Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_информ. безоп._5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловская область
Талицкий ГО
МКОУ "Пионерская СОШ"

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УР и.о. Директора
________________________

________________________

Васильева С.В.
Рычков Н. А.
Приказ №3008-1 от «30»
Приказ №3008-1 от «30»
08.2023 г.
08.2023 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Информационная безопасность»
для обучающихся 5-6 классов

п. Пионерский 2023

Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности «Информационная
безопасность» в 5-6 классах написана на основании следующих нормативных
документов:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
•
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников";
•
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждённые постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28;
•
Устав Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения
«Пионерская
средняя
общеобразовательная
школа»
утверждённый распоряжением
Основными целями изучения курса «Информационная безопасность»
являются:
•
обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в
информационной культуре учащихся, повышения защищенности детей от
информационных рисков и угроз;
•
формирование навыков своевременного распознавания онлайнрисков (технического, контентного, коммуникационного, потребительского
характера и риска интернет-зависимости).
Задачи программы:
1.
сформировать общекультурные навыки работы с информацией
(умения, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием
цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием
информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых,
изобрази-тельных, аудио и видео);
2.
создать условия для формирования умений, необходимых для
различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы,
социальные сети и др.) с различными целями и ответственного отношения к
взаимодействию в современной информационно- телекоммуникационной
среде;
3.
сформировать знания, позволяющие эффективно и безопасно
использовать технические и программные средства для решения различных
задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов;

4.
сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность,
позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные
повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями,
предполагающими удовлетворение различных потребностей;
5.
сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого
поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и
Интернетом.
Общая характеристика учебного курса
Курс внеурочной деятельности «Информационная безопасность»
является важной составляющей работы с обучающимися, активно
использующими различные сетевые формы общения (социальные сети, игры,
пр.) с целью мотивации ответственного отношения к обеспечению своей
личной безопасности, безопасности своей семьи и своих друзей.
Место курса в учебном плане: Программа учебного курса рассчитана
на 34 учебных часа, из них 22 часа – учебных занятий, 9 часов – подготовка и
защита учебных проектов, 3 часа – повторение. На изучение курса внеурочной
деятельности «Информационная безопасность» отводится 1 час в неделю
Содержание программы
Содержание программы курса внеурочной деятельности соответствует
темам ООП ООО МКОУ «Пионерская СОШ» по учебным предметам
«Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности», расширяет их
за счет привлечения жизненного опыта обучающихся в использовании
всевозможных технических устройств (персональных компьютеров,
планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести ребенка в
цифровое пространство и корректировать его поведение в виртуальном мире.
Основное
содержание
программы
представлено
разделами
«Безопасность общения», «Безопасность устройств», «Безопасность
информации».
Каждый раздел курса внеурочной деятельности завершается
выполнением проектной работы по одной из тем, предложенных на выбор
учащихся и/или проверочного теста. Итоговая работа проводится в форме
проекта.
Раздел 1. «Безопасность общения»
Тема 1. Общение в социальных сетях и мессенджерах. 1 час
Социальная сеть. История социальных сетей. Мессенджеры. Назначение
социальных сетей и мессенджеров. Пользовательский контент.
Тема 2. С кем безопасно общаться в интернете. 1 час

Персональные данные как основной капитал личного пространства в
цифровом мире. Правила добавления друзей в социальных сетях. Профиль
пользователя. Анонимные социальные сети.
Тема 3. Пароли для аккаунтов социальных сетей. 1 час
Сложные пароли. Онлайн генераторы паролей. Правила хранения
паролей. Использование функции браузера по запоминанию паролей.
Тема 4. Безопасный вход в аккаунты. 1 час
Виды аутентификации. Настройки безопасности аккаунта. Работа на
чужом компьютере с точки зрения безопасности личного аккаунта.
Тема 5. Настройки конфиденциальности в социальных сетях. 1 час
Настройки приватности и конфиденциальности в разных социальных
сетях. Приватность и конфиденциальность в мессенджерах.
Тема 6. Публикация информации в социальных сетях. 1 час
Персональные данные. Публикация личной информации.
Тема 7. Кибербуллинг. 1 час
Определение кибербуллинга. Возможные причины кибербуллинга и как
его избежать? Как не стать жертвой кибербуллинга. Как помочь жертве
кибербуллинга.
Тема 8. Публичные аккаунты. 1 час
Настройки приватности публичных страниц. Правила ведения
публичных страниц. Овершеринг.
Тема 9. Фишинг. 2 часа
Фишинг как мошеннический прием. Популярные варианты
распространения фишинга. Отличие настоящих и фишинговых сайтов. Как
защититься от фишеров в социальных сетях и мессенджерах.
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов 3
часа
Раздел 2. «Безопасность устройств»
Тема 1. Что такое вредоносный код. 1 час
Виды вредоносных кодов. Возможности и деструктивные функции
вредоносных кодов.
Тема 2. Распространение вредоносного кода. 1 час
Способы доставки вредоносных кодов. Исполняемые файлы и
расширения вредоносных кодов. Вредоносная рассылка. Вредоносные
скрипты.
Способы выявления наличия вредоносных кодов на устройствах.
Действия при обнаружении вредоносных кодов на устройствах.
Тема 3. Методы защиты от вредоносных программ. 2 час

