Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приложение 1 РП _ЭК_ Занимательная информатика 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКОУ «Пионерская СОШ»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УР Директор
________________________ ________________________
Васильева С.В.

Рычков Н.А.

[Номер приказа] от «[число]» [Номер приказа] от «[число]»
[месяц] [год] г.
[месяц] [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Занимательная информатика»
для обучающихся 6 класса

Составитель:
Бахтова А.С.

2025-2026 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная информатика»
для 6 класса МКОУ «Пионерская СОШ» разработана на основе:
Программа разработана в соответствии:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерашии» (от 29 декабря 2012 года
273-ф3);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
- Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. №
рекомендаций»

(вместе

с

«Методическими

09-3242 «О направлении

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ»);
- Письмом Минобрнауки РФ от 14.12.2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897) URI:https://fgos.ru
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего

общего

образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413) (ред. 11.12.2020) URL: https://fgos.ru
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями
к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой
коммуникации

современного общества особую значимость приобретает

подготовка

подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Цели:
- формирование у учащихся умения владеть компьютером, использовать его для
оформления результатов своей деятельности и решения практических задач;
- подготовка учащихся к активной полноценной жизни и работе в условиях
технологически развитого общества;
- раскрытие основных возможностей, приемов и методов обработки информации
разной структуры с помощью офисных программ.
Задачи:
 формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии
общества и в изменении характера труда человека;
 формирование

умений

моделирования

и

применения

компьютера

в

разных

предметных областях;
 формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в
качестве средства для решения практических задач;
 формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным
дисциплинам.
Программа разработана с учётом особенностей второй ступени общего образования, а
также возрастных и психологических особенностей учащихся.
Изучение информационных технологий в 6 классах является неотъемлемой частью
современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего
поколения

нового

целостного

миропонимания

и

информационного

мировоззрения,

понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом МКОУ «Пионерская
СОШ» на 2025-2026 учебный год.
Программа адресована учащимся 6 класса. Рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),
длительность 1 год.
Выбор данной программы – один из возможных вариантов подготовки, обучающихся
к изучению базового курса школьной информатики. Данный курс является наиболее
благоприятным

этапом

для

формирования

инструментальных

(операциональных)

личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего

школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов –
освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов
деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях.

Общая характеристика учебного курса
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения
происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает
условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка. Содержание программы направлено на воспитание
интереса

познания

нового,

развитию

наблюдательности,

умения

анализировать,

догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа элективного курса «Занимательная информатика» предназначена для
обучающихся 6 класса. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет
режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех
уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.
е. 40 минут. Занятия проводятся в кабинете информатики. Данная программа предполагает
использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника:
игры; беседы; соревнования; творческий практикум; презентации проектов.
Сформулированные цели и задачи реализуются через достижение образовательных
результатов.
Контроль и оценка планируемых результатов
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень
результатов –
получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:
 применять сформированные умения и

навыки

работы на компьютере в

практической деятельности и повседневной жизни.
 уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты.
 создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для
использования в учебно-воспитательном процессе.
 знать алгоритмы решения различных логических задач.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля:
анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (с использованием
редакторов WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций (в POWER
POINT),

конкурсы

работ

учащихся,

выставки,

конференции,

презентации

и

т.д.

Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях, различных
олимпиадах, конкурсах, марафонах.

Содержание учебного курса
Программа состоит из 3 разделов:
1. Обработка текстовой информации;
2. Обработка информации в PowerPoint;
3. Решение логических задач.
Практикум раздела «Обработка текстовой информации» позволяет сформировать у
учащихся навыки работы с текстовыми документами. Указанные операции по подготовке и
обработке текста может использоваться не только непосредственно на уроках информатики,
но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих
письменных работ.
Второй раздел предусматривает занятия по подготовке компьютерных презентаций. Темы
познакомят с возможностями работы редактора презентаций и предполагает выполнение
практических заданий. Особенностью практикума является его проектный характер:
учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели –
создание презентации к проекту по выбранной теме в рамках курса «Основы проектной
деятельности».
Раздел 1. Обработка текстовой информации в LibreOfficeWriter - 12 ч.
Интерфейс текстовых редакторов. Обработка текстов. Текстовые документы и их
структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых
документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка,
удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания,
расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Коллективная
работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Раздел 2. Обработка информации в LibreOfficeImpress - 10 ч.
Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий
(сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация. Анимация.
Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Раздел 3. Решение логических задач-12 ч.
Задачи на смекалку. Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно
однозначные соответствие. Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах.
Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические

задачи.

