МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на
заседании
ШМО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
заместитель директора
директор_________________
по УР_____________________
___________________
Васильева С. В.
Протокол № 4
от 02.06.2025 г.
Васильева С. В.
Приказ № 2406-1
от 24.06.2025 г.
Рычков Н. А.
Приказ № 2406-1
от 24.06.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой край в истории России»
для обучающихся 10 - 11 классов
пос. Пионерский
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» (далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе
положений
и
образовательной
требований
к
программы,
результатам
освоения
представленных
в
основной
федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования
и
федеральной
образовательной
программе
(приказ
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7
июня 2012 г. № 24480); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России
12.09.2022 № 70034); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
образовательной
программы
утверждении федеральной
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
При разработке программы учитывались Концепция преподавания
учебного курса «История России» в образовательных организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации,
протокол от 23 октября 2020 г.), письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном
подходе к преподаванию истории родного края».
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью программы является привлечение и активное
использование в образовательном процессе традиционных источников
информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных
2
библиотек
и
краеведческих
музеев)
и
современных
цифровых
информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и
историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры
РФ, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат
текстовые, видео-
и фотоматериалы о наиболее значимых событиях,
личностях и историкокультурных объектах российской и региональной
истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию
вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся,
результаты которой могут быть оформлены и представлены для
презентации и оценки в рамках выполнения:
–
учебных исследований и проектов по учебному предмету
«История России»;
–
предметного
или
междисциплинарного
«индивидуального
проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Актуальность программы «Мой край в истории Отечества»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» обусловлена необходимостью формирования российской
гражданской
и
культурной
идентичности,
патриотизма,
осознания
исторической и культурной общности различных регионов и народов
России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации
согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской
Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения
задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу
на:
–
включение изучения
внеурочную деятельность в
–
региональной
истории
во
общеобразовательных организациях;
активное привлечение материалов школьных и муниципальных
краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
–
формирование
многоуровневого
восприятия
отечественной
истории через обращение не только к истории страны в целом, но к
3
истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его
народов.
Приоритетное
внимание
в
программе
уделено
современным
подходам к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают
их на активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность,
формирующую
умения
работать
с
многообразными
источниками
исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История
России»
и
учебного
предмета
«География»,
призвана
обеспечить
целостное восприятие отечественной и региональной истории посредством
обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории
родного края.
Цель курса «Мой край в истории Отечества»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован
на
формирование российской общегражданской идентичности, понимание
общности исторических судеб различных регионов и народов России,
формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края,
развитие патриотизма.
Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества»
–
расширить знания обучающихся, развивать их познавательный
интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к
значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности
выдающихся
земляков;
–
дать дополнительные, углубленные знания по отечественной
истории и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях
и общности исторических судеб различных регионов и народов России;
–
способствовать осознанию обучающимися своей социальной
идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения
региональной и локальной истории;
4
–
формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и
понимание отечественной истории через обращение не только к истории
страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и
населяющих его народов;
–
формировать
измерения
у
истории»
обучающихся
посредством
понимание
изучения
«человеческого
жизнедеятельности
выдающихся земляков – деятелей в сферах искусства, науки, экономики,
политики и др.;
–
формировать
у
обучающихся
способность
определять
и
оценивать исторический вклад региона и его выдающихся представителей
в политическое, социально-экономическое и культурное развитие России;
–
развивать у обучающихся навыки научного исследования
и
прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции
исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных
источников и материалов по истории родного края;
–
способствовать
развитию
у
обучающихся
понимания
необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного
наследия родного края, развития его экономического и человеческого
потенциала, укрепления его экологической безопасности;
–
формировать у обучающихся чувство гордости историческими
достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и
др.) своего родного края и малой родины.
Место курса «Мой край в истории Отечества»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть
реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной
группы из обучающихся 10–11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной
и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных
групп
образовательных
результатов
–
личностных,
метапредметных, предметных.
