Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 1 РП_Мой край в истории Отечества_10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики
Талицкого муниципального округа
МКОУ "Пионерская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на

заседании

ШМО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора

директор_________________

по УР_____________________

___________________
Васильева С. В.
Протокол № 4
от 02.06.2025 г.

Васильева С. В.
Приказ № 2406-1
от 24.06.2025 г.

Рычков Н. А.
Приказ № 2406-1
от 24.06.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой край в истории России»
для обучающихся 10 - 11 классов

пос. Пионерский
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» (далее – программа) для 10–11 классов составлена на основе
положений

и

образовательной

требований

к

программы,

результатам

освоения

представленных

в

основной

федеральном

государственном образовательном стандарте среднего общего образования
и

федеральной

образовательной

программе

(приказ

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7
июня 2012 г. № 24480); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России
12.09.2022 № 70034); приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
образовательной

программы

утверждении федеральной

среднего

общего

образования»

(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
При разработке программы учитывались Концепция преподавания
учебного курса «История России» в образовательных организациях,
реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации,
протокол от 23 октября 2020 г.), письмо Министерства просвещения
Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном
подходе к преподаванию истории родного края».
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью программы является привлечение и активное
использование в образовательном процессе традиционных источников
информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных
2

библиотек

и

краеведческих

музеев)

и

современных

цифровых

информационных ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и
историко-культурной направленности – открытые данные Минкультуры
РФ, Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат
текстовые, видео-

и фотоматериалы о наиболее значимых событиях,

личностях и историкокультурных объектах российской и региональной
истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию
вокруг них поисково-исследовательской деятельности обучающихся,
результаты которой могут быть оформлены и представлены для
презентации и оценки в рамках выполнения:
–

учебных исследований и проектов по учебному предмету

«История России»;
–

предметного

или

междисциплинарного

«индивидуального

проекта», являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Актуальность программы «Мой край в истории Отечества»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Мой край в истории
Отечества» обусловлена необходимостью формирования российской
гражданской

и

культурной

идентичности,

патриотизма,

осознания

исторической и культурной общности различных регионов и народов
России.
Создание программы продиктовано необходимостью реализации
согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской
Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения
задач исторического образования и просвещения, нацеливающих школу
на:
–

включение изучения

внеурочную деятельность в
–

региональной

истории

во

общеобразовательных организациях;

активное привлечение материалов школьных и муниципальных

краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
–

формирование

многоуровневого

восприятия

отечественной

истории через обращение не только к истории страны в целом, но к
3

истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его
народов.
Приоритетное

внимание

в

программе

уделено

современным

подходам к организации деятельности обучающихся, которые нацеливают
их на активную поисковую и проектно-исследовательскую деятельность,
формирующую

умения

работать

с

многообразными

источниками

исторической и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История
России»

и

учебного

предмета

«География»,

призвана

обеспечить

целостное восприятие отечественной и региональной истории посредством
обращения к важнейшим событиям и знаковым личностям из истории
родного края.
Цель курса «Мой край в истории Отечества»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован

на

формирование российской общегражданской идентичности, понимание
общности исторических судеб различных регионов и народов России,
формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к
прошлому и настоящему своей страны на примерах истории родного края,
развитие патриотизма.
Основные задачи курса «Мой край в истории Отечества»
–

расширить знания обучающихся, развивать их познавательный

интерес к отечественной истории посредством привлечения внимания к
значимым событиям из истории родного края, к жизнедеятельности
выдающихся
земляков;
–

дать дополнительные, углубленные знания по отечественной

истории и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях
и общности исторических судеб различных регионов и народов России;
–

способствовать осознанию обучающимися своей социальной

идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения
региональной и локальной истории;
4

–

формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и

понимание отечественной истории через обращение не только к истории
страны в целом, но к истории своей семьи и малой родины, родного края и
населяющих его народов;
–

формировать

измерения

у

истории»

