МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
Заместитель директора
________________________ по УР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Васильева С.В. ________________________
Рычков Н.А.
протокол № 5
приказ
№2808-1
Васильева С.В.
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
приказ №2808-1
от «28» августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся ОВЗ с интелектуальными нарушениями
9 класса
П.Пионерский. 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее — Программа) по учебному предмету «География»
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации их
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей. Программа разработана на основе федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением
интеллекта (далее ФАООП УО (Вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный
предмет
«География»
относится
к
предметной
области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 2
Цель и задачи изучения учебного предмета «География»
Вариант 1
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «География» .
Цель изучения учебного предмета «География» сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи учебного предмета «География» - познакомить с культурой и бытом разных народов;
- показать особенности взаимодействия человека и природы;
- помочь усвоить правила поведения в природе;
- содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
- формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту
как части России;
- учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Содержание учебного предмета «География»
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую
географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о
географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных
ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и
обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической,
экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной
взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности
людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное
изучение этих стран дает возможность рассказать о распаде монополизированного
государства, на данном материале проанализировать последствия, повлиявшие на
углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения
своего края обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с
местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые
имеется спрос в данном регионе. Уделяется внимание изучению социальных,
экологических и культурных аспектов. Рассмотрение вопросов истории,
этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет
способствовать воспитанию у обучающихся патриотических чувств.
№ п/п Название раздела, темы
Количество
Контрольные
часов
работы
1
Введение. Политическая карта Евразии 1
2
Западная Европа
6
1
3
Южная Европа
3
4
Северная Европа
3
5
Восточная Европа
12
1
6
Центральная Азия
5
1
7
Юго-Западная Азия
7
1
8
Южная Азия
2
9
Восточная Азия
5
1
10
Юго-Восточная Азия
3
11
Россия (повторение)
6
1
12
Свой край
15
1
Итого
68
7
Предметные результаты
МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
- владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать
географический объект по карте;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических
объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным
критериям;
- использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
- применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных
воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических
памятников своего родного края.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных действий
(БУД):
Самостоятельно оценивает условия и осуществляет выбор модели социально
одобряемого поведения в разных ситуациях, что позволяет:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В разных ситуациях взаимодействия самостоятельно может:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В жизненной ситуации, близкой к личному опыту, может самостоятельно:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В проблемной ситуации, при затруднениях осуществляет выбор решения, что
позволяет самостоятельно:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Тематическое планирование учебного предмета «География»
№
Тема
предмета
Колво
часов
Программное
содержание
Дифференциация
видов
деятельности
обучающихся
Минимальный
уровень
Достаточный
уровень
На политической
карте Евразии
знакомятся с
разнообразием
стран,
расположенных на
материке.
Показывают
границу между
Европой и Азией,
выделенной
заранее учителем.
Показывают
крупнейшие
государства
Евразии, используя
помощь учителя
На карте
показывают
Евразию. По
политической
карте
перечисляют
крупнейшие
государства
Европы и Азии.
По физической
карте показывают
условную границу
между Европой и
Азией. Называют
регионы Европы
и Азии,
записывают их в
тетрадь
Введение. Государства Евразии - 1 час
1
Политичес
кая карта
Евразии
1ч.
Закрепление и
систематизация
знаний
обучающихся о
Евразии как самом
большом и
густонаселенном
материке земного
шара, его
географическом
положении,
хозяйстве и
населении.
Совершенствование
навыков работы с
географическими
картами.
Формирование
представлений
обучающихся о
разнообразии
стран,
расположенных на
материке.
Закрепление знаний
обучающихся о
географическом
положении,
хозяйстве и
населении России
Западная Европа – 6 часов
2
3
Великобри
тания
(Соединен
ное
Королевст
во
Великобри
тании и
Северной
Ирландии)
Франция
(Французс
кая
Республик
а)
2ч.
2ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Западной
Европы. Знакомство
обучающихся с
географическим
положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Великобритании.
Закрепление
знаний школьников
о зависимости
климата от
географического
положения объекта
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Западной
Европы. Знакомство
обучающихся с
географическим
положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением,
культурой и
достопримечательн
остями Франции.
Формирование
интереса к
изучаемому
предмету
Показывают на
карте
Великобританию,
используя помощь
учителя. Называют
формы поверхности
по опорным словам.
Составляют рассказ
о Лондоне,
используя
предложенные
учителем
предложения.
Отмечают на
контурной карте
Великобританию и
ее столицу, с
помощью
Описывают
географическое
положение
Великобритании.
Называют и
показывают на
карте формы
поверхности
страны.
Рассказывают о
климате
Великобритании.
Перечисляют
представителей
животного и
растительного
мира.
Составляют
рассказ о
традициях,
культуре и быте
народов
Великобритании.
Отмечают в
контурной карте
страну и ее
столицу
Показывают на
карте Францию, ее
столицу, используя
помощь учителя.
Составляют рассказ
о Париже по
предложенным
учителем
предложениям.
Отмечают в
контурной карте
страну и ее
столицу, заранее
выделенные
учителем
Показывают на
карте Францию,
столицу и
крупные города.
Отмечают их на
карте. Называют
формы
поверхности
страны, полезные
ископаемы.
Сравнивают
климат Франции
и
Великобритании.