5
Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданско-
патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего
образования:
–
осознанное
принятие
обучающимся
своей
российской
гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе;
–
понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему
и
будущему
народов
России,
тысячелетней
истории
российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
–
сознательное отношение и проявление обучающимися уважения
к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям
России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям,
к героям и защитникам Отечества;
–
проявление
обучающимися
уважения
к
историческому
и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам,
памятникам,
традициям
народов,
проживающих
на
территории родного края и малой родины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
«МОЙ КРАЙ В
ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВА»
Содержание
программы
«Мой
край
в
истории
Отечества»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское
воспитание:
российской
истории
традиций
осмысление
гражданского
сложившихся
служения
в
Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; принятие традиционных
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
6
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
–
патриотическое воспитание: сформированность российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой
край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России;
–
принятие
духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и
сущности
и
значения
исторически
сложившихся
и
развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа;
понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
–
эстетическое
воспитание:
представление
об
исторически
сложившемся культурном многообразии своей страны; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
–
физическое
воспитание:
осознание
ценности
жизни
и
необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из
истории); представление
об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах и в современную
эпоху;
–
трудовое воспитание: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности как источника развития человека и
общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий;
–
экологическое воспитание: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений; сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
7
–
ценность научного познания: сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической науки и
общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
–
базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос,
требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с
учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и
противоречия
в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-
следственные связи событий прошлого и настоящего;
–
базовые
исследовательские
учебноисследовательской
и
действия:
проектной
владеть
деятельности;
навыками
определять
познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор
материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
–
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и
внеучебной исторической и географической информации; извлекать,
сопоставлять,
систематизировать
высказывать суждение
и
интерпретировать
информацию;
о достоверности и значении информации
источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации
и
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–
общение: участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
8
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
–
совместная деятельность: участвовать в групповых формах
работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную
работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на
основе регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–
самоорганизация:
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма
решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
–
самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное
в
произошедшей
ситуации;
вносить
коррективы
в
деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
–
эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние
себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
–
принятие себя и других: осознанно относиться к другому
человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–
освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых
событиях отечественной истории;
–
понимание значимости своего края, малой родины в процессах
российской истории;
9
–
освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и
населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой
родины –
в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
–
умение соотносить события истории родного края и истории
России, характеризовать особенности развития культуры народов своего
края;
–
знание имен выдающихся соотечественников, исторических
личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым
героизмом, достижениями в различных областях деятельности;
умение
в
составлять описание
–
(реконструкцию,
устной
и
письменной
форме
интерпретацию, систематизацию) исторических
и
географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности
и образа жизни людей из истории родного края и России;
–
умение формулировать и обосновывать собственную точку
зрения с опорой на фактический материал региональной и российской
истории;
–
владение приемами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей отечественной, в том числе
региональной и локальной истории;
–
умение защищать историческую правду, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
«МОЙ
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область
науки представляет собой совокупность исторических, географических и
естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами
местного населения с целью познания общества и окружающего мира,
осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов.
10
Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской
деятельности
и
научного
познания
исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным
этапам истории края. Историко-биографическая составляющая как важный
элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных) мест
края, связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью
выдающихся земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в
контексте и непосредственной связи с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного
края.
Работа
с
традиционными
и
цифровыми
информационными
ресурсами: специфика поиска, отбора и использования материалов из
различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и
др.).
Портал открытых данных Министерства культуры Российской
Федерации (https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информации о
достопримечательных местах России и края.
Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как
важнейший информационный ресурс для изучения археологического
наследия страны
информации
и региона. Специфика поиска, анализа и отбора
на цифровых археологических картах России и регионов
(Maps-RF.ru, Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных,
муниципальных
современных
и
школьных
интерактивных
краеведческих
цифровых
музеев
и
информационных
библиотек,
ресурсов
(Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ, электронные карты регионов и
областей России и др.).
