Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 1АРП_География_6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования и молодежной политики Администрации
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Заместитель директора
________________________ по УР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Васильева С.В. ________________________
Рычков Н.А.
протокол № 5
приказ
№2808-1
Васильева С.В.
от «28» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
приказ №2808-1
от «28» августа 2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся ОВЗ с интелектуальными нарушениями
6 класса

П.Пионерский. 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа (далее — Программа) по учебному предмету «География»
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации их
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей. Программа разработана на основе федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением
интеллекта (далее ФАООП УО (Вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный
предмет
«География»
относится
к
предметной
области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
Количество учебных недель: 34
Количество часов в неделю:2
Цель и задачи изучения учебного предмета «География»
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «География» .
Цель изучения учебного предмета «География» сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи учебного предмета «География» - формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
- обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;
- формирование представлений об опасных природных явлениях,
- формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей
планеты;
- формирование умения работать с географической картой, графической
наглядностью;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
- формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета «География»
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у
обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классеобучающиеся
научатся ориентироваться на местности, познакомятся сфизической картой
России, ее географическим положением, границами, формами земной
поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется
формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах

своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На
этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить,
какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии —
«План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный
переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и
местности, а затем к знакомству с географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от
знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты
полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган,
шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце
и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать
формирование географических знаний в тесной связи с элементарными
физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о
планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем
применительно к конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью
формирования более точных географических представлений о формах земной
поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела, темы
Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Итого

Количество
часов
5
5
4
10
7
17
20
68

Контрольные
работы
1
1
1
1
1
1
2
8

Предметные результаты
МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы с помощью учителя;
- понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
- узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли:
равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и
растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
- называть, описывать существенные признаки географических объектов и
явлений;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные
слова и выражения;

- использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- знать основные правила безопасного поведения в природе;
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
- применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
- определять направления на карте;
- вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды;
- сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные
слова и выражения;
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
- читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при
помощи учителя на контурной карте.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных действий
(БУД):
Личностные учебные действия:
На основе знания и представлений о нормах социально одобряемого поведения
(при внешнем контроле взрослого) может:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия между детьми, под контролем взрослого способен:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач
- использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:

По инструкции взрослого в деятельности на уроке может:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В совместной со сверстником деятельности, по подражанию, под контролем
учителя способен:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Тематическое планирование учебного предмета «География»

№

Тема предмета

Колво
часов

Введение - 5 часов
1. География
- 1ч.
наука о природе
Земли

2.

Наблюдения за 1ч.
изменениями
высоты Солнца и
погоды

Программное
содержание

Дифференциация
обучающихся
Минимальный
уровень

Формирование
у
обучающихся
представлений
об
изучаемом предмете
- география

Называют, что в
переводе означает
слово «география».
Рассказывают
о
первых
путешественниках
по плану и опорным
словам
и
словосочетаниям

Формирование
представлений
о
разных
временах
года, суточном и
годовом движении
Земли

Называют основные
компоненты
погоды, используя
помощь учителя.
Рассказывают
от
чего зависит смена

видов

деятельности

Достаточный
уровень
Называют,
что
означает в переводе
слово
география,
рассказывают
о
первых географах и
их
путешествиях.
Составляют рассказ
о том, как люди
используют в своей
жизни знания по
географии
Называют основные
компоненты погоды.
Рассказывают, как
меняется
высота
Солнца
над
горизонтом
в

дня и ночи, смена
времен
года.
Рисуют положение
Солнца на небе в
разное время суток.
Узнают и называют
условные
знаки
календаря погоды

3.

Явления
природы

1ч.

Знакомство
обучающихся
с
явлениями природы,
обобщение
и
закрепление знаний
о
правилах
поведения во время
грозы,
сильных
порывах ветра

4–
5.

Географические 2 ч.
сведения о своей
местности
и
труде населения.
Экскурсия для
наблюдения
запаса
элементарных
географических
представлений

Знакомство
с
местностью,
в
которой обучаются и
проживают
школьники.
Формирование
умения наблюдать за
окружающей
действительностью,
фиксирование
и
обобщение
своих
наблюдений

Ориентирование на местности – 5 часов
6. Горизонт. Линия 1ч.
Формирование
горизонта
представлений
о
линии
горизонта,
основных сторонах
горизонта

7.

Стороны
горизонта

8.

Компас

1ч.

и 1ч.