Составляют
рассказ о
культуре, быте,
традициях
французского
народа.
Рассказывают о
Париже и его
достопримечател
ьностях,
опираясь на текст
в учебнике
4
5
Германия
(Федерати
вная
Республик
а
Германии)
Австрия
(Австрийс
кая
Республик
а).
Швейцари
я
(Швейцар
ская
Конфедер
ация)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Западной
Европы. Знакомство
обучающихся с
географическим
положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением.
культурой и
достопримечательн
остями Германии.
Формирование
интереса к
изучаемому
предмету
1ч.
Знакомство с
положением на
карте, природноклиматическими
особенностями,
высокоразвитой
экономикой и с/х
Австрии и
Швейцарии.
Формирование
представлений об
экономике стран
Западной Европы.
Показ причинноследственной
зависимости между
географическим
положением,
климатом, природой
и развитием
международного
туризма в
государствах
Западной Европы
Южная Европа - 3 часа
Показывают на
политической карте
Германию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Германию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
изучаемые
государства,
используя помощь
учителя. Отмечают
их в контурной
карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
карте изучаемые
государства, их
столицы,
отмечают на
контурной карте.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают о
главных
особенностях
природы,
экономики и
хозяйственной
деятельности нас
еления.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях одной из
стран
6
7
8
Испания
(Королевс
тво
Испания)
Португали
я
(Португал
ьская
Республик
а)
Италия
(Итальянс
кая
Республик
а)
Греция
(Греческа
я
Республи
ка)
Показывают на
карте изучаемые
страны, используя
помощь учителя.
Называют формы
поверхности по
опорным словам.
Составляют рассказ
о любом крупном
городе этих
государств,
используя
предложенные
учителем
предложения
Показывают на
карте изучаемые
государства, их
столицы,
отмечают на
контурной карте.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают о
главных
особенностях
природы,
экономики и
хозяйственной
деятельности нас
еления.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях одной из
стран
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Южной
Европы. Сравнение
природных условий
стран Южной
Европы. Знакомство
с географическим
положением,
рельефом,
водоемами,
природными
условиями,
хозяйством Италии
Показывают на
карте Италию, ее
столицу, используя
помощь учителя.
Составляют рассказ
о Риме по
предложенным
учителем
предложениям.
Отмечают в
контурной карте
страну и ее
столицу, заранее
выделенные
учителем
Показывают на
политической
карте Италию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Южной
Европы. Сравнение
природных условий
Показывают на
карте Грецию, ее
столицу, используя
помощь учителя.
Составляют рассказ
об Афинах по
Показывают на
политической
карте Грецию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Южной
Европы. Сравнение
природных условий
стран Южной
Европы. Знакомство
с географическим
положением,
рельефом,
водоемами,
природными
условиями,
хозяйством,
изучаемых стран.
Закрепление знаний
о великих
географических
открытиях
португальских
мореплавателей
Колумба и
Магеллана
стран Южной
Европы. Знакомство
с географическим
положением,
рельефом,
водоемами,
природными
условиями,
хозяйством Греции
предложенным
учителем
предложениям.
Отмечают в
контурной карте
страну и ее
столицу, заранее
выделенные
учителем
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Северная Европа - 3 часа
9
10
Норвегия
(Королевс
тво
Норвегия)
Швеция
(Королевс
тво
Швеция)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Северной
Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Норвегии.
Формирование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Северной
Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Швеции.
Формирование
навыков показа
географических
объектов на
Показывают на
политической карте
Норвегию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Норвегию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
Швецию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Швецию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
настенной карте.
Формирование
бережного
отношения к
окружающей среде
на примере
решения
экологических
проблем в Швеции
11
Финлянди
я
(Финлянд
ская
Республи
ка)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Северной
Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Финляндии.
Традиции
населения
Северной Европы.
Формирование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
Финляндию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Финляндию
и ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
Польшу и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Польшу и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
Восточная Европа – 12 часов
12
Польша
(Республи
ка
Польша)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Восточной
Европы. Знакомство
с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Польши.
Формирование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
хозяйства
13
Чехия
(Чешская
Республи
ка).
Словакия
(Словацка
я
Республи
ка)
14
Венгрия
(Венгерск
ая
Республи
ка)
15
Румыния
(Республи
ка
Румыния).
Болгария
(Республи
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Восточной
Европы. Знакомство
с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
изучаемых стран.
Сравнение
характеристик двух
государств
Восточной Европы –
Чехии и Словакии.
Формирование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
1ч.
Продолжение
формирования
представления
обучающихся о
странах Восточной
Европы. Знакомство
с географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Венгрии. Развитие и
совершенствование
навыков
обучающихся при
работе с настенной
картой и картами
приложения к
учебнику
Показывают на
политической карте
Венгрию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Венгрию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
странах Восточной
Европы. Знакомство
с географическим
Показывают на
карте изучаемые
страны, используя
помощь учителя.
Называют формы
поверхности по
Показывают на
карте изучаемые
государства, их
столицы,
отмечают на
контурной карте.
Показывают на
карте изучаемые
страны, используя
помощь учителя.
Называют формы
поверхности по
опорным словам.
Составляют рассказ
о любом крупном
городе этих
государств,
используя
предложенные
учителем
предложения
Рассказывают о
географическом
положении
изучаемых стран,
что влияет на
климат этой
страны, какие
отрасли
промышленности
особенно
развиты.