обучающихся
посредством

понимание
изучения

«человеческого

жизнедеятельности

выдающихся земляков – деятелей в сферах искусства, науки, экономики,
политики и др.;
–

формировать

у

обучающихся

способность

определять

и

оценивать исторический вклад региона и его выдающихся представителей
в политическое, социально-экономическое и культурное развитие России;
–

развивать у обучающихся навыки научного исследования

и

прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции
исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных
источников и материалов по истории родного края;
–

способствовать

развитию

у

обучающихся

понимания

необходимости сохранения и приумножения исторического и культурного
наследия родного края, развития его экономического и человеческого
потенциала, укрепления его экологической безопасности;
–

формировать у обучающихся чувство гордости историческими

достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и
др.) своего родного края и малой родины.
Место курса «Мой край в истории Отечества»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть
реализованы в течение одного учебного года в составе разновозрастной
группы из обучающихся 10–11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной

и

воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных

групп

образовательных

результатов

–

личностных,

метапредметных, предметных.
5

Программа

носит

историко-просветительскую

и

гражданско-

патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего
образования:
–

осознанное

принятие

обучающимся

своей

российской

гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе;
–

понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,

настоящему

и

будущему

народов

России,

тысячелетней

истории

российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания;
–

сознательное отношение и проявление обучающимися уважения

к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям
России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям,
к героям и защитникам Отечества;
–

проявление

обучающимися

уважения

к

историческому

и

культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам,

памятникам,

традициям

народов,

проживающих

на

территории родного края и малой родины.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

«МОЙ КРАЙ В

ИСТОРИИ

ОТЕЧЕСТВА»
Содержание

программы

«Мой

край

в

истории

Отечества»

направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– гражданское
воспитание:
российской

истории

традиций

осмысление

гражданского

сложившихся

служения

в

Отечеству;

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества; принятие традиционных
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;

готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

6

национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
–

патриотическое воспитание: сформированность российской

гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой
край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России;
–

принятие

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и
сущности

и

значения

исторически

сложившихся

и

развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа;
понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего;
–

эстетическое

воспитание:

представление

об

исторически

сложившемся культурном многообразии своей страны; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов;
–

физическое

воспитание:

осознание

ценности

жизни

и

необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из
истории); представление

об идеалах гармоничного физического и

духовного развития человека в исторических обществах и в современную
эпоху;
–

трудовое воспитание: понимание на основе знания истории

значения трудовой деятельности как источника развития человека и
общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности
человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий;
–

экологическое воспитание: осмысление исторического опыта

взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений; сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;

7

–

ценность научного познания: сформированность мировоззрения,

соответствующего современному уровню развития исторической науки и
общественной

практики,

основанного

на

диалоге

культур,

способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
–

базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос,

требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с
учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и
противоречия

в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-

следственные связи событий прошлого и настоящего;
–

базовые

исследовательские

учебноисследовательской

и

действия:

проектной

владеть

деятельности;

навыками
определять

познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор
материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом
историзма; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
–

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и

внеучебной исторической и географической информации; извлекать,
сопоставлять,

систематизировать

высказывать суждение

и

интерпретировать

информацию;

о достоверности и значении информации

источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации

и

целевой

аудитории,

выбирая

оптимальную

форму

представления и визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
–

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей

прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;
8

выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
–

совместная деятельность: участвовать в групповых формах

работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную
работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на
основе регионального материала; определять свое участие в общей работе,
координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
–

самоорганизация:

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма
решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
–

самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации

и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное

в

произошедшей

ситуации;

вносить

коррективы

в

деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
–

эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние

себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
–

принятие себя и других: осознанно относиться к другому

человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе
результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–

освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых

событиях отечественной истории;
–

понимание значимости своего края, малой родины в процессах

российской истории;
9

–

освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и

населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой
родины –
в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
–