Определяют
и
называют
по
иллюстрации
явления природы.
Рассказывают
с
опорой
иллюстрации
(схематические
рисунки) как вести
себя во время грозы
и
при
сильных
порывах ветра
Составляют рассказ
по иллюстрациям о
занятиях населения
своей
местности.
Выполняют
зарисовки,
упражнения
в
тетради на печатной
основе
после
наблюдений,
проведенных
во
время
экскурсии
совместно
с
учителем

Находят в словаре и
зачитывают,
что
такое
горизонт,
линия
горизонта.
Выделяют
на
иллюстрации
линию горизонта
Формирование
Называют основные
умений пользоваться стороны горизонты,
компасом,
опираясь на схему.
определять
Рисуют
схему
основные стороны сторон
горизонта
горизонта
совместно
с
учителем
Знакомство
с Определяют

течение дня и в
разное время года.
Рисуют положение
Солнца на небе в
разное время года.
Составляют
по
плану рассказ, какая
погода характерна
для разных времен
года
Называют «явления
природы»,
определяют,
что
такое
«ветер».
Рассказывают, как
люди
используют
силу
ветра.
Составляют рассказ
о
правилах
поведения во время
грозы и при сильных
порывах ветра
Составляют рассказа
о своей местности
по
плану,
предложенному
учителем.
Выполняют
зарисовки,
упражнения
в
тетради на печатной
основе
после
наблюдений,
проведенных
во
время экскурсии
Дают
определение
географическим
понятиям
«горизонт», «линия
горизонта».
Называют свойства
горизонта
Называют основные
стороны горизонта.
Зарисовывают схему
сторон горизонта в
тетради
Рассказывают,

что

правила
пользования им

компасом.
Устройство. Правила
пользования.
Формирование
умений
ориентироваться по
компасу

стороны горизонта
по
компасу,
используя помощь
учителя.
Наклеивают
картинку компаса в
тетрадь

Ориентирование 1ч.
по
местным
признакам
природы

Формирование
умений
ориентироваться по
местным признакам
природы, принимать
решения
в
нестандартной
ситуации

Определяют
стороны горизонта
по
признакам
природы,
изображенных
на
иллюстрации,
используя помощь
педагога

Закрепление
сформированных
навыков
ориентирования с
пользованием
компаса.
Продолжение
формирования
умений наблюдать за
окружающей
действительностью,
обобщение
своих
наблюдений
Формы поверхности Земли – 4часов
11. Рельеф
1ч.
Формирование
местности, его
представлений
основные
обучающихся
о
формы.
формах поверхности
Равнины, холмы
земного шара

Наблюдают
за
окружающей
действительностью.
Определяют
стороны горизонта
по
местным
признакам природы,
принимая помощь
учителя

Наблюдают
за
окружающей
действительностью,
выделяют признаки
природы, по которым
можно
определить
стороны горизонта.
Определяют стороны
горизонта
по
местным признакам
природы, по компасу

Называют основные
формы
земной
поверхности.
Зарисовывают
строение холма по
образцу с указанием
его
частей.
Называют
и
показывают горы и
равнины
на
иллюстрациях

Называют основные
формы
земной
поверхности.
Рассказывают, чем
отличаются плоские
и
холмистые
равнины.
Определяют
виды
равнин
по
иллюстрациям
и
схеме. Показывают
части холма на схеме
Определяют форму
рельефа
своей
местности.
Составляют рассказ

9.

10. Ориентирование
на местности

1ч.

12. Знакомство
с 1ч.
формами
рельефа
своей
местности

Обобщение
закрепление
сведений
обучающихся

и Определяют форму
рельефа
своей
местности, опираясь
о на
схемы
и

такое
компас
и
правила пользования
компасом
пользоваться.
Схематически
зарисовывают
компас. Определяют
стороны горизонта с
помощью компаса в
классе,
школьном
холле,
на
пришкольном
участке
Рассказывают,
что
такое компас, для
чего он нужен и как
он
устроен.
Ориентируются
с
помощью компаса по
местным признакам
природы

(своего
края).
(Экскурсия для
обучающихся,
проживающих в
сельской
местности)

13. Овраги,
образование

их 1ч.

14. Горы.
Землетрясения.
Извержения
вулканов

1ч.

Вода на Земле – 10 часов
15 Вода в природе
1ч.

16

Родник,
его 1ч.
образование

родном
крае.
Продолжение
формирования
умения наблюдать за
окружающей
действительностью,
фиксировать
и
обобщать
свои
наблюдения
Формирования
представлений
об
образовании оврагов
и о вреде оврагов
для
сельского
хозяйства.
Воспитание
бережного
отношения к родной
земле

иллюстрации,
совместно
учителем

о форме рельефа
с своей местности

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
разновидностях
рельефа
земного
шара. Знакомство со
стихийными
явлениями природы
(землетрясение,
извержение
вулкана),
формирование
навыков безопасного
поведения

Составляют рассказ
о
горах
из
предложенных
учителем
предложений. Лепят
макет
горы
из
пластилина.
Отвечают
на
наводящие вопросы
о
стихийных
явлениях в природе

Показывают
на
иллюстрации овраг,
называют
подписанные части
оврага, делают макет
оврага из сырого
песка и глины

Закрепление
полученных на уроках
природоведения знаний
о воде и ее значении
для живых организмов
и
хозяйственной
деятельности человека

Приводят
примеры,
где
встречается вода в
природе с опорой
на иллюстрации.
По
схеме
рассказывают
о
круговороте воды
в природе
Формирование
Составляют
элементарных
рассказ
по
представлений
об опорным словам
образовании родника
об
образование
родника

Рассказывают
о
процессе
образования оврагов
и о вреде оврагов
для
сельского
хозяйства с опорой
на
иллюстрации,
зарисовывают схему
оврага
и
подписывают
его
части. Делают макет
оврага из сырого
песка и глины
Рассказывают
о
горах
и
горных
системах.
Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют
макет горного хребта
из
пластилина.
Рассказывают
о
стихийных явлениях
природы
(лавина,
землетрясение,
извержение вулкана)

Приводят примеры,
где встречается вода
в
природе.
Рассказывают
как
происходит
круговорот воды в
природе по схеме
Рассказывают
как
накапливается вода
под
землёй.
Объясняют
как
образовалось слово

17

Колодец,
водопровод

1ч.