Методическое обеспечение программы
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические,
поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в первых двух разделах
программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и
компьютером как инструментом обработки информации.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём
больше времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить и как
самостоятельную деятельность, и как творческую (практическое выполнение упражнений,
решение логических задач, загадок, работа в группах, викторины, игры и т.д.).
Построение

занятий

предполагается

на

основе

педагогических

технологий

активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования
учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и
групповых способов обучения.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
 фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;
 индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем
помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и
содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
 групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со
стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это
способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса,

самому

образовательному

процессу,

объектам

познания,

результатам

образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:


наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе;



развития личности, государства, общества;



понимание роли информационных процессов в современном мире;



владение

первичными

навыками

анализа

и

критичной

оценки

получаемой

информации;


ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее

распространения;


развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной

среды;


способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять

значимость

подготовки

в

области

информатики

и

ИКТ

в

условиях

развития

информационного общества;


готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с

использованием средств и методов информатики и ИКТ;


способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми

в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;


способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет

знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или
всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:


владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,

«исполнитель» и др.;


владение информационно-логическими умениями:





определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить

свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,

определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


владение основными

универсальными умениями информационного характера:

постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска;


структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


самостоятельное

создание

алгоритмов

деятельности

при

решении

проблем

творческого и поискового характера;


владение информационным моделированием как основным методом приобретения

знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель;


умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;



умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно

перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;


умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,

проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;


ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств

информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ;


фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание

графических объектов;


создание музыкальных и звуковых сообщений;


создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и

социальное взаимодействие;


поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды

деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию
и

применению

в

учебных,

учебно-проектных

и

социально-проектных

ситуациях,

формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах
и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной
школе отражают:


формирование информационной и алгоритмической культуры;



формирование представления о компьютере как универсальном устройстве

обработки информации;


развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;


развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной

деятельности в современном обществе;


развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;


знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими

структурами — линейной, условной и циклической;


формирование умений формализации и структурирования информации, умения

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы,
схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;


формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при

работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.

Тематическое планирование
№
п\п

Наименование разделов и Всего
тем
часов

1

Обработка текстовой
информации
Обработка информации в
PowerPoint
Решение логических задач
Защита проекта

2
3
Итого

12

Из них
Практические
работы
10

10

6

4

12

0

34 ч

15 ч

12
1
19ч

Теория

Примечания

2

Поурочное планирование
№
Наименование разделов и тем
урока
Раздел 1. Обработка текстовой информации (12 часов)
1
Инструктаж по ТБ. Компьютер – универсальная машина
для работы с информацией
2
Интерфейс текстового редактора
3
Ввод и редактирование текста. Проверка орфографии.
П.Р 1
4
Копирование, перемещение текста П.Р 2
5
Форматирование текста П.Р2
6
Использование стилей оформления ПР 4
7
Создание списков ПР 5
8
Создание таблиц ПР 6
9
Поиск и замена по тексту. ПР 7
10
Вставка символов, рисунков, объектов в текст. ПР. 8
11
Экспорт и печать документов ПР 9
12
Подготовка и верстка документа ПР 10
13
Создание презентаций и оперирование их
структурой
14
Интерфейс PowerPoint
15
Копирование и перемещение слайдов ПР 11
16
Мультимедиа: анимация ПР 12
17
Мультимедиа: звук, видео ПР13
18
Оформление презентации ПР 14
19
Навигационные компоненты, настройка показа
презентации
20
Создание презентации и составление доклада для защиты

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

итогового проекта. ПР 15
Создание презентации и составление доклада для защиты
итогового проекта ПР 15
Защита итогового проекта
Задачи на смекалку
Упорядочение элементов множеств
Закономерности
Взаимно однозначные соответствие
Взаимно однозначные соответствие
Логические выводы
Задачи о переправах
Задачи о разъездах
Задачи о переливаниях
Задачи о взвешиваниях
Арифметические и лингвистические задачи
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».