умение соотносить события истории родного края и истории

России, характеризовать особенности развития культуры народов своего
края;
–

знание имен выдающихся соотечественников, исторических

личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым
героизмом, достижениями в различных областях деятельности;
умение
в
составлять описание
–

(реконструкцию,

устной

и

письменной

форме

интерпретацию, систематизацию) исторических

и

географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности
и образа жизни людей из истории родного края и России;
–

умение формулировать и обосновывать собственную точку

зрения с опорой на фактический материал региональной и российской
истории;
–

владение приемами оценки значения исторических событий и

деятельности исторических личностей отечественной, в том числе
региональной и локальной истории;
–

умение защищать историческую правду, готовность давать отпор

фальсификациям российской истории.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРАЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»

«МОЙ

Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область
науки представляет собой совокупность исторических, географических и
естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами
местного населения с целью познания общества и окружающего мира,
осознания общности исторической судьбы страны и составляющих ее
регионов.
10

Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской

деятельности

и

научного

познания

исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным
этапам истории края. Историко-биографическая составляющая как важный
элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных) мест
края, связанных со знаковыми историческими событиями и деятельностью
выдающихся земляков, как важнейший и неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в
контексте и непосредственной связи с административно-территориальным
устройством Руси – России – СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного
края.

Работа

с

традиционными

и

цифровыми

информационными

ресурсами: специфика поиска, отбора и использования материалов из
различных источников информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и
др.).
Портал открытых данных Министерства культуры Российской
Федерации (https://opendata.mkrf.ru/) как важный источник информации о
достопримечательных местах России и края.
Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как
важнейший информационный ресурс для изучения археологического
наследия страны
информации

и региона. Специфика поиска, анализа и отбора

на цифровых археологических картах России и регионов

(Maps-RF.ru, Russia-karta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных,
муниципальных
современных

и

школьных

интерактивных

краеведческих
цифровых

музеев

и

информационных

библиотек,
ресурсов

(Археолог.РУ, Культура.РФ, История.РФ, электронные карты регионов и
областей России и др.).

11

Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды
древней и средневековой истории (7 ч)
Мой

край в

догосударственный

период российской истории

(до IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное
социокультурного

развитие

развития

как

человечества

поэтапная
от

эволюция

присваивающего

типа

хозяйства к производящему, от первобытного общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.
Географическое расположение и природно-климатические особенности
края. Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные жители на территории края (аборигены,
старожилы)

и особенности их общественной организации и культуры.

Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного
развития

на

устройство,

территории

края:

хозяйственный

и

этнический
бытовой

состав,

уклады,

общественное

верования/обычаи,

традиции. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
данный

исторический

период:

природно-климатические

изменения;

миграционные процессы; внешние завоевания и др.
Объекты археологического наследия на территории края
первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века)

от
и

связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства
(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования

Древнерусского

государства:

этнический

состав,

12

общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ –
начала

ХII

в.:

миграционные

процессы;

внешние

завоевания;

социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др.
Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со
значимыми для региональной истории и истории Руси/России военными
сражениями

и включающие в себя мемориальные объекты и фоновые

пространства (ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и
результат

воссоздания события или объекта материальной и духовной

культуры определенной исторической эпохи, местности. Актуальность и
важность сохранения территории и ландшафтов достопримечательных
мест края и достоверной исторической реконструкции знаковых событий
региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX–XII вв.
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями IX – XII вв.: современное
состояние

и

историко-культурное

значение.

Выдающиеся

соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и Руси IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания
специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конец
ХV в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период

политической

раздробленности

Руси:

этнический

состав,

общественное (политическое) устройство, хозяйственный и бытовой

13

уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные
знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XII
– конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопрос
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)

о
на

территории края в данный исторический период. Историческое значение
данного периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XII – конца XV в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и
Руси XII – конца XV в.
Вопрос

об

общности

исторических

судеб

прото-

и

восточнославянских народов с коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории
Руси IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории края

в

Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
централизации:
устройство,

этнический

состав,

хозяйственный

и

политическое
бытовой

и

уклады,

общественное
верования,

обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.