18

Река, ее части. 1ч.
Горные
и
равнинные реки

19

Использование
рек

1ч.

20

Озера.
Водохранилища.
Пруды

1ч.

Формирование
элементарных
представлений
о
колодце и водопроводе
как
источниках
пресной
воды
для
человека
Знакомство с горными
и равнинными реками,
их значении в жизни
человека
и
его
хозяйственной
деятельности

По
рисунку
рассказывают
о
строении
водопровода. Из
пластилина
делают
макет
колодца
Составляют
предложения как
образуются реки
по
опорным
словам. Называют
части
реки,
обозначенные на
схеме.
Определяют
по
иллюстрации
горную
и
равнинную реку

«источник».
Называют, из каких
горных
пород
состоят
водопроницаемые и
водонепроницаемые
слои
Рассказывают
о
работе водопровода.
Называют правила
охраны воды при
пользовании
водопроводом

Рассказывают
по
схеме
как
образуются
реки.
Называют
и
показывают на схеме
части
реки.
Определяют
на
схеме направление
реки, левые и правые
притоки.
Сравнивают горную
и равнинную реки по
плану. Рассказывают
как
образуется
водопад
Продолжение
Составляют
Рассказывают
об
формирования
рассказ
об использовании
представлений
использование
пресной воды рек в
обучающихся
об рек по схеме с хозяйственной
использовании
опорой
на деятельности
природных
ресурсов иллюстрации
человека
(пресной воды рек) в
хозяйственной
деятельности человека
Продолжение
По иллюстрациям Называют
формирования
и опорным словам характерные
представлений
рассказывают, где особенности озера.
обучающихся
о образуются озера. Рассказывают,
в
многообразии водоемов Называют
каких
местах
земного
шара. различия пруда от образуются
озёра.
Обобщить и закрепить озера, принимая Зарисовывают схему
знания
об
озерах, помощь учителя
озера. Рассказывают,
прудах,
как
образуются
водохранилищах
водохранилища.
родного
края,
их
Сравнивают пруд и
использовании
в
озеро.
Приводят
хозяйственной
примеры
деятельности человека
искусственных

водоемов
21

Болота,
осушение

их 1ч.

22

Океаны и моря

23

Острова
полуострова

24

Водоемы
в 1ч.
вашей
местности.
Охрана вод от
загрязнения

1ч.

и 1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о болоте.
Повторить и закрепить
сведения, полученные о
торфе, его добыче и
использовании
Формирование понятий
«океан», «море».
Знакомство
обучающихся
со
стихийными явлениями
природы
(шторм,
цунами, ураган)

Составляют
рассказ по серии
картинок
«Образование
болот»

Рассказывают
об
образовании болот
по
схеме.
Рассказываю,
для
чего осушают болота
и где используется
торф

Составляют
рассказ
по
иллюстрациям об
использовании
морей и океанов
человеком

Называют
характерные
особенности морей и
океанов. Сравнивают
и показывают на
схеме окраинные и
внутренние
моря.
Называют отличия
морской воды от
пресной.
Рассказывают, что
такое цунами. По
иллюстрациям
составляют рассказ
об
использование
морей и океанов в
хозяйственной
деятельности
человека
Называют
характерные
особенности морей и
океанов. На рисунке
находят
и
показывают острова,
полуострова, заливы
и проливы. Делают
макет острова и
полуострова
из
пластилина
и
цветной бумаги
Называют водоемы,
которые
есть
в
местности,
где
проживают
обучающиеся.
Рассказывают
как
используют водные
ресурсы и о мерах,
предпринимаемых
людьми для охраны
водоёмов.

Формирование понятий Зарисовывают в
«остров»
и тетради вместе с
«полуостров»
учителем остров,
полуостров
и
подписывают их,
делают макеты из
пластилина

Продолжение
формирования
представлений
о
родном
крае,
обобщение сведений о
водоемах,
их
использовании. Охрана
водоемов

Составляют
рассказ
о
водоёмах
из
предложенных
учителем
предложений.
Подбирают
иллюстрации
и
фотографии
с
изображением
водоемов

Составляют альбом
«Вода на Земле»
План и карта – 7 часов
25 Рисунок и план 1ч.
предмета

26

План и масштаб

1ч.