11
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды
древней и средневековой истории (7 ч)
Мой
край в
догосударственный
период российской истории
(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное
социокультурного
развитие
развития
как
человечества
поэтапная
от
эволюция
присваивающего
типа
хозяйства к производящему, от первобытного общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.
Географическое расположение и природно-климатические особенности
края. Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные жители на территории края (аборигены,
старожилы)
и особенности их общественной организации и культуры.
Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного
развития
на
устройство,
территории
края:
хозяйственный
и
этнический
бытовой
состав,
уклады,
общественное
верования/обычаи,
традиции. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
данный
исторический
период:
природно-климатические
изменения;
миграционные процессы; внешние завоевания и др.
Объекты археологического наследия на территории края
первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века)
от
и
связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства
(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования
Древнерусского
государства:
этнический
состав,
12
общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ –
начала
ХII
в.:
миграционные
процессы;
внешние
завоевания;
социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др.
Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со
значимыми для региональной истории и истории Руси/России военными
сражениями
и включающие в себя мемориальные объекты и фоновые
пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и
результат
воссоздания события или объекта материальной и духовной
культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и
важность сохранения территории и ландшафтов достопримечательных
мест края и достоверной исторической реконструкции знаковых событий
региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX–XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями IX – XII вв.: современное
состояние
и
историко-культурное
значение.
Выдающиеся
соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и Руси IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания
специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец
ХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период
политической
раздробленности
Руси:
этнический
состав,
общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой
13
уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные
знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII
– конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
о
на
территории края в данный исторический период. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XII – конца XV в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и
Руси XII – конца XV в.
Вопрос
об
общности
исторических
судеб
прото-
и
восточнославянских народов с коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории
Руси IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края
в
Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
централизации:
устройство,
этнический
состав,
хозяйственный
и
политическое
бытовой
и
уклады,
общественное
верования,
обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
14
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI
–
XVII
вв.:
миграционные
внутриполитические
процессы;
процессы;
внешние
социально-экономические
завоевания;
изменения;
культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени
начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития
региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в
системе
административно-территориального
управления
единого
Российского государства, характер и механизмы взаимоотношений.
Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав единого Российского государства. Роль и
значение моего края в цивилизационном развитии и истории единого
Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало
ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала
ХХ в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период
существования
политическое
Российской
империи:
этнический
состав,
и общественное устройство, хозяйственный и бытовой
уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные
знания.
15
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
XVIII – начале ХХ в.: миграционные процессы; внешние завоевания;
политические,
социально-экономические,
культурные
процессы
и
реформы. Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в годы
Первой мировой войны: историческое значение данных событий для
развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в
системе
характер
имперского
административно-территориального
управления,
и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на
территории края и связанные с ними процессы, события, исторические
личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего
края в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII
– начало ХХ в.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую
эпоху (начало ХХ – ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика социально-экономического, политического и культурного
развития на территории моего края в советский период истории:
этнический
состав,
политическое
и
общественное
устройство,
16
экономический и бытовой уклады, образование, наука, художественная
культура, народное творчество, верования, обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
довоенный
период
экономические
(1917–1941
гг.):
политические,
в
социально-
и культурные реформы советской власти, процессы
индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край
в период Гражданской войны: историческое значение данного периода для
развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю
региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской
Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники
(земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные
места
на территории края, связанные с увековечиванием боевого и
трудового героизма советского народа в Великой Отечественной войне:
современное состояние
и историко-культурное значение. Историческое
значение данного периода для развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
послевоенный
период
экономическое
и
(1945–1991
культурное
гг.):
политическое,
реформаторство
в
в
социально-
СССР,
процессы
урбанизации и научно-технической революции. Историческое значение
данного периода для развития региона.
СССР
и
мой
край
в
1917–1991
гг.:
регион
в
системе
административно-территориального управления союзного государства,
характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов
и переселенцев на территории края в
советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР
в
1945–1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального,
аграрного,
научно-технологического,
инфраструктурного развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
17
достижения
региона
отношений,
в
науки,
сферах
межнациональных
образования,
литературы,
театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский
народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.)