Составляют
рассказ о
достопримечател
ьностях одного из
государств
ка
Болгария)
16
17
Сербия и
Черногор
ия
Эстония
(Эстонска
я
Республи
ка)
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
изучаемых стран.
Сравнение
характеристик двух
государств
Восточной Европы –
Румынии и
Болгарии.
Формирование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
опорным словам.
Составляют рассказ
о любом крупном
городе этих
государств,
используя
предложенные
учителем
предложения
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают о
главных
особенностях
природы,
экономики и
хозяйственной
деятельности нас
еления.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях одной из
стран
1ч.
Формирование
представлений о
государствах
Восточной Европы –
Сербии и
Черногории.
Развитие и
совершенствование
навыков
обучающихся при
работе с настенной
картой и картами
приложения к
учебнику
Называют
изучаемые
государства и их
столицы. Отмечают
в контурной карте,
используя помощь
учителя.
Записывают в
тетрадь отрасли
сельского хозяйства
и промышленности,
опираясь на текст
учебника и
используя помощь
учителя
Показывают на
карте изучаемые
государства, их
столицы,
отмечают на
контурной карте.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают о
главных
особенностяхт
природы,
экономики и
хозяйственной
деятельности нас
еления
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Европы.
Знакомство с
государствами
Балтии. Сравнение
занятий населения
прибалтийских
государств, отрасли
промышленности и
сельского хозяйства
Показывают на
политической карте
Эстонию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Эстонию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
18
19
Латвия
(Латвийск
ая
Республи
ка)
Литва
(Литовска
я
Республи
ка)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Латвии.
Сравнение занятий
населения
прибалтийских
государств, отрасли
промышленности и
сельского
хозяйства.
Совершенствование
навыков работы с
географической
картой, навыков
работы в контурных
картах
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Литвы.
Сравнение занятий
населения
прибалтийских
государств, отрасли
промышленности и
сельского
Показывают на
политической карте
Латвию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Латвию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
Литву и ее столицу,
используя помощь
учителя. Отмечают
их в контурной
карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Литву и ее
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Совершенствование
навыков работы с
географической,
контурной картами
20
21
Республи
ка
Беларусь
Украина
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
природой,
хозяйством,
населением
Белоруссии. Работа
над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
природой,
хозяйством,
населением
Украины. Работа
над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
хозяйства
Показывают на
карте страну,
столицу и крупные
города, используя
помощь учителя.
Составляют рассказ
о Беловежской
пуще по
предложенным
учителем
предложениям
Показывают на
политической
карте Республику
Беларусь и ее
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях
Белоруссии
Показывают на
карте страну,
столицу и крупные
города, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Украину и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
22
23
Молдавия
(Республи
ка
Молдова)
Обобщаю
щий урок
«Европей
ские
государст
ва»
контурной картой
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Европы.
Знакомство с
географическим
положением,
природой,
хозяйством,
населением
Молдавии. Работа
над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
Показывают на
политической карте
Молдавию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Молдавию
и ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Повторение,
обобщение и
систематизировани
е знаний
обучающихся об
изученных
государствах
Европы. Сравнение
стран Европы по
размерам,
природным
условиям и
национальным
особенностям.
Продолжение
формирования
навыков показа
изученных
государств на
географических
картах, навыков
составления
рассказов об одном
из изученных
государств Европы
по плану, опорным
словам и
иллюстрациям
Показывают на
карте государства
Европы, заранее
обозначенные
учителем.
Называют по
приложению к
учебнику
характерные
особенности стран
Европы с опорой на
предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Показывают на
карте
государства
Европы. Дают
краткую
характеристику
стран Европы с
опорой на карты
и с помощью
учителя
Центральная Азия – 5 часов
24
25
26
Казахстан
(Республи
ка
Казахстан
)
Узбекиста
н
(Республи
ка
Узбекиста
н)
Туркменис
тан
Показывают на
политической карте
Казахстан и его
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Казахстан и
его столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Центральной Азии.
Формирование
системы знаний об
основных
особенностях ГП
страны. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Казахстана.
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Центральной Азии.
Формирование
системы знаний об
основных
особенностях ГП
страны. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Узбекистана.
Работа над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
Показывают на
политической карте
Узбекистан и его
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Узбекистан
и его столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Центральной Азии.
Показывают на
политической карте
Туркменистан и его
столицу, используя
помощь учителя.
Показывают на
политической
карте
Туркменистан и
его столицу.
Формирование
системы знаний об
основных
особенностях ГП
страны. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Туркмении. Работа
над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
27
Киргизия
(Кыргызск
ая
Республик
а)
28
Таджикист
ан
(Республи
ка
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Центральной Азии.
Формирование
системы знаний об
основных
особенностях ГП
страны. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Киргизии. Работа
над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
Показывают на
политической карте
Киргизию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Киргизию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Показывают на
политической карте
Таджикистан и его
столицу, используя
Показывают на
политической
карте
Таджикистан и
Таджикист
ан)
Центральной Азии.
Формирование
системы знаний об
основных
особенностях ГП
страны. Раскрытие
главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Таджикистана.
