Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

УП_ ТНР_5.1_НОО_25-26

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Пионерская средняя общеобразовательная школа"

РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол № 5
от 28.08.2025г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора по учебной
работе
Васильева С.В.
приказ № 2808-1
от 28.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МКОУ "Пионерская СОШ"
Рычков Н.А
приказ № 2808-1
от 28.08.2025г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Вариант 5.1

п.Пионерский
Талицкий городской округ,
Свердловская область
2025г

Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
сформирован на основе Приказа Министерства просвещения РФ от 24
ноября
2022 г.
№ 1023
“Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья".
Учебный план является частью образовательной программы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Пионерская
средняя общеобразовательная школа и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21, методических рекомендаций
по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных
организациях МР 2.4.0331-23 от 10. 11 2023г.
Учебный год в Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение "Пионерская средняя общеобразовательная школа" начинается
01.09.2025 и заканчивается 26.05.2026.
Федеральный учебный план образовательных организаций Российской
Федерации (далее - Учебный план), реализующих ФАООП НОО для
обучающихся с ОВЗ ТНР (вариант 5.1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в
течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки
в течение дня составляет:
 для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз
в неделю -5 уроков;
 для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким
образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.
На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока
(академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену;
 использование «ступенчатого» режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);
 продолжительность выполнения домашних заданий составляет во
2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным
речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок
освоения ФАОП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием (дислалия; легкая степень
выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим
недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития различного генеза
(например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у
которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с
нарушениями чтения и письма.
Обязательные предметные области федерального учебного плана и
учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционноразвивающие курсы указано на одного обучающегося.
В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный
коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть

реализованы
во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы
обучающихся,
а
также
индивидуальных
потребностей
каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной
организации.
Образовательные
организации
предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения ФАОП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения ФАОП НОО должна позволять вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших ФАОП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения ФАОП НОО должна позволять вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку обучающихся с ТНР, освоивших ФАОП НОО, с учетом
структуры и степени выраженности дефекта. Специфические
(дисграфические и дислексические) ошибки учитываются следующим
образом: 3 однотипных ошибки приравниваются к одной.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы.
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является
достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при

реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые,
индивидуальные логопедические занятия).
В Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
"Пионерская средняя общеобразовательная школа"
языком обучения
является русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по
заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
При изучении предметов английский язык осуществляется деление
учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное
оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое
оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация
обучающихся за четверть
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по
четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных
отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет»
по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе
четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации
определяются «Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Пионерская
средняя общеобразовательная школа".
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная
область

Учебный
предмет/курс

Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
Математика

Технология
Физическая
культура
Итого

Количество часов в неделю
1а
1б
2а
2б
2я
3а
3б
3я
Обязательная часть
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
4
4

4а

4б

4я

5
4

5
4

5
4

0
4

0
4

2
4

2
4

2
4

2
4

2
4

2
4

2
4

2
4

2
4

Окружающий мир

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Основы
религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая
культура

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
3

1
1
3

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

1
1
2

23

23

23

0

0

0

0
23
34
782

0
23
34
782
2

0
23
34
782

21
21
22
22
22
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
элективный курс "Секреты финансовой
0
0
1
1
1
1
1
0
грамоты""
Итого
0
0
1
1
1
1
1
0
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
23
23
23
23
22
Количество учебных недель
33
33
34
34
34
34
34
34
Всего часов в год
693 693 782 782 782 782 782 748
Коррекционно-развивающие занятия с
учителем-логопедом и педагогомпсихологом

План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Пионерская средняя
общеобразовательная школа"
Учебные курсы
Разговоры о
важном
Спортивный
калейдоскоп
Функциональная
грамотность
Секреты русского
языка
Как хорошо уметь
читать
Смысловое чтение
Учимся решать
задачи
ИТОГО недельная
нагрузка

1а
1

1б
1

2а
1

Количество часов в неделю
2б
2я
3а
3б
3я
1
1
1
1
1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0
0

0
0

0
0

1
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
1

0
0

1

1

2

2

2

3

2

2

3

3

2

4а
1

4б
1

4я
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».