(6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
1990-е годы: политические, социально-экономические и культурные
реформы и их результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение
данного периода для развития региона.
Специфика
социально-экономического,
политического
и
социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.
Сравнительный анализ показателей демографического, финансового,
промышленного,
аграрного
развития
региона
с
1990-ми
годами.
Изменения, произошедшие в структуре и занятости населения края, в
уровне жизни жителей региона.
Основные
экономического,
направления
политического
и
характерные
и
черты
социокультурного
социальноразвития
на
территории моего края с 2014 года по настоящее время. Сравнительный
анализ показателей развития региона с 1990-ми и 2000–2013 годами.
Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты
участия региона в национальных проектах и федеральных программах.
Факторы, оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на
развитие региона в настоящее время. Вопрос о социальной эффективности
реализуемых в регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления
Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона
и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на
территории края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал
18
(природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими
годиться
край,
ими
гордиться
Россия:
выдающиеся
соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления
уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо
от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е –
2020-е гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального,
аграрного,
научно-технологического,
инфраструктурного развития, в сферах межнациональных отношений,
науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и
др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы
развития родного края.
19
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Темы
Специфика изучения
региональной
истории
Количество
часов
1
Основное содержание
Региональная история как
Основные виды деятельности
обучающихся
исторических, географических и
Давать определение понятиям/
терминам: региональная история;
краеведение; историческое
краеведение; регион;
достопримечательное (памятное)
естественно-научных знаний об
место.
отдельных местностях страны.
Осуществлять поиск, критический
Изучение достопримечательных
анализ,
(памятных) мест края как
информации,
неотъемлемый элемент историко-
значение основных терминов
краеведческой деятельности. Мой
теме.
край в современную эпоху как один
Характеризовать современное
состояние региона как субъекта
Российской Федерации
(административные границы,
численность и состав населения).
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:
междисциплинарная отрасль
исторического познания.
Краеведение как область
из 89 субъектов Российской
Федерации.
Основные источники информации
для изучения истории родного края
отбор
и
обобщение
раскрывающей
по
20
–
комплексного изучения
объектов региональной/локальной
истории силами местного населения;
– рассмотрения и понимания
региональной истории в связи с
административнотерриториальным
устройством Руси
–
России – СССР;
–
целенаправленного изучения
достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и
жизнедеятельностью выдающихся
земляков;
–
комплексного использования
потенциала региональных,
муниципальных и школьных
краеведческих музеев и библиотек,
современных интерактивных
цифровых информационных
ресурсов.
21
Оценивать информационную
ценность традиционных и цифровых
источников по истории родного края,
приводить аргументы использования
того или иного источника
информации
22
2
Цивилизационное
развитие на
территории края в
периоды древней и
средневековой
истории
7
Цивилизационное развитие от
присваивающего типа хозяйства к
производящему, от первобытного
общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ
в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация
об истории края до IХ в. н. э.
Влияние природного фактора на
хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные
жители и особенности их
общественной организации и
культуры
Давать определение понятиям/
терминам: первобытность;
цивилизация; цивилизационное
развитие; объект археологического
наследия; исторический источник.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
древнейшие времена (до IХ в. н. э.) в
цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
23
Специфика цивилизационного
Характеризовать особенности
развития на территории края:
взаимодействия старожилов и
этнический состав, общественное
переселенцев (пришлых народов)
устройство, хозяйственный и
на территории края в древнейшие
бытовой уклады, верования/
времена (до IХ в. н. э.).
обычаи, традиции.
Производить визуализацию
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края:
природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др.
Объекты археологических раскопок
на территории края от
первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный
века) и связанные с ними процессы
и события древней и средневековой
истории
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края с
первобытности до IХ в. н. э. в виде
плана-схемы, карты.
Оценивать историко-культурную
ценность объектов археологического
наследия края в древнейшие времена
(до IХ в. н. э.), формулировать и
обсуждать предложения/проекты по
их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации)
24
Основные письменные источники
для изучения региональной истории
IХ – начала ХII в.