Работа над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков с
контурной картой
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
его столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Юго-Западная Азия – 7 часов
29
Грузия
30
Азербайд
жан
(Азербайд
жанская
Республик
а)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах Югозападной Азии.
Формирование
представлений о
географическом
положении,
природных
условиях, хозяйстве
Грузии, обычаях и
традициях грузин.
Раскрытие главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Показывают на
политической карте
Грузию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте.
Записывают в
тетрадь отрасли
сельского хозяйства
и промышленности,
опираясь на текст
учебника и
используя помощь
Показывают на
политической
карте Грузию и ее
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государствах Югозападной Азии.
Знакомство
Показывают на
политической карте
Азербайджан и его
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
Показывают на
политической
карте
Азербайджан и
его столицу.
Определяют по
физической карте
школьников с
географическим
положением,
рельефом,
климатом,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Азербайджана.
Работа над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
31
32
Армения
(Республи
ка
Армения)
Турция
(Турецкая
Республик
а)
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства.
Описывают рельеф
страны, используя
предложенные
учителем
предложения
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государствах Югозападной Азии.
Знакомство с
положением
Армении на
политической и
физической картах
Азии, ее
природными
богатствами,
древней
архитектурой и
традициями
армянского народа.
Работа над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
Показывают на
политической карте
Армению и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Армению и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах ЮгоЗападной Азии.
Знакомство с
положением на
На карте
показывают Турцию
и ее столицу,
используя помощь
учителя. В тетрадь
записывают товары,
которые
Показывают на
политической
карте Турцию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
карте, климатом,
растительным и
животным миром,
крупными городами
Турции
33
34
Ирак
(Республи
ка Ирак)
Иран
(Исламска
я
Республик
а Иран)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах ЮгоЗападной Азии.
Знакомство
школьников с
географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
населением и
хозяйством Ирака.
Закрепление знания
обучающихся о
типичных
представителях
растительного и
животного мира
пустынь, о
населении и его
традициях.
1ч.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государствах Югозападной Азии.
Закрепление знаний
школьников о
влиянии природных
условий на занятия
населения. Работа
над
совершенствование
м навыков показа
изготавливают в
этой стране. В
контурной карте
отмечают городакурорты, заранее
выделенные
учителем
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
Ирак и его столицу,
используя помощь
учителя. Отмечают
их в контурной
карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Ирак и его
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают на
политической карте
Иран и его столицу,
используя помощь
учителя. Отмечают
их в контурной
карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Иран и его
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
35
Афганиста
н
(Исламска
я
Республик
а
Афганиста
н)
1ч.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государствах Югозападной Азии.
Знакомство
школьников с
географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Афганистана
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
По иллюстрациям
описывают рельеф
Афганистана.
Отмечают на
контурной карте
страну и ее
столицу, заранее
выделенные
учителем
Показывают на
политической
карте
Афганистан и
его столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
Показывают Индию
на карте, с
помощью учителя.
Составляют рассказ
о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем
предложения
Показывают на
политической
карте Индию и ее
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
Южная Азия – 2 часа
36
Индия
(Республи
ка Индия)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся об
Индии как самом
крупном
государстве Южной
Азии. Знакомство
школьников с
географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
населением и
хозяйством Индии
ьностях Индии
37
Индия
(Республи
ка Индия)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся об
Индии как самом
крупном
государстве Южной
Азии. Знакомство
школьников с
географическим
положением,
климатом,
природными
условиями,
населением и
хозяйством Индии
Показывают Индию
на карте, с
помощью учителя.
Составляют рассказ
о Тадж-Махале,
используя
предложенные
учителем
предложения
Показывают на
политической
карте Индию и ее
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях Индии
На карте
показывают Китай,
называют соседей
страны с помощью
учителя. В тетрадь
записывают
отрасли
промышленности и
сельского хозяйства
этой страны,
опираясь на текст
учебника
Показывают на
политической
карте Китай и его
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ о
достопримечател
ьностях Китая
Восточная Азия – 5 часов
38
Китай
(Китайская
Народная
Республик
а)
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Азии.
Знакомство с
самым крупным
государством
Восточной Азии –
Китаем:
географическое
положение, рельеф,
реки, климат.
Разнообразие
растительного и
животного мира
Китая. Знакомство
с Китаем как с
крупным
индустриальноаграрным
государством с
многочисленным
населением
39
40
41
Китай
(Китайская
Народная
Республик
а)
Монголия
Корея
(Корейска
я
Народно-
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Азии.
Знакомство с
самым крупным
государством
Восточной Азии –
Китаем:
географическое
положение, рельеф,
реки, климат.
Разнообразие
растительного и
животного мира
Китая. Знакомство
с Китаем, как с
крупным
индустриальноаграрным
государством с
многочисленным
населением
На карте
показывают Китай,
называют соседей
страны с помощью
учителя. В тетрадь
записывают
отрасли
промышленности и
сельского хозяйства
этой страны,
опираясь на текст
учебника
Показывают на
политической
карте Китай и его
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ о
достопримечател
ьностях Китая
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Азии.
Знакомство
школьников с
географическим
положением,
рельефом,
климатом,
природными
условиями,
хозяйством и
населением
Монголии
Показывают на
политической карте
Монголию и ее
столицу, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте Монголию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Показывают на
карте изучаемые
страны, используя
помощь учителя.