27

Условные знаки 1ч.
плана местности

28

План
и 1ч.
географическая
карта

29

Условные цвета 1ч.
физической

Формирование
Знакомятся
с
первоначальных
понятием «план».
представлений
Зарисовывают
обучающихся о плане, план предметов
его значении.
(ластик, кубик) по
контурным
линиям.
Называют
отличия плана от
рисунка,
используя
помощь учителя
Продолжение
Знакомятся
с
формирования
понятием
представлений
«масштаб».
обучающихся о плане, Составляют
закрепление
рассказ
«Люди
представления
о каких профессий
масштабе.
используют
масштаб в своей
работе»,
по
опорным словам,
и иллюстрациям
Развитие умения читать Называют
простейшие
планы, условные знаки
знакомство
с плана местности с
условными
знаками опорой
на
плана местности
иллюстрации.
Вычерчивают
простейшие знаки
плана местности
по образцу
Продолжение
Называют
формирования
отличия плана от
представлений
карты, используя
обучающихся о плане и помощь учителя
его
значении.
Знакомство
обучающихся
с
многообразием
географических карт и
их
значением
для
жизнедеятельности
человека

Знакомство
условными

Рассказывают, что
такое план и для
чего
он
нужен.
Сравнивают
изображенные
предметы на плане и
на рисунке, называя
отличия.
Зарисовывают
в
тетради
план
предметов
(пенал,
ластик, кубик)
Знакомятся
с
понятием
«масштаб».
Перечисляют
профессии
людей,
которым необходим
план местности

Называют
характерные
особенности
изученных понятий.
Читают
рассказ,
используя условные
знаки
плана
местности

Сравнивают
план
города
и
карту.
Называют отличия
плана от карты.
Показывают на карте
стороны горизонта.
Рассказывают,
какими
бывают
карты
по
назначению
(физическая,
политическая,
административная,
карта растений и
животных)
с По иллюстрации Повторяют формы
цветами называют формы земной поверхности.

карты

30

Условные знаки 1ч.
физической
карты

31

Физическая
1ч.
карта
России.
Значение
географической
карты в жизни и
деятельности
людей

Земной шар – 17 часов
32 Краткие
1ч.
сведения
о
Земле, Солнце,
Луне

33

Планеты

1ч.

физической карты.
Обучение показывать
на физической карте
России
формы
поверхности,
крупнейшие водоемы с
опорой на условный
цвет,
которым
обозначены различные
формы поверхности и
водоемы
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
географической карте.
Знакомство
с
условными
знаками
физической карты

земной
поверхности.
С
помощью учителя
называют
основные
цвета
физической карты

Читают
условные
цвета,
знаки
географической
карты.
Зарисовывают
в
тетради
условные
знаки плана, цвета и
условные
знаки
физической карты

Соотносят
условный
знак
физической карты
с изображением

Обобщение
и
систематизация
представлений
обучающихся
о
физической карте и ее
значении.
Формирование умений
показывать на карте
заданные объекты с
помощью
условных
цветов и знаков

Составляют
рассказ
о
значении
физической карты
в жизни людей из
предложенных
учителем
предложений.
Показывают
на
физической карте
России границу
государства,
крупные
географические
объекты
(равнины, горы,
океаны), опираясь
на условные цвета
карты, с помощью
учителя

Называют условные
цвета,
знаки
географической
карты.
Зарисовывают
в
тетради
условные
цвета и условные
знаки
физической
карты
Рассказывают
о
значение физической
карты
в
жизни
человека с опорой на
план. Показывают на
физической
карте
России
границу
государства,
крупные
географические
объекты (равнины,
горы,
океаны),
опираясь на таблицу
условных цветов и
знаков карты

Формирование
у
обучающихся
элементарных
представлений о телах
Солнечной системы

Составляют
рассказ о Земле,
Солнце и Луне из
рекомендованных
учителем
предложений

Рассказывают, что
такое
Солнечная
система. Знакомятся
с
понятиями
«астрономия»,
«планеты»
Расширение
круга Знают название 2- Показывают
и
элементарных
3 планет.
называют планеты
представлений
о Составляют
(обозначенные
и
планетах
Солнечной рассказ об одной подписанные)
на

системы

из
планет,
используя
опорные слова и
словосочетания.
Располагают
на
макете
планеты
по отношению к
Солнцу,
используя
помощь учителя

Составляют
рассказа
из
предложенных
учителем
предложений
о
планете
Земля.
Зарисовывают как
выглядит планета
Земля из космоса
(по шаблону)

34

Земля – планета. 1ч.
Доказательства
шарообразности
Земли

Формирование
у
обучающихся
представлений о форме
Земли.
Продолжение
закрепления знаний о
вращении Земли вокруг
своей оси и вокруг
Солнца

35

Современные
исследования
космоса

36

Глобус - модель 1ч.
Земного
шара.
Земная
ось,
экватор, полюса.
Особенности
изображения
суши и воды на
глобусе

Продолжить
Называют первого
формирование
космонавта.
представлений
Составляют
обучающихся
об рассказ
из
освоении космоса в XX предложенных
и XXI веках
учителем
предложений
о
первом полете в
космос
Формирование
Показывают
и
представлений
называют глобус,
обучающихся о форме определяют
его
Земли.
Обучение назначение.
пользоваться глобусом. Приклеивают
Показ
на
глобусе картинку глобуса
полюса,
линии в
тетрадь,
экватора. Закрепление подписывают
знаний об условных полюса и линию
цветах
физической экватора. Лепят
карты
макет глобуса из
пластилина

1ч.