14

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI
–

XVII

вв.:

миграционные

внутриполитические

процессы;

процессы;

внешние

социально-экономические

завоевания;
изменения;

культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени
начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития
региона.
Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в
системе

административно-территориального

управления

единого

Российского государства, характер и механизмы взаимоотношений.
Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав единого Российского государства. Роль и
значение моего края в цивилизационном развитии и истории единого
Российского государства (XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало
ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала
ХХ в. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в
период

существования

политическое

Российской

империи:

этнический

состав,

и общественное устройство, хозяйственный и бытовой

уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные
знания.
15

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
XVIII – начале ХХ в.: миграционные процессы; внешние завоевания;
политические,

социально-экономические,

культурные

процессы

и

реформы. Мой край во время Отечественной войны 1812 года и в годы
Первой мировой войны: историческое значение данных событий для
развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в
системе
характер

имперского

административно-территориального

управления,

и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о

взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на
территории края и связанные с ними процессы, события, исторические
личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края,
связанные с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего
края в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII
– начало ХХ в.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую
эпоху (начало ХХ – ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика социально-экономического, политического и культурного
развития на территории моего края в советский период истории:
этнический

состав,

политическое

и

общественное

устройство,

16

экономический и бытовой уклады, образование, наука, художественная
культура, народное творчество, верования, обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
довоенный

период

экономические

(1917–1941

гг.):

политические,

в

социально-

и культурные реформы советской власти, процессы

индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край
в период Гражданской войны: историческое значение данного периода для
развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю
региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской
Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники
(земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные
места

на территории края, связанные с увековечиванием боевого и

трудового героизма советского народа в Великой Отечественной войне:
современное состояние

и историко-культурное значение. Историческое

значение данного периода для развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
послевоенный

период

экономическое

и

(1945–1991

культурное

гг.):

политическое,

реформаторство

в

в

социально-

СССР,

процессы

урбанизации и научно-технической революции. Историческое значение
данного периода для развития региона.
СССР

и

мой

край

в

1917–1991

гг.:

регион

в

системе

административно-территориального управления союзного государства,
характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов

и переселенцев на территории края в

советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР

в

1945–1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального,

аграрного,

научно-технологического,

инфраструктурного развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
17

достижения

региона

отношений,

в

науки,

сферах

межнациональных

образования,

литературы,

театра,

кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский
народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.)
(6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в
1990-е годы: политические, социально-экономические и культурные
реформы и их результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение
данного периода для развития региона.
Специфика

социально-экономического,

политического

и

социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.
Сравнительный анализ показателей демографического, финансового,
промышленного,

аграрного

развития

региона

с

1990-ми

годами.

Изменения, произошедшие в структуре и занятости населения края, в
уровне жизни жителей региона.
Основные
экономического,

направления
политического

и

характерные
и

черты

социокультурного

социальноразвития

на

территории моего края с 2014 года по настоящее время. Сравнительный
анализ показателей развития региона с 1990-ми и 2000–2013 годами.
Изменения, произошедшие в уровне жизни жителей региона. Результаты
участия региона в национальных проектах и федеральных программах.
Факторы, оказывающие наибольшее позитивное и негативное влияние на
развитие региона в настоящее время. Вопрос о социальной эффективности
реализуемых в регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления
Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений региона
и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на
территории края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал

18

(природный, трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими

годиться

край,

ими

гордиться

Россия:

выдающиеся

соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и
страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные с
увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и
освободительных миссий России в 1992–2020-х гг. Важность проявления
уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо
от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е –
2020-е гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального,

аграрного,

научно-технологического,

инфраструктурного развития, в сферах межнациональных отношений,
науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и
др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы
развития родного края.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Темы
Специфика изучения
региональной
истории

Количество
часов
1

Основное содержание
Региональная история как

Основные виды деятельности
обучающихся

исторических, географических и

Давать определение понятиям/
терминам: региональная история;
краеведение; историческое
краеведение; регион;
достопримечательное (памятное)

естественно-научных знаний об

место.