Показывают на
карте изучаемые
государства, их
столицы,
1ч.
Демократ
ическая
Республи
ка и
Республи
ка Корея)
42
Япония
Восточной Азии.
Сравнение
характеристик
географического
положения,
хозяйства КНДР и
Республики Корея
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах
Восточной Азии.
Знакомство
школьников с
особенностями
географического
положения,
рельефа, климата
Японии.
Формирование
представлений о
Японии, как
высокоразвитой
индустриальной
стране. Работа над
совершенствование
м навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
Называют формы
поверхности по
опорным словам.
Составляют рассказ
о любом крупном
городе этих
государств,
используя
предложенные
учителем
предложения
отмечают на
контурной карте.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают о
главных
особенностях
природы,
экономики и
хозяйственной
деятельности нас
еления.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях одной из
стран
Показывают
Японию на
физической карте,
используя помощь
учителя.
Составляют
предложения со
словами
«землетрясение» и
«тайфун».
Отмечают на
контурной карте
столицу Японии и
крупные города,
выделенные
учителем
Показывают на
политической
карте Японию и
ее столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства.
Составляют
рассказ о Токио
На карте
показывают Азию.
По иллюстрациям
рассказывают,
Показывают на
карте изучаемые
государства, их
столицы,
Юго-Восточная Азия – 3 часа
43
Таиланд
(Королевс
тво
Таиланд).
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах Юго-
Вьетнам
(Социали
стическая
Республи
ка
Вьетнам).
44
45
Индонези
я
(Республи
ка
Индонези
я) (по
выбору
учителя
или
другие
государст
ва)
Обобщаю
щий урок
«Государс
тва Азии»
Восточной Азии.
Формирование
системы знаний
обучающихся об
основных
особенностях ГП
изучаемых стран.
Раскрытие главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
какие формы
рельефа
преобладают в
Азии. Называют
изучаемые
государства и их
столицы. Отмечают
в контурной карте,
используя помощь
учителя.
Записывают в
тетрадь отрасли
сельского хозяйства
и промышленности,
опираясь на текст
учебника и
используя помощь
учителя
отмечают на
контурной карте.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Рассказывают о
главных
особенностях
природы,
экономики и
хозяйственной
деятельности нас
еления.
Составляют
рассказ о
главных
достопримечател
ьностях одной из
стран
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
государствах ЮгоВосточной Азии.
Формирование
системы знаний
обучающихся об
основных
особенностях ГП
изучаемых стран.
Раскрытие главных
особенностей
природы,
экономики,
населения и
хозяйственной
деятельности
Показывают на
карте страну,
столицу и крупные
города, используя
помощь учителя.
Отмечают их в
контурной карте. По
иллюстрациям
рассказывают, чем
занимаются жители
государства
Показывают на
политической
карте страну и ее
столицу.
Определяют по
физической карте
формы
поверхности.
Отмечают в
контурной карте
географические
объекты,
предложенные
учителем.
Перечисляют
отрасли
промышленности
и сельского
хозяйства
1ч.
Повторение,
обобщение и
систематизировани
е знаний
обучающихся об
изученных
государствах Азии.
Сравнение
государств Азии по
размерам,
Показывают на
карте государства
Азии, заранее
обозначенные
учителем.
Называют по
приложению к
учебнику
характерные
особенности стран
Показывают на
карте
государства
Азии. Дают
краткую
характеристику
стран Азии с
опорой на карты
и с помощью
учителя
природным
условиям и
национальным
особенностям.
Продолжение
формирования
навыков показа
изученных
государств на
географических
картах, навыков
составления
рассказов об одном
из изученных
государств Азии по
плану, опорным
словам и
иллюстрациям
Азии с опорой на
предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Россия (повторение) – 6 часов
46
Границы
России
47
Россия
(Российск
ая
Федераци
я) –
крупнейш
ее
государст
во
1ч.
Повторение и
систематизировани
е знаний
обучающихся о
географическом
положении России,
морских и
сухопутных
границах
государства.
Совершенствование
навыков
самостоятельной
работы с
географическими
картами при
составлении
описаний
географических
объектов
Показывают
сухопутные и
морские границы
нашей страны,
используя помощь
учителя. Называют,
заранее
выделенные
учителем,
пограничные
государства
Показывают
сухопутные и
морские границы
России на
политической и
физической
картах,
обозначают ее на
контурной карте.
Называют моря,
по которым
проходит
государственная
граница.
Определяют по
политической
карте
государства,
граничащие с
Россией
1ч.
Повторение и
обобщение знаний
обучающихся о
рельефе, водоемах,
особенностях
природы, полезных
ископаемых,
экономике,
населении страны.
Называют и
показывают на
настенной карте
равнины, которые
находятся на
территории России
(с помощью
учителя). Называют
(заранее
Называют и
показывают на
настенной карте
равнины, которые
находятся на
территории
России.
Называют горы
России,
48
Евразии
Совершенствование
навыков показа
географических
объектов на карте,
навыков работы с
контурной картой
выделенные
учителем) и
показывают
крупные реки и
отмечают их на
контурной карте.
Называют
некоторые народы,
проживающие на
территории России
(до 4 названий).
Называют и
показывают
(заранее
обозначенные
учителем на
настенной карте)
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых России
показывают на
физической карте
России.