схеме
Солнечной
системы.
Знают
названия
до
4
планет.
Называют
отличительные
признаки Земли от
других
планет.
Зарисовывают
вместе с учителем
схему
Солнечной
системы.
Располагают
на
макете, по образцу,
планеты
по
отношению
к
Солнцу
Приводят примеры
доказательства
шарообразности
Земли. Показывают,
с
помощью
теллурия, движение
Земли. Рассказывают
как
менялись
представления
о
форме и размерах
Земли с опорой на
иллюстрации
Рассказывают
о
первом полете Ю. А.
Гагарина в космос

Рассказывают
о
строении
глобуса.
Показывают
на
глобусе
полюса,
линию
экватора,
южное и северное
полушария. Лепят из
пластилина модель
Земли, обозначают
на ней полюса и
линию
экватора.
Показывают
на
глобусе различные
формы поверхности
(с опорой на цвет) с

37

Физическая
1ч.
карта полушарий

38

Распределение
1ч.
воды и суши на
Земле

39

Океаны
на 1ч.
глобусе и карте
полушарий

Повторение
и
закрепление
знаний
обучающихся
об
условных
цветах
физической
карты,
линии
экватора,
Северном и Южном
полюсах, Северном и
Южном полушариях.
Знакомство с картой
полушарий.
Обучение показу на
физической
карте
полушарий, названных
выше объектов
Знакомство
обучающихся
с
распределением воды и
суши
на
Земле.
Формирование
представлений
обучающихся
о
неравномерности
распределения воды и
суши на территории
нашей планеты
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре.
Знакомство
обучающихся
с
названием
и
месторасположением
океанов на физической
карте полушарий и на
глобусе.
Обучение
показу
заданных
объектов на карте и
глобусе

Называют
основные
цвета
карты полушарий.
Рассматривают
условные знаки
карты полушарий.
Показывают
на
физической карте
полушарий
полюса,
линию
экватора,
материки, океаны

Определяют
по
карте,
что
занимает
большую
часть
земного
шара:
вода или суша.
Показывают воду
и сушу на карте,
опираясь
на
таблицу условных
знаков
Показывают
на
физической карте
и
глобусе
Мировой океан.
Зачитывают
названия океанов.
Показывают
океаны на карте.
Отвечают
на
вопросы учителя
об
океанах
с
опорой на карту.
Подписывают
названия океанов
на
контурной
карте

помощью таблицы
условных цветов и
знаков
Определяют, какими
цветами изображена
поверхность Земли
на карте полушарий.
Рассматривают
условные
знаки
карты полушарий.
Показывают на карте
полушарий
и
глобусе
полюса,
линию
экватора,
материки, океаны

Определяют
по
карте,
в
каком
полушарии больше
воды, а в каком
островов
и
материков

Называют
Тихий,
Атлантический,
Индийский,
Северный
Ледовитый океаны.
Рассказывают
о
хозяйственном
значении океанов по
схеме
или
иллюстрациям.
Устанавливают
простейшие
причинноследственные
зависимости
(например, почему
Северный
Ледовитый
океан
получил
такое
название). Находят
на
глобусе
и
физической
карте
полушарий океаны,

40

Материки
на 1ч.
глобусе и карте
полушарий
(Евразия,
Африка,
Северная
Америка, Южная
Америка,
Австралия,
Антарктида)

41

Кругосветные
1ч.
путешествия.
Плавание
экспедиции под
командованием
Ф. Магеллана

42

Первое русское 1ч.
кругосветное
плавание

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре.
Знакомство
обучающихся
с
названием
и
месторасположением
материков
на
физической
карте
полушарий
и
на
глобусе.
Обучение
показу
заданных
объектов на карте и
глобусе
Формирование
представлений
обучающихся
о
значении
первого
кругосветного
путешествия
под
командованием
Ф.
Магеллана

Называют
материк,
на
котором
мы
живем. На карте
показывают
материки.
Составляют
рассказ
о
материке с опорой
на
карту,
используя
предложения,
предложенные
учителем

Знакомство с первым
русским кругосветным
плаванием
и
его
значением

Составляют
из
предложенных
учителем
предложений
рассказ о русском
кругосветном
плавании.
По
пунктирным
линиям
на
контурной карте
отмечают первое
русское
кругосветное
плавание
(маршрут
Крузенштерна,

Составляют
из
предложений,
предложенных
учителем, рассказ
об экспедиции Ф.
Магеллана.
По
пунктирным
линиям
на
контурной карте
отмечают первое
кругосветное
путешествие

подписывают
названия океанов на
контурной карте
Находят и называют
на
глобусе
и
физической
карте
полушарий
материки,
подписывают
названия материков
на контурной карте.
Сравнивают
материки и части
света

Рассказ по плану и
карте
о
первом
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного
плавания (с опорой
на
даты,
представленные
в
учебнике).
Показывают
на
физической
карте
полушарий маршрут
кругосветных
путешествий
под
командованием Ф.
Магеллана
Составляют рассказ
по плану и карте о
первом
русском
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного
плавания (с опорой
на
даты,
представленные
в
учебнике)
Рассказывают
как
происходило первое
путешествие, каково
значение
первого

шлюп «Нева»)

43

44

45

Различие
в 1ч.
освещении
и
нагревании
Солнцем земной
поверхности.
Понятие
о
климате,
его
отличие
от
погоды.
Основные типы
климата
Пояса
1ч.
освещенности:
жаркие,
умеренные,
холодные.
Изображение их
на глобусе и
карте полушарий