Давать определение понятиям/
терминам: Древнерусское
государство, мемориальный объект;
Современная научная информация
историческая личность,
об истории края в IХ – начале ХII в.
историческая реконструкция.
Специфика цивилизационного
Осуществлять поиск, критический
развития края в период
анализ, отбор и обобщение
Древнерусского государства:
информации, раскрывающей
этнический состав, общественное
значение основных терминов и
устройство, хозяйственный и
единиц содержания по теме.
бытовой уклады, верования,
Систематизировать сведения об
обычаи/традиции, фольклор.
особенностях и факторах
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в IХ – начале ХII в.:
миграционные процессы; внешние
завоевания;
социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.
цивилизационного развития края в
период существования
Древнерусского государства (IX–
XII вв.) в цифровом формате
виде
тезисов,
таблиц,
в
схем,
25
Объекты археологического наследия
инфографики.
на территории края IX – XII вв. и
Производить визуализацию
связанные с ними процессы,
(историческую реконструкцию и
события, исторические личности.
картографическую интерпретацию)
Мемориальные объекты и памятные важных процессов в истории края
места на территории края, связанные IX–XII вв. в виде плана-схемы,
с историческими
карты.
Давать аргументированную оценку
событиями IX – XII вв.: современное
тезисам о необходимости: –
состояние и историко-культурное
сохранения территории и
значение.
ландшафтов достопримечательных
мест края и достоверной
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края и исторической реконструкции
Руси IX–XII вв.
знаковых событий региональной
истории;
– целенаправленного изучения
вопроса о роли личности в истории
применительно к каждому этапу
цивилизационного/исторического
развития
26
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
для изучения региональной истории
терминам: политическая
ХII – конца ХV в.
раздробленность; ордынское
Современная научная информация
об истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного
развития на территории моего края в
период политической
раздробленности Руси: этнический
состав, общественное (политическое)
нашествие; ордынский период
русской истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
27
устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные знания.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XII – конце XV в.:
природно-климатические изменения;
миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные
нововведения и др.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период политической
раздробленности Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом
формате в виде тезисов, таблиц,
схем, инфографики. Производить
визуализацию (историческую
реконструкцию и картографическую
интерпретацию) важных событий и
процессов в истории края ХII –
конца ХV в. в виде плана-схемы,
28
Объекты археологического XII –
конца XV в. на территории края и
связанные с ними процессы,
события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями XII –
карты. Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов) на
территории края в IX–ХV вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края IX–ХV вв. по схеме
«биография – личные качества –
конца XV в.: современное состояние
и историко-культурное
значение. Выдающиеся
соотечественники (земляки), их
вклад в историю края и Руси XII –
конца XV в.
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
29
Вопрос об общности исторических
живописные изображения
судеб прото- и восточнославянских
исторических событий, фото
народов с коренными народами
исторических документов и др.)
моего края.
Приводить примеры наиболее
Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Руси IX–XV вв.
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и
событиями в российской истории
IX–ХV вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края IX – ХV вв., формулировать и
обсуждать предложения/проекты по
их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
30
–
об общности исторических
судеб прото- и
восточнославянских народов с
коренными народами моего края в
периоды древней и средневековой
истории;
–
о важных роли и значении
края в цивилизационном развитии
и истории Руси IX–XV вв.
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной
истории с древности до конца XV в.
в виде мини-исследования и минипроекта для публичной
презентации и обсуждения
31
3
Исторические
события и процессы
на территории края
в Новое время (ХVI
– начало ХХ в.)
10
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
для изучения региональной истории терминам: централизованное
государство;
XVI–XVII вв.
сословнопредставительная монархия;
Современная научная информация об Смутное время; Земский собор.
Осуществлять поиск, критический
истории края XVI–XVII вв.
Специфика
цивилизационного анализ, отбор и обобщение
развития края в период создания
и укрепления единого Российского
информации, раскрывающей
государства.