Перечисляют
полезные
ископаемые,
которые добываю
на территории
России.
Называют и
показывают на
настенной карте
крупнейшие
месторождения
нефти и газа.
Наносят на
контурную карту
географические
объекты,
выделенные в
тексте жирным
шрифтом.
Называют и
показывают на
карте реки и
озера России,
указанные в
учебнике.
Рассказывают об
использовании
водных ресурсов
по плану.
Перечисляют
названия
народов России
(с опорой на
таблицу).
Показывают на
карте места
расселения
отдельных
народов (с
опорой на
политикоадминистративну
ю карту)
Админист
ративное
деление
России
Повторение знаний
об
административном
делении РФ.
Показывают
крупнейшие края,
области,
республики
Перечисляют
субъекты
федерации.
Называют
1ч.
Умение найти и
прочитать на
административной
карте некоторые (из
85) субъекты
Российской
Федерации: края,
республики,
автономные округа
или области.
Продолжение
формирования
навыков работы
обучающихся с
адаптированными
картами в учебнике
географии и его
приложении
49
50
Столица и
крупные
города
России
Обобщаю
щий урок
по теме
«Россия»
страны, заранее
выделенные
учителем.
Рассказывают о
столице нашей
Родины по
предложенным
учителем
предложениям
1ч.
Формирование
представлений
обучающихся о
Российской
Федерации.
Повторение и
обобщение знаний
школьников о
столице России и
крупных городах
страны.
Совершенствование
навыков
самостоятельной
работы при
выполнении
упражнений в
тетради на
печатной основе
1ч.
Показывают на
Обобщение знаний
карте Россию. На
о родной стране.
контурной карте
Совершенствование отмечают границу
навыков
России и
самостоятельной
крупнейшие города
работы
с помощью
обучающихся в
учителя. Называют,
парах, группах при
с опорой на карту выполнении
приложение к
различных заданий
учебнику,
характерные
Показывают
столицу и крупные
города на
настенной карте с
помощью учителя.
Рассказывают о
столице и городах
нашей Родины по
предложенным
учителем
предложениям
крупнейшие края,
области,
республики
страны и
показывают их на
карте. Дают
краткую
характеристику
географического
положения
столицы и
крупнейших
городов.
Подписывают
названия
городов, краев,
республик на
контурной карте
Показывают
столицу и
крупные города
на настенной
карте. Дают
краткую
характеристику
крупнейших
городов по
предложенным
учителем
предложениям.
Подписывают
названия
городов, краев,
республик на
контурной карте
Дают краткую
характеристику
России
особенности
природных зон
России
51
Обобщаю
щий урок
по курсу:
«Географ
1ч.
ия
материков
и
океанов»
Систематизировани
е и обобщение
сформированных
представлений и
понятий по всему
разделу
«География
материков и
океанов». Проверка
знаний
обучающихся
названий материков
и частей света,
океанов, знания
наиболее крупных
государств на
каждом из
материков и
географических
особенностях этих
стран
Показывают
материки и океаны
на настенной карте
с помощью учителя.
Подписывают
названия материков
и океанов в
контурной карте
Показывают на
настенной карте
материки и
океаны. По
описанию и
иллюстрациям
определяют, о
каком материке и
океане идет речь.
Наносят
названия
материков и
океанов в
контурной карте
Составляют рассказ
об истории
возникновения
своего края,
значимых
исторических
событиях,
используя
краеведческие
справочники, по
предложенным
учителем
предложениям.
Записывают формы
поверхности своего
края в тетрадь
Рассказывают об
истории
возникновения
своего края,
значимых
исторических
событиях,
используя
краеведческие
справочники.
Показывают на
политической и
физической карте
России границы
своего края.
Называют формы
рельефа своего
края
Свой край – 15 часов
52
История
возникновения
нашего края.
1ч.
Продолжени
е
формирован
ия
представлен
ий
обучающихс
я о своем
крае.
Знакомство
с
основными
исторически
ми
событиями,
происходящ
ими в
изучаемой
местности.
Формирован
ие
представлен
ий о
специфике,
уникальност
и,
неповторим
ости своего
края,
необходимо
сти
правильного
взаимодейс
твия
человека и
окружающей
среды.
Формирован
ие
представлен
ий
обучающихс
яо
географичес
ком
положении
своего края
на
политическо
йи
физической
карте
России
53
Географическое
положение. Границы.
Рельеф.
1ч.
Повторение
и
закрепление
знаний
обучающихс
яо
географичес
ком
положении
своего края
на
политическо
йи
физической
карте
России.
Совершенст
вование
навыков
самостоятел
ьной работы
Показывают на
настенной карте
свой край с
помощью учителя.
Составляют рассказ
о поверхности с
помощью опорных
слов и предложений
Дают
характеристику
географического
положения
своего края с
помощью
учителя.
Отмечают на
контурной карте.
Составляют
рассказ о
рельефе своей
местности по
предложенному
учителем плану
с настенной
картой.
Закрепление
знаний
обучающихс
яо
поверхности
своего края
54
55
Климат.
Предсказание погоды
по местным
признакам.
Народные приметы.
Полезные
ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера,
каналы.
Водоснабжение
питьевой водой.
Охрана водоемов
1ч.
1ч.
Закрепление
знаний
обучающихс
я об
особенностя
х
климатическ
их условий
своего края.