Природа
тропического
пояса.
Тропические
леса

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся
о
различии в освещении
и нагревании Солнцем
земной
поверхности.
Знакомство с климатом
земного шара

С
помощью
теллурия
показывают
движение Земли
вокруг Солнца.
Составляют
рассказ о климате
своей местности,
используя
помощь учителя

Продолжение
формирования
первоначальных
представлений
о
разнообразии климата
на Земном шаре

Составляют
рассказ об одном
из
поясов
освещенности из
предложенных
учителем
предложений.
Раскрашивают в
контурной карте
пояса
освещенности.
Заполняют схему
пояса
освещенности

кругосветного
плавания,
какой
вклад
внесли
русские моряки в
географическую
науку
Рассказывают
о
значении солнца для
жизни на земле с
опорой на схему или
рисунки.
Составляют рассказ
с опорой на схему,
от
чего
зависит
климат и от чего
зависит погода

Устанавливают
простейшие
причинноследственные связи
между
географическим
положением,
солнечной
радиацией,
подстилающей
поверхностью.
Называют основные
типы климатов, их
характерные
признаки.
Составляют устный
рассказ об одном из
поясов
освещенности
с
опорой на схему/
план.
Чертят
в
тетради
схему
«Пояса
освещенности»
Расширение
круга Показывают
на Называют, с опорой
представлений
карте
на схему «пояса
обучающихся
об тропический пояс, освещенности»,
особенностях
выделенный
какие материки и
природных
условий учителем.
океаны расположены
тропического пояса
Заштриховывают в
пределах
(закрашивают)
тропического пояса.
заранее
Узнают изображения
обозначенный
типичных животных
учителем
тропического леса и
тропический пояс называют их (до 5

в тетради.
Узнают
изображения
типичных
животных
тропического
пояса и называют
их (от 3 до 5
представителей)
Знакомство
с Узнают
природными
зонами изображения
саванн
и
пустынь типичных
тропического пояса
животных саванн
и
пустынь
тропического
пояса и называют
их (от 3 до 5
представителей)

46

Природа
1ч.
тропического
пояса. Саванны и
пустыни

47

Природа
1ч.
умеренных
и
полярных поясов

Знакомство
обучающихся
с
особенностями
природных
условий
умеренных и полярных
поясов

48

Обобщающий
урок

Обобщение изученного
материала по разделу
Земной шар. Работа с
картой полушарий и
глобусом. Выполнение
заданий в тетради на
печатной основе

1ч.

Карта России-20 часов
49 Карта
1ч.
России. Географ
ическое
положение
России
на
глобусе,
карте
полушарий,

Знакомство
обучающихся
с
положением России на
глобусе,
карте.
Формирование
представлений
о
площади государства,

Называют
и
показывают
умеренные
и
полярные пояса
освещенности,
выделенные
учителем
на
карте. Составляют
рассказ
из
предложенных
учителем
предложений
о
природе
умеренных
или
полярных поясов
(Арктика,
Антарктика)
Выполняют
контрольное
тестирование
с
опорой
на
учебник,
с
помощью учителя
Показывают
на
карте
и
настольной карте
Россию,
используя
помощь учителя.
Выделяют среди

представителей),
показывают на карте
«Растительный
и
животный
мир»
тропического леса с
помощью учителя

Узнают изображения
типичных животных
саванн и пустынь,
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный
и
животный
мир»
природные
зоны
саванн и пустынь с
помощью учителя
Называют материки
и
океаны,
расположенные
в
пределах умеренного
и полярного поясов.
Составляют рассказ
о
природе
умеренных
и
полярных поясов по
плану

Выполняют
контрольное
тестирование
по
разделу
«Земной
шар»

Составляют
описание
географического
положения России (с
опорой на план в
учебнике). По карте
поясов

физической
карте
нашей
страны

повторение символики других
РФ
изображений флаг
и
герб
РФ.
Зарисовывают
вместе с учителем
флаг РФ
Продолжение
С
помощью
формирования
находят на карте
представлений
столицу
нашей
обучающихся о Москве Родины.
как главном городе Рассматривают
(столице) России
иллюстрации
достопримечатель
ностей столицы.
Составляют
рассказ о столице,
используя
опорные слова и
словосочетания

50

Столица России 1ч.
– Москва

51

Границы России. 1ч.
Сухопутные
границы
на
западе и юге

Формирование
представлений
обучающихся
о
государственных
границах. Закрепление
знаний об условных
обозначений
физической
карты.
Формирование навыков
правильного
показа
объектов
на
географической карте

Показывают
границы России
на
физической
карте, обводят по
пунктирным
линиям
в
контурной карте
сухопутные
границы

52

Морские
1ч.
границы. Океаны
и
моря,
омывающие
берега России.
Моря Северного
Ледовитого
океана

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
государственных
границах.
Закрепление
знаний
условных обозначений
и условных цветов
физической
карты.
Формирование навыков
правильного
показа
объектов
на
географической карте

Показывают
границы России
на
физической
карте.
Обозначают
на
контурной карте
северный
ледовитый океан
Показывают
на
карте за Северный
Ледовитый океан,
омывающий
берега России, и
читают названия
морей.
Рассказывают по