значение основных терминов и
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XVI–XVII вв. Мой
край в период Смутного времени
начала XVII в.: историческое
значение данного периода для
развития региона. Московская Русь –
Россия и мой край XVI–XVII вв.:
регион в системе административнотерриториального управления
единого Российского государства,
характер и механизмы
взаимоотношений
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период единого Российского
государства (XVI–XVII вв.) в
цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
32
Объекты археологического
важных событий и процессов в
наследия XVI–XVII вв. края и
истории края XVI–XVII вв. в виде
связанные с ними процессы,
плана-схемы, карты.
события, исторические
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
на территории края в XVI–XVII вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности
личности.
Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные с
историческими событиями
XVI–XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение
выдающихся земляков края
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVI–XVII вв.
деятельность», сопровождая текст
XVI–XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –
иллюстрациями (портреты,
33
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства. Роль и
значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории единого Российского
государства XVI–XVII вв.
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и
событиями в российской истории
XVI–XVII вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов
и объектов археологического
наследия края XVI – XVII вв.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
34
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
–
об общности исторических
судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав
единого
Российского государства;
–
о важных роли и значении
края в цивилизационном развитии
и истории России XVI–XVII вв.
35
Основные письменные источники
Давать определение понятиям/
для изучения региональной истории
терминам: империя; самодержавие;
XVIII – начала ХХ вв.
Просвещение; Отечественная война;
Современная научная информация
об истории края XVIII – начала ХХ
в. Специфика цивилизационного
развития на территории края в
период
Российской
империи.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XVIII – начале ХХ
в.
думская монархия; революция;
Первая мировая война.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
36
Мой край во время Отечественной
об особенностях и факторах
войны 1812 года и в годы Первой
цивилизационного развития края в
мировой войны: историческое
период Российской империи (XVIII
значение данных событий для
– начало ХХ в.) в цифровом формате
развития региона.
в виде тезисов, таблиц, схем,
Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра в
XVIII – начале ХХ в.
инфографики. Производить
Объекты археологического наследия
XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы,
события, исторические личности
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями XVIII –
начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное
значение
визуализацию (историческую
реконструкцию и картографическую
интерпретацию) важных событий и
процессов в истории края XVIII –
начала ХХ в. в виде плана-схемы,
карты. Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов) на
территории края в XVIII – начале
ХХ в.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края XVIII – начала ХХ в.
37
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю
края и России XVIII – начала
ХХ в.
по схеме «биография – личные
качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями
38
Вопрос об общности исторических
(портреты, живописные изображения
судеб народов края и народов,
исторических событий, фото
вошедших в состав Российской
исторических документов и др.).
империи.
Приводить примеры наиболее
Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в российской истории XVIII – начала
ХХ в.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVIII – начала ХХ в.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
39
–
об общности исторических
судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской
империи;
–
о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVIII – начала ХХ в.
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной
истории с XVI по начало ХХ в. в
виде миниисследования и минипроекта для публичной презентации
и обсуждения
40
4
Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)
13
Современная научная информация
об истории края 1917–1991 гг.
Специфика
социальноэкономического,
политического и культурного
развития края в советский период
истории. Факторы, наиболее
влиявшие на развитие края в
довоенный
Давать определение понятиям/
период (1917–1941 гг.). Мой край в
период Гражданской войны
анализ, отбор и обобщение
терминам: социализм; советская
власть; индустриализация;
коллективизация; культурная
революция; Великая Отечественная
война; советский народ;
научнотехническая революция.
Осуществлять поиск, критический
41
Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние на
историю региона. Вклад региона в
историческую победу СССР над
фашистской Германией и
милитаристской Японией.
Выдающиеся земляки – герои
фронта и тыла. Мемориальные
объекты и памятные места на
территории края, связанные с
увековечиванием боевого и
трудового героизма советского
народа в Великой Отечественной
войне
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в советский период истории
(1917–1991 гг.) в цифровом формате в
виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
Факторы, наиболее влиявшие на
важных событий и процессов в
развитие края в послевоенный
истории края 1917–1991 гг. в виде
период (1945–1991 гг.).