отдельных местностях страны.

Осуществлять поиск, критический

Изучение достопримечательных

анализ,

(памятных) мест края как

информации,

неотъемлемый элемент историко-

значение основных терминов

краеведческой деятельности. Мой

теме.

край в современную эпоху как один

Характеризовать современное
состояние региона как субъекта
Российской Федерации
(административные границы,
численность и состав населения).
Давать аргументированную оценку
тезисам о необходимости:

междисциплинарная отрасль
исторического познания.
Краеведение как область

из 89 субъектов Российской
Федерации.
Основные источники информации
для изучения истории родного края

отбор

и

обобщение

раскрывающей
по

20

–

комплексного изучения

объектов региональной/локальной
истории силами местного населения;
– рассмотрения и понимания
региональной истории в связи с
административнотерриториальным
устройством Руси
–

России – СССР;

–

целенаправленного изучения

достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и
жизнедеятельностью выдающихся
земляков;
–
комплексного использования
потенциала региональных,
муниципальных и школьных
краеведческих музеев и библиотек,
современных интерактивных
цифровых информационных
ресурсов.

21

Оценивать информационную
ценность традиционных и цифровых
источников по истории родного края,
приводить аргументы использования
того или иного источника
информации

22

2

Цивилизационное
развитие на
территории края в
периоды древней и
средневековой
истории

7

Цивилизационное развитие от
присваивающего типа хозяйства к
производящему, от первобытного
общественного устройства к
древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ
в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация
об истории края до IХ в. н. э.
Влияние природного фактора на
хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные
жители и особенности их
общественной организации и
культуры

Давать определение понятиям/
терминам: первобытность;
цивилизация; цивилизационное
развитие; объект археологического
наследия; исторический источник.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
древнейшие времена (до IХ в. н. э.) в
цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.

23

Специфика цивилизационного

Характеризовать особенности

развития на территории края:

взаимодействия старожилов и

этнический состав, общественное

переселенцев (пришлых народов)

устройство, хозяйственный и

на территории края в древнейшие

бытовой уклады, верования/

времена (до IХ в. н. э.).

обычаи, традиции.

Производить визуализацию

Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края:
природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др.
Объекты археологических раскопок
на территории края от
первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный
века) и связанные с ними процессы
и события древней и средневековой
истории

(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края с
первобытности до IХ в. н. э. в виде
плана-схемы, карты.
Оценивать историко-культурную
ценность объектов археологического
наследия края в древнейшие времена
(до IХ в. н. э.), формулировать и
обсуждать предложения/проекты по
их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации)

24

Основные письменные источники
для изучения региональной истории
IХ – начала ХII в.

Давать определение понятиям/
терминам: Древнерусское
государство, мемориальный объект;

Современная научная информация

историческая личность,

об истории края в IХ – начале ХII в.

историческая реконструкция.

Специфика цивилизационного

Осуществлять поиск, критический

развития края в период

анализ, отбор и обобщение

Древнерусского государства:

информации, раскрывающей

этнический состав, общественное

значение основных терминов и

устройство, хозяйственный и

единиц содержания по теме.

бытовой уклады, верования,

Систематизировать сведения об

обычаи/традиции, фольклор.

особенностях и факторах

Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в IХ – начале ХII в.:
миграционные процессы; внешние
завоевания;
социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.

цивилизационного развития края в
период существования
Древнерусского государства (IX–
XII вв.) в цифровом формате
виде

тезисов,

таблиц,

в

схем,

25

Объекты археологического наследия

инфографики.

на территории края IX – XII вв. и

Производить визуализацию

связанные с ними процессы,

(историческую реконструкцию и

события, исторические личности.