освещенности
определяют, в каких
поясах лежит Россия

Находят на карте
столицу
нашего
государства.
Рассказывают
о
достопримечательно
стях
Москвы
с
опорой
на
иллюстрации.
Рассматривают план
центра Москвы (по
приложению
к
учебнику). Находят
улицы, о которых
говорится в тексте
учебника
Показывают на карте
сухопутные
границы,
их
протяженность.
Называют
государства,
с
опорой
на
политическую карту,
с
которыми
РФ
граничит на западе и
юге.
Выделяют
сухопутные границы
РФ на контурной
карте
Показывают на карте
морские
границы
РФ. Рассказывают о
природе
морей,
омывающих берега
России (не выделяя
конкретных
названий).
Называют
и
показывают
моря
Северного
Ледовитого океана
на
карте.
Рассказывают
о
морях
Северного
Ледовитого океана

53

Моря Тихого и 1ч.
Атлантического
океанов

54

Острова
полуострова
России

55

Рельеф
нашей 1ч.
страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья

и 1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
государственных
границах России.
Закрепление знаний об
условных обозначениях
и условных цветах
физической
карты.
Формирование навыков
правильного
показа
объектов
на
географической карте
Формирование
представлений
о
территории
РФ,
островах
и
полуостровах
Северного Ледовитого,
Тихого,
Атлантического
океанов.
Закрепление
знаний
условных обозначений
и условных цветов
физической
карты.
Формирование навыков
правильного
показа
объектов
на
географической карте
Формирование
представлений
о
поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление
знаний
условных обозначений
и условных цветов
физической
карты.
Формирование навыков
правильного
показа

иллюстрациям,
используя
помощь учителя о
природе морей (не
выделяя
конкретных
названий)
,
омывающих
берега России на
севере.
Показывают
на
карте Тихий и
Атлантический
океан,
читают
названия морей.
Рассказывают по
иллюстрации,
используя
помощь учителя,
о природе морей,
омывающих
берега России

по плану

Показывают
и
называют острова
и
полуострова,
заранее
выделенные
учителем

Называют
и
показывают острова
и
полуострова
России.
Рассказывают
об
особенностях
природы островов и
полуостровов
России. Составляют
описания одного из
островов
и
полуостровов РФ с
опорой на план.
Наносят
названия
островов
и
полуостров России
на контурную карту

Закрашивают
в
контурной карте
обозначенные
равнины
(низменности,
плоскогорья).
Составляют
описание равнины
по
плану,
используя

Называют
и
показывают
на
физической
карте
низменности,
возвышенности,
плоскогорья России.
Составляют
описание равнины
(низменности,
плоскогорья)
с

Называют
и
показывают на карте
моря
Тихого
и
Атлантического
океанов.
Наносят
океаны, моря на
контурную карту.
Составляют
описания одного из
морей с опорой на
план

с 1ч.

объектов
на помощь учителя
географической карте

опорой на план в
учебнике

Закрепление
представлений
обучающихся
о
рельефе
РФ,
совершенствование
навыков
работы
с
настенной, настольной
картами, формирование
навыков
работы
с
контурными картами

Наносят
на
контурную
карту
названия
крупных
равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают)
указанные
географические
объекты
Называют
и
показывают
на
настенной
карте
Кавказские,
Уральские,
Крымские
горы,
Алтай и Саяны.
Различают горы по
высоте,
размеру.
Составляют
описания гор России
с опорой на план в
учебнике

56

Работа
контурными
картами

Наносят
на
контурную карту
названия крупных
равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают
)
указанные
географические
объекты,
используя
помощь учителя
Называют
и
показывают
на
настенной карте
о заранее
выделенные
учителем
горы.
Заштриховывают
и
закрашивают
горы в контурной
карте, используя
помощь учителя

57

Горы:
Урал, 1ч.
Северный
Кавказ, Алтай,
Саяны,
Крымские

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
разнообразии
поверхности РФ

58

Крупнейшие
1ч.
месторождения
полезных
ископаемых
(каменного угля,
нефти, железной
и медной руд,
природного газа)

Закрепление
знаний
обучающихся
о
полезных ископаемых,
продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
богатстве недр РФ.
Повторение условных
обозначений полезных
ископаемых

Зарисовывают в
тетради условные
знаки
полезных
ископаемых.
Закрашивают
заранее
обозначенные
полезные
ископаемые
в
контурной карте.
Изготавливают
макеты условных
знаков
с
последующим
прикреплением их
к настенной карте

Показывают
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых,
добываемые
на
территории России.
Рассказывают
об
использовании
полезных
ископаемых.
Зарисовывают
в
тетради
условные
знаки
полезных
ископаемых,
изготавливают
макеты
условных
знаков
с
последующим
прикреплением их к
настенной карте

59

Работа
контурными
картами

60

Река Волга

61

62

с 1ч.