плана-схемы, карты, виртуальной
Историческое
значение
данного экскурсии.
периода для развития региона.
Мой край в системе
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края в
1917–1991 гг.
42
административно-территориального
управления СССР и РСФСР в 1917–
1991 гг.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края 1917–1991 гг. по
Выдающиеся соотечественники
схеме «биография – личные качества
(земляки) и их вклад в послевоенную – деятельность», сопровождая текст
историю края и СССР
иллюстрациями (портреты,
Вклад моего края в
социальноэкономическое развитие
СССР в 1945–1991 гг.: достижения
региона в сферах социального,
промышленно-индустриального,
аграрного, научно-технологического,
инфраструктурного развития
Вклад моего края в
многонациональную культуру СССР
и РСФСР: достижения региона в
сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в советской истории 1917–1991 гг.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1917–1991 гг.,
формулировать и обсуждать
43
Вопрос об общности исторических
судеб народов моего края и народов,
предложения/проекты по их
вошедших в состав СССР:
исторический феномен «советский
народ»
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР и РСФСР;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и
истории СССР и РСФСР
Факторы, оказавшие наибольшее
Давать определение понятиям/
влияние на развитие региона в
терминам: парламентаризм;
1990-е годы: политические,
федерализм; вертикаль власти;
социально-экономические и
национальные проекты; Крымская
культурные реформы и их
весна.
результаты.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
Мой край в период 1990-х гг.
44
Специфика
социальноэкономического,
политического и
социокультурного развития на
территории моего края
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
в 2000–2013 гг.: изменения,
произошедшие в структуре и
занятости населения края, в уровне
жизни жителей региона
об особенностях и факторах
Основные направления, характерные
черты и результаты
социальноэкономического,
политического и социокультурного
развития на территории моего края с
2014 г. по настоящее время.
Факторы, оказывающие наибольшее
позитивное и негативное влияние на
развитие региона в настоящее время
цифровом формате в виде тезисов,
цивилизационного развития края в
новейший период истории России
(1992 – начало 2020-х гг.) в
таблиц, схем, инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
финансового, промышленного,
аграрного развития региона на
различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
45
Мой край в системе
результаты
административно-территориального
инфографики.
управления Российской Федерации:
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в
истории края 1992– начала 2020-х гг.
в виде плана-схемы, карты,
виртуальной экскурсии.
характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра,
взаимодействие старожилов и
переселенцев.
Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный,
финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона в
2020-х – 2030-х гг.
в
виде
таблицы,
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края в
46
Ими годиться край, ими гордиться
Россия: выдающиеся
соотечественники (земляки) и их
вклад в современную историю
региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края,
связанные с увековечением памяти
героев и участников военных
действий и освободительных миссий
России 1992–2020-х гг.
1992 – начале 2020-х гг. Составлять
краткое письменное описание
деятельности выдающихся
земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
Вклад края в цивилизационное
развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах
социального,
промышленноиндустриального,
аграрного, научнотехнологического,
инфраструктурного развития, в
сферах межнациональных
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в истории России 1992 – начала
2020-х гг.
Оценивать историко-культурную
47
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1992 – начала 2020-х гг.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
развитию (модернизации,
презентации и популяризации в
Интернете и СМИ и др.).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
–
о важности проявления
уважения к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан,
независимо от сферы их
деятельности;
–
о социальной эффективности
реализуемых в крае проектов и
программ (федеральных,
региональных, муниципальных); –
об общности исторических судеб
народов моего края и народов
современной России;
48
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и
истории современной России.
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной
истории ХХ – начала ХХI в. в виде
миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения
5
Ученическая
конференция «Мой
край: прошлое –
настоящее –
будущее»
3
Проблематика
ученической Презентация и обсуждение
конференции «Мой край: прошлое – индивидуальных учебных
настоящее – будущее»: яркие исследований и проектов,
исторические
страницы, подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной
современное состояние и
перспективы развития моего региона деятельности «Мой край в истории
Отечества»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
49