Формирован
ие умений
пользоватьс
я
краеведческ
ими
справочника
ми для
самостоятел
ьного
получения
необходимо
й
информации
Повторение
и
закрепление
знаний
обучающихс
я о почвах и
полезных
ископаемых
своего края.
Систематиза
ция знаний
об
использован
ии полезных
ископаемых.
Формирован
ие навыков
Записывают в
тетрадь народные
приметы. Называют
местные признаки
природы, по
которым можно
предсказать погоду,
используя помощь
учителя.
Зарисовывают в
тетради условные
знаки полезных
ископаемых и
подписывают их
названия
Рассказывают о
климатических
условиях своего
края. Записывают
в тетрадь
народные
приметы.
Называют
местные
признаки
природы, по
которым можно
предсказать
погоду.
Перечисляют
полезные
ископаемые
своего края,
записывают в
тетрадь и
зарисовывают
условные знаки
По условным
знакам,
предложенных
учителем, называют
полезные
ископаемые своего
края. Составляют
рассказ о водных
ресурсах по
опорным
словосочетаниям и
предложениям
По геологической
карте
определяют
полезные
ископаемые
своего края.
Рассказывают об
их
использовании.
По плану
составляют
рассказ о
водоемах своего
края. Обсуждают
возможности
хозяйственного
использования и
бережного
отношения и
рациональн
ого
использован
ия
природных
богатств.
Повторение
и
обобщение
сведений о
водоемах
своей
местности,
использован
ие и охрана
воды
56
Растительный мир.
Красная книга.
Охрана
растительного мира
1ч.
Формирован
ие
представлен
ий
обучающихс
яо
природных
богатствах
своего края.
Знакомство
с
уникальным
и
особенностя
ми
растительно
го мира.
Повторение
и
обобщение
знаний о
типичных
представите
лях
растительно
го мира
своего края.
Знакомство
обучающихс
яс
экологическ
ими
охране водоемов
По рисункам
называют растения
своего края.
Знакомятся с
растениями,
занесенными в
Красную книгу.
Зарисовывают в
тетрадь одно
растение,
составляют о нем
рассказ, используя
помощь учителя
Перечисляют
растения своего
края. Записывают
в тетрадь
лекарственные
растения и как их
используют.
Знакомятся с
растениями,
занесенными в
Красную книгу.
Составляют
рассказ о вреде
природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают о
заповедниках,
заказниках и
национальных
парках своего
края
проблемами
своего края
57
58
Растительный мир.
Красная книга.
Охрана
растительного мира
Животный мир
нашей местности.
(Хищные и
травоядные, дикие и
сельскохозяйственны
е животные, птицы,
рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый
браконьерами.
Красная книга.
Охрана животных.
Помощь зимующим
1ч.
Формирован
ие
представлен
ий
обучающихс
яо
природных
богатствах
своего края.
Знакомство
с
уникальным
и
особенностя
ми
растительно
го мира.
Повторение
и
обобщение
знаний о
типичных
представите
лях
растительно
го мира
своего края.
Знакомство
обучающихс
яс
экологическ
ими
проблемами
своего края
По рисункам
называют растения
своего края.
Знакомятся с
растениями,
занесенными в
Красную книгу.
Зарисовывают в
тетрадь одно
растение,
составляют о нем
рассказ, используя
помощь учителя
Перечисляют
растения своего
края. Записывают
в тетрадь
лекарственные
растения и как их
используют.
Знакомятся с
растениями,
занесенными в
Красную книгу.
Составляют
рассказ о вреде
природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают о
заповедниках,
заказниках и
национальных
парках своего
края
1ч.
Знакомство
с
уникальным
и
особенностя
ми
животного
мира своего
края.
Повторение
и
обобщение
знаний о
По рисункам
называют
животных своего
края. Знакомятся с
животными,
занесенными в
Красную книгу.
Зарисовывают в
тетрадь одно
животное,
составляют о нем
рассказ, используя
помощь учителя
Перечисляют
животных своего
края. Знакомятся
с животными,
занесенными в
Красную книгу.
Составляют
рассказ о вреде
природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают о
заповедниках,
птицам.
Заповедники,
заказники
59
Животный мир
нашей местности.
(Хищные и
травоядные, дикие и
сельскохозяйственны
е животные, птицы,
рыбы, земноводные,
насекомые). Вред
природе, наносимый
браконьерами.
Красная книга.
Охрана животных.
Помощь зимующим
птицам.
Заповедники,
заказники
типичных
представите
лях
животного
мира.
Знакомство
с
экологическ
ими
проблемами
своего края
и путями их
решения.
Формирован
ие навыков
рациональн
ого
использован
ия
природных
богатств
своего края
1ч.
Знакомство
с
уникальным
и
особенностя
ми
животного
мира своего
края.
Повторение
и
обобщение
знаний о
типичных
представите
лях
животного
мира.
Знакомство
с
экологическ
ими
проблемами
своего края
и путями их
решения.
Формирован
ие навыков
заказниках и
национальных
парках своего
края
По рисункам
называют
животных своего
края. Знакомятся с
животными,
занесенными в
Красную книгу.
Зарисовывают в
тетрадь одно
животное,
составляют о нем
рассказ, используя
помощь учителя
Перечисляют
животных своего
края. Знакомятся
с животными,
занесенными в
Красную книгу.