Закрепление
представлений
обучающихся
о
рельефе РФ, природных
богатствах,
совершенствование
навыков
работы
с
настенной, настольной
картами, формирование
навыков работы
с
контурными картами
Формирование
представлений
обучающихся о реке
Волге как одной из
самых длинных рек
европейской
части
России.
Закрепление
знаний
об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека

Наносят
на
контурную карту
названия
гор
России, условные
знаки
полезных
ископаемых
в
местах их добычи

Наносят
на
контурную
карту
названия гор России,
условные
знаки
полезных
ископаемых в местах
их добычи

Показывают
на
настенной карте
реку
Волгу,
используя
помощь учителя.
Составлять
из
предложенных
учителем
предложений
рассказ-описание
реки Волги

Реки:
Дон, 1ч.
Днепр, Урал

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
крупных реках РФ.
Закрепление знания об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны

Показывают
изученные реки
на
настенной
карте,
заранее
выделенные
учителем.
Составляют
описание
об
одной
из
изученных рек с
опорой на план,
используя
помощь учителя

Реки
Сибири: 1ч.
Обь, Енисей

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
крупных реках РФ.
Знакомство
школьников с реками

Показывают
изученные реки
на
настенной
карте,
заранее
выделенные
учителем.
Составляют

Показывают
по
карте реку Волгу, ее
притоки Оку и Каму.
Находят
ее
по
условным знакам на
настенной
карте
ГЭС.
Называют
каналы,
соединившие Волгу
с другими реками.
Составляют
описания Волги с
опорой на план
Показывают
на
настенной
карте
изученные
реки,
крупные
водохранилища.
Называют
канал,
соединяющий реки
Дон
и
Волгу.
Рассказывают
о
старинном русском
городе,
расположенном на
берегу реки Днепр.
Составляют
описание изученных
рек с опорой на
план. На контурной
карте подписывают
Дон, Днепр, Урал,
Печору, Северную
Двину
Называют равнину
по
которой
протекают реки Обь
и
Енисей,
показывают их путь
по
карте.
По
условным
знакам

1ч.

63

Реки
Амур

Лена

и 1ч.

64

Озера
Ладожское,
Онежское,
Байкал

65

Крупные города 1ч.
России

1ч.

азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны

описание
об
одной
из
изученных рек с
опорой на план,
используя
помощь учителя

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
крупных реках РФ.
Знакомство
школьников с реками
Азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
водоемах
РФ.
Знакомство
обучающихся
с
крупнейшими озерами
России.
Закрепление
знаний
об
использовании озер в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
многообразии городов
России, знакомство с
названиями,
географическим

Показывают
изученные реки
на
настенной
карте,
заранее
выделенные
учителем.
Составляют
описание одной
из изученных рек
с опорой на план,
используя
помощь учителя

находят
крупные
ГЭС, построенные
на реках Енисей, и
Ангара. Составляют
описание изученных
рек с опорой на
план. На контурной
карте подписывают
изученные
реки.
Сравнивают
протяженность рек
Обь и Енисей по
рисунку в учебнике
Показывают на карте
реки Лену, Амур и
их
притоки.
Сравнивают
по
протяженности
изучаемые реки с
другими
реками
России по рисунку.
Составляют
описание изученных
рек с опорой на
план. На контурной
карте подписывают
изученные реки

Показывают
на
настенной карте
заранее
обозначенные
озера.
Составляют
из
предложенных
учителем
предложений об
озерах
России.
Подписывают
название озер на
контурной карте,
используя
помощь учителя

Называют
и
показывают
озера
России на настенной
карте. Рассказывают
об их особенностях.
Называют
реки,
впадающие
в
Каспийское
море.
Поясняют, почему
Каспийское
озеро
называется морем.
Наносят
на
контурную
карту
названия изученных
озер

Показывают
на
карте
столицу
России,
родной
город
(с
помощью).
Рассказывают о
достопримечатель
ностях столицы и

Показывают на карте
столицу
России,
города-миллионеры,
родной город.
Составляют рассказа
о столице России с
опорой на план.
Перечисляют

66

Работа
контурными
картами

с 1ч.

67

Наш край на 1ч.
физической
карте России

68

Повторение
начального
курса
физической
географии

1ч.

положением
и
достопримечательностя
ми
крупнейших
городов
РФ.
Повторение
и
обобщение знаний о
столице России
Закрепление
представлений
обучающихся о городах
РФ, совершенствование
навыков
работы
с
настенной, настольной
картами,
навыками
работы в контурных
картах.
Воспитание
аккуратности,
усидчивость
Расширение
представлений
обучающихся о родном
крае.
Формирование
умений находить нашу
страну на карте, показ
столицы РФ

своего
города, достопримечательно
опираясь
на сти родного города
иллюстрации
и (поселка)
опорные слова

Повторение
и
обобщение
представлений
обучающихся,
формируемых
в
начальном
курсе
физической географии

Выполняют
контрольное
тестирование
опорой
учебник

Отмечают
на
контурной карте
заранее
отмеченные
учителем
условные
изображения
столицы.
Подписывают на
контурной карте
родной город
Составляют
рассказ о родном
крае по плану,
используя
опорные слова и
предложения

Наносят
на
контурную
карту
условные
знаки
изображения
столицы, названий
городовмиллионеров,
родного города

Составляют рассказ
о родном крае с
опорой на план,
предложенный
учителем.
Пишут
письмо другу, в
котором содержится
описание
родного
края
Выполняют
контрольное
с тестирование
по
на начальному
курсу
географии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».