютер.
6. Проектор.
7. Интерактивная доска.