картографическую интерпретацию)

Мемориальные объекты и памятные важных процессов в истории края
места на территории края, связанные IX–XII вв. в виде плана-схемы,
с историческими
карты.
Давать аргументированную оценку
событиями IX – XII вв.: современное

тезисам о необходимости: –

состояние и историко-культурное

сохранения территории и

значение.

ландшафтов достопримечательных

мест края и достоверной
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края и исторической реконструкции
Руси IX–XII вв.
знаковых событий региональной
истории;
– целенаправленного изучения
вопроса о роли личности в истории
применительно к каждому этапу
цивилизационного/исторического
развития

26

Основные письменные источники

Давать определение понятиям/

для изучения региональной истории

терминам: политическая

ХII – конца ХV в.

раздробленность; ордынское

Современная научная информация
об истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного
развития на территории моего края в
период политической
раздробленности Руси: этнический
состав, общественное (политическое)

нашествие; ордынский период
русской истории.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.

27

устройство, хозяйственный и
бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные знания.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XII – конце XV в.:
природно-климатические изменения;
миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные
нововведения и др.

Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период политической
раздробленности Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом
формате в виде тезисов, таблиц,
схем, инфографики. Производить
визуализацию (историческую
реконструкцию и картографическую
интерпретацию) важных событий и
процессов в истории края ХII –
конца ХV в. в виде плана-схемы,

28

Объекты археологического XII –
конца XV в. на территории края и
связанные с ними процессы,
события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями XII –

карты. Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов) на
территории края в IX–ХV вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края IX–ХV вв. по схеме
«биография – личные качества –

конца XV в.: современное состояние
и историко-культурное
значение. Выдающиеся
соотечественники (земляки), их
вклад в историю края и Руси XII –
конца XV в.

деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,

29

Вопрос об общности исторических

живописные изображения

судеб прото- и восточнославянских

исторических событий, фото

народов с коренными народами

исторических документов и др.)

моего края.

Приводить примеры наиболее

Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Руси IX–XV вв.

известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и
событиями в российской истории
IX–ХV вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края IX – ХV вв., формулировать и
обсуждать предложения/проекты по
их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:

30

–

об общности исторических

судеб прото- и
восточнославянских народов с
коренными народами моего края в
периоды древней и средневековой
истории;
–

о важных роли и значении

края в цивилизационном развитии
и истории Руси IX–XV вв.
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной
истории с древности до конца XV в.
в виде мини-исследования и минипроекта для публичной
презентации и обсуждения

31

3

Исторические
события и процессы
на территории края
в Новое время (ХVI
– начало ХХ в.)

10

Основные письменные источники

Давать определение понятиям/
для изучения региональной истории терминам: централизованное
государство;
XVI–XVII вв.
сословнопредставительная монархия;
Современная научная информация об Смутное время; Земский собор.
Осуществлять поиск, критический
истории края XVI–XVII вв.
Специфика
цивилизационного анализ, отбор и обобщение
развития края в период создания
и укрепления единого Российского

информации, раскрывающей

государства.

значение основных терминов и

Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XVI–XVII вв. Мой
край в период Смутного времени
начала XVII в.: историческое
значение данного периода для
развития региона. Московская Русь –
Россия и мой край XVI–XVII вв.:
регион в системе административнотерриториального управления
единого Российского государства,
характер и механизмы
взаимоотношений

единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края в
период единого Российского
государства (XVI–XVII вв.) в
цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)

32

Объекты археологического

важных событий и процессов в

наследия XVI–XVII вв. края и

истории края XVI–XVII вв. в виде

связанные с ними процессы,

плана-схемы, карты.

события, исторические

Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
на территории края в XVI–XVII вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности

личности.
Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные с
историческими событиями
XVI–XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение

выдающихся земляков края

Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVI–XVII вв.

деятельность», сопровождая текст

XVI–XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –
иллюстрациями (портреты,

33

Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства. Роль и
значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории единого Российского
государства XVI–XVII вв.

живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и
событиями в российской истории
XVI–XVII вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов
и объектов археологического
наследия края XVI – XVII вв.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию

34

(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
–
об общности исторических
судеб народов моего края и
народов, вошедших в состав
единого
Российского государства;
–
о важных роли и значении
края в цивилизационном развитии
и истории России XVI–XVII вв.

35

Основные письменные источники

Давать определение понятиям/

для изучения региональной истории

терминам: империя; самодержавие;

XVIII – начала ХХ вв.

Просвещение; Отечественная война;

Современная научная информация
об истории края XVIII – начала ХХ
в. Специфика цивилизационного
развития на территории края в
период
Российской
империи.
Факторы, наиболее влиявшие на
развитие края в XVIII – начале ХХ
в.

думская монархия; революция;
Первая мировая война.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения

36

Мой край во время Отечественной

об особенностях и факторах

войны 1812 года и в годы Первой

цивилизационного развития края в

мировой войны: историческое

период Российской империи (XVIII

значение данных событий для

– начало ХХ в.) в цифровом формате

развития региона.

в виде тезисов, таблиц, схем,

Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра в
XVIII – начале ХХ в.

инфографики. Производить

Объекты археологического наследия
XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы,
события, исторические личности
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями XVIII –
начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное
значение

визуализацию (историческую
реконструкцию и картографическую
интерпретацию) важных событий и
процессов в истории края XVIII –
начала ХХ в. в виде плана-схемы,
карты. Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов) на
территории края в XVIII – начале
ХХ в.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края XVIII – начала ХХ в.

37

Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю
края и России XVIII – начала
ХХ в.

по схеме «биография – личные
качества – деятельность»,
сопровождая текст иллюстрациями

38

Вопрос об общности исторических

(портреты, живописные изображения

судеб народов края и народов,

исторических событий, фото

вошедших в состав Российской

исторических документов и др.).

империи.

Приводить примеры наиболее

Роль и значение моего края в
цивилизационном развитии и
истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.

известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в российской истории XVIII – начала
ХХ в.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края XVIII – начала ХХ в.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:

39

–

об общности исторических

судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской
империи;
–
о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVIII – начала ХХ в.
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной
истории с XVI по начало ХХ в. в
виде миниисследования и минипроекта для публичной презентации
и обсуждения

40

4

Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)

13

Современная научная информация
об истории края 1917–1991 гг.
Специфика
социальноэкономического,
политического и культурного
развития края в советский период
истории. Факторы, наиболее
влиявшие на развитие края в
довоенный

Давать определение понятиям/

период (1917–1941 гг.). Мой край в
период Гражданской войны

анализ, отбор и обобщение

терминам: социализм; советская
власть; индустриализация;
коллективизация; культурная
революция; Великая Отечественная
война; советский народ;
научнотехническая революция.
Осуществлять поиск, критический

41

Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние на
историю региона. Вклад региона в
историческую победу СССР над
фашистской Германией и
милитаристской Японией.
Выдающиеся земляки – герои
фронта и тыла. Мемориальные
объекты и памятные места на
территории края, связанные с
увековечиванием боевого и
трудового героизма советского
народа в Великой Отечественной
войне

информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения об
особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в советский период истории
(1917–1991 гг.) в цифровом формате в
виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)

Факторы, наиболее влиявшие на

важных событий и процессов в

развитие края в послевоенный

истории края 1917–1991 гг. в виде

период (1945–1991 гг.).

плана-схемы, карты, виртуальной

Историческое

значение

данного экскурсии.

периода для развития региона.
Мой край в системе

Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края в
1917–1991 гг.

42

административно-территориального
управления СССР и РСФСР в 1917–
1991 гг.

Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края 1917–1991 гг. по

Выдающиеся соотечественники
схеме «биография – личные качества
(земляки) и их вклад в послевоенную – деятельность», сопровождая текст
историю края и СССР
иллюстрациями (портреты,
Вклад моего края в
социальноэкономическое развитие
СССР в 1945–1991 гг.: достижения
региона в сферах социального,
промышленно-индустриального,
аграрного, научно-технологического,
инфраструктурного развития
Вклад моего края в
многонациональную культуру СССР
и РСФСР: достижения региона в
сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.

живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в советской истории 1917–1991 гг.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1917–1991 гг.,
формулировать и обсуждать

43

Вопрос об общности исторических
судеб народов моего края и народов,

предложения/проекты по их

вошедших в состав СССР:
исторический феномен «советский
народ»

сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР и РСФСР;
– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и
истории СССР и РСФСР

Факторы, оказавшие наибольшее

Давать определение понятиям/

влияние на развитие региона в

терминам: парламентаризм;

1990-е годы: политические,

федерализм; вертикаль власти;

социально-экономические и

национальные проекты; Крымская

культурные реформы и их

весна.

результаты.

Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение

Мой край в период 1990-х гг.

44

Специфика
социальноэкономического,
политического и
социокультурного развития на
территории моего края

информации, раскрывающей
значение основных терминов и
единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения

в 2000–2013 гг.: изменения,
произошедшие в структуре и
занятости населения края, в уровне
жизни жителей региона

об особенностях и факторах

Основные направления, характерные
черты и результаты
социальноэкономического,
политического и социокультурного
развития на территории моего края с
2014 г. по настоящее время.
Факторы, оказывающие наибольшее
позитивное и негативное влияние на
развитие региона в настоящее время

цифровом формате в виде тезисов,

цивилизационного развития края в
новейший период истории России
(1992 – начало 2020-х гг.) в
таблиц, схем, инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
финансового, промышленного,
аграрного развития региона на
различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его

45

Мой край в системе

результаты

административно-территориального

инфографики.

управления Российской Федерации:

Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов в
истории края 1992– начала 2020-х гг.
в виде плана-схемы, карты,
виртуальной экскурсии.

характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра,
взаимодействие старожилов и
переселенцев.
Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный,
финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона в
2020-х – 2030-х гг.

в

виде

таблицы,

Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев на территории края в

46

Ими годиться край, ими гордиться
Россия: выдающиеся
соотечественники (земляки) и их
вклад в современную историю
региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края,
связанные с увековечением памяти
героев и участников военных
действий и освободительных миссий
России 1992–2020-х гг.

1992 – начале 2020-х гг. Составлять
краткое письменное описание
деятельности выдающихся
земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения

Вклад края в цивилизационное
развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах
социального,
промышленноиндустриального,
аграрного, научнотехнологического,
инфраструктурного развития, в
сферах межнациональных

исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест и
мемориальных объектов края со
значимыми процессами и событиями
в истории России 1992 – начала
2020-х гг.
Оценивать историко-культурную

47

отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.

ценность мемориальных объектов и
достопримечательных (памятных)
мест края 1992 – начала 2020-х гг.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
развитию (модернизации,
презентации и популяризации в
Интернете и СМИ и др.).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
–

о важности проявления

уважения к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан,
независимо от сферы их
деятельности;
–
о социальной эффективности
реализуемых в крае проектов и
программ (федеральных,
региональных, муниципальных); –
об общности исторических судеб
народов моего края и народов
современной России;

48

– о важных роли и значении края в
цивилизационном развитии и
истории современной России.
Представлять результаты
поисковоисследовательской
деятельности по региональной
истории ХХ – начала ХХI в. в виде
миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации и
обсуждения

5

Ученическая
конференция «Мой
край: прошлое –
настоящее –
будущее»

3

Проблематика

ученической Презентация и обсуждение
конференции «Мой край: прошлое – индивидуальных учебных
настоящее – будущее»: яркие исследований и проектов,
исторические
страницы, подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной
современное состояние и
перспективы развития моего региона деятельности «Мой край в истории
Отечества»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».