Составляют
рассказ о вреде
природе,
наносимом
браконьерами.
Рассказывают о
заповедниках,
заказниках и
национальных
парках своего
края
рациональн
ого
использован
ия
природных
богатств
своего края
60
61
Население нашего
края (области).
Национальный
состав. Обычаи,
традиции, костюмы,
фольклорные песни
и танцы,
национальная кухня.
Промышленность.
Ближайшие
промышленные
предприятия, где
могут работать
выпускники школы
1ч.
Систематиза
ция знаний
обучающихс
яо
населении
своего края,
его
основных
занятиях.
Знакомство
с
уникальным
и
этническими
особенностя
ми
населения.
Содействие
социальной
адаптации
обучающихс
я к жизни в
своем крае
Знакомятся с
уникальными
этническими
особенностями
населения.
Записывают в
тетрадь народы,
которые проживают
на территории края.
По иллюстрациям
рассказывают, чем
занимается
население своего
края. Составляют
рассказ о культуре,
традициях своего
края по
предложенным
учителем
предложениям
Знакомятся с
уникальными
этническими
особенностями
населения.
Перечисляют
народы, которые
проживают на
территории
своего края.
Составляют
рассказ о
культуре,
традициях,
национальной
кухне. Называют
отрасли
промышленности
своего края и
продукцию,
которую они
выпускают.
Рассказывают об
отраслях
сельского
хозяйства
1ч.
Обобщение
сведений
обучающихс
яо
промышлен
ности своего
края и ее
основных
отраслях.
Раскрытие
особенносте
й
взаимодейст
вия
человека и
природы
Называют отрасли
тяжелой и легкой
промышленности
своего края с
опорой на
иллюстративный
материал – схемы,
рисунки. Называют,
с помощью учителя,
предприятия
города, в которых
могут работать
выпускники
Называют
основные
отрасли
промышленности
своего края (с
помощью
учителя).
Называют
предприятия
города, в которых
могут работать
выпускники
Формирован
ие знаний
об
экономическ
ом росте
своего края.
Помощь в
выборе
дальнейшей
профессии
62
63
64
Сельское хозяйство
(специализация:
растениеводство,
животноводство,
бахчеводство.)
Транспорт
(наземный,
железнодорожный,
авиационный,
речной)
Архитектурноисторические и
культурные
памятники нашего
края
1ч.
Обобщение
сведений
обучающихс
я о сельском
хозяйстве
своего края
и его
основных
отраслях.
Помощь в
выборе
дальнейшей
профессии
Называют
отраслевой состав
растениеводства
(полеводство,
садоводство) и
животноводства
(скотоводство,
птицеводство)
своего края с
помощью учителя
Называют
основные
отрасли
сельского
хозяйства своего
края (с помощью
учителя)
1ч.
Обобщение
сведений
обучающихс
яо
транспорте,
грузовых и
пассажирски
х
перевозках.
Содействие
социальной
адаптации
обучающихс
я к жизни в
своем крае
По иллюстрациям
перечисляют виды
транспорта своего
края
Называют, какие
виды транспорта
развиты в своем
крае
1ч.
Формирован
ие
осознанного
отношения к
памятникам
истории и
культуры,
окружающей
среде.
Закрепление
знаний
Составляют рассказ
о
достопримечательн
остях своего края с
опорой на
предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Знакомятся с
архитектурноисторическими и
культурными
памятниками,
создающими
неповторимый
облик края,
используя
краеведческие
справочники.
обучающихс
яо
достопримеч
ательностях
своего края.
Знакомство
обучающихс
яс
исторически
ми
архитектурн
ыми
памятникам
и и
памятникам
и культуры,
создающими
неповторим
ый облик
края.
Формирован
ие умения
пользоватьс
я
краеведческ
ими
справочника
ми для
самостоятел
ьного
получения
необходимо
й
информации
65
Наш город (поселок,
деревня)
1ч.
Обобщение
сведений об
окружающе
м
школьников
мире.
Совершенст
вование
навыков
взаимодейст
вия
обучающихс
яс
окружающи
ми
(одноклассн
Составляют
рассказ о
достопримечател
ьностях своего
края
Составляют рассказ
о своем городе, по
предложенным
учителем
предложениям.
Записывают
предприятия, на
которых могут
работать
выпускники
образовательного
учреждения.
Выполняют
контрольное
тестирование,
используя помощь
Составляют
рассказ о своем
городе.
Перечисляют
предприятия
своего города.
Называют
достопримечател
ьности.
Выполняют
контрольное
тестирование по
всему курсу
«География»
иками,
родными и
близкими,
соседями и
т. п.).
Формирован
ие
общечелове
ческих
ценностей:
любовь к
Отечеству,
родной
земле,
людям,
труду
66
Обобщающий урок.
Моя малая Родина
1ч.
Обобщение
сведений о
географичес
ком
положении,
истории,
климате,
природных
условиях,
хозяйстве,
населении
своего края.
Совершенст
вование
навыков
самостоятел
ьной работы
обучающихс
я в парах,
группах при
выполнении
различных
заданий
учителя
Составляют рассказ
о своем крае по
плану,
предложенному
учителем с опорой
на предложения и
иллюстративный
материал
Составляют
рассказ о городе,
в котором
проживают, по
плану,
предложенному
учителем