Способы защиты устройств от вредоносного кода. Антивирусные
программы и их характеристики. Правила защиты от вредоносных кодов.
Тема 4. Распространение вредоносного кода для мобильных
устройств. 1 час
Расширение вредоносных кодов для мобильных устройств. Правила
безопасности при установке приложений на мобильные устройства.
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов. 3
часа
Раздел 3 «Безопасность информации»
Тема 1. Социальная инженерия: распознать и избежать. 1 час
Приемы социальной инженерии. Правила безопасности при
виртуальных контактах.
Тема 2. Ложная информация в Интернете. 1 час
Цифровое
пространство
как
площадка
самопрезентации,
экспериментирования и освоения различных социальных ролей. Фейковые
новости.
Поддельные страницы.
Тема 3. Безопасность при использовании платежных карт в
Интернете. 1 час
Транзакции и связанные с ними риски. Правила совершения онлайн
покупок. Безопасность банковских сервисов.
Тема 4. Беспроводная технология связи. 1 час
Уязвимость Wi-Fi-соединений. Публичные и непубличные сети.
Правила работы в публичных сетях.
Тема 5. Резервное копирование данных. 1 час
Безопасность личной информации. Создание резервных копий на
различных устройствах.
Тема 6. Основы государственной политики в области
формирования культуры информационной безопасности. 2 час.
Доктрина национальной информационной безопасности. Обеспечение
свободы и равенства доступа к информации и знаниям. Основные направления
государственной
политики
в
области
формирования
культуры
информационной безопасности.
Выполнение и защита индивидуальных и групповых проектов. 3
часа
Повторение. Волонтерская практика. 3 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса
Предметные:
Обучающийся научится:
•
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов
в интернете;
•
безопасно использовать средства коммуникации,
•
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества,
•
безопасно использовать ресурсы интернета. Выпускник овладеет:
•
приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т.п.
Обучающийся получит возможность овладеть:
•
основами соблюдения норм информационной этики и права;
•
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
•
использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая
Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
•
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
•
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
•
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
•
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
•
составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
•
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
•
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;

•
находить достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
•
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
•
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
•
выделять явление из общего ряда других явлений;
•
определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
•
строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
•
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
•
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
•
критически оценивать содержание и форму текста;
•
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения учебного курса обучающийся сможет:
•
строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
•
критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
•
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
•
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
•
целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью

средств ИКТ;
•
выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
•
использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
•
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
•
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Личностные:
•
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам,
готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять выбор
виртуальных собеседников;
•
готовность и способность к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
•
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
•
сформированность понимания ценности безопасного образа
жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в информационно-телекоммуникационной среде.

Тематическое планирование 5 класс
№
Тема
Количество Характеристика основных видов
п/п
часов
деятельности
Тема 1. «Безопасность общения»
1
Общение в социальных 1
Выполняет базовые операции при
сетях и мессенджерах
использовании мессенджеров и
социальных сетей.
Создает свой образ в сети Интернет.
Изучает историю и социальную
значимость личных аккаунтов в
сети Интернет.
2

С кем безопасно общаться в
интернете

1

3

Пароли для аккаунтов
социальных сетей

1

4

Безопасный вход в аккаунты 1

5

Настройки
конфиденциальности
социальных сетях

1
в

6

Публикация информации в
социальных сетях

1

7

Кибербуллинг

1

8

Публичные аккаунты

1

Руководствуется в общении
социальными ценностями и
установками коллектива и
общества в целом. Изучает правила
сетевого общения.
Изучает основные понятия
регистрационной информации и
шифрования. Умеет их
применить.
Объясняет причины использования
безопасного входа при работе на
чужом устройстве.
Демонстрирует устойчивый навык
безопасного входа.
Раскрывает причины установки
закрытого
профиля.
Меняет
основные настройки приватности в
личном профиле.
Осуществляет поиск и использует
информацию, необходимую для
выполнения
поставленных задач.
Реагирует на опасные ситуации,
распознает провокации и попытки
манипуляции со
стороны виртуальных
собеседников.
Решает экспериментальные задачи.
Самостоятельно создает источники
информации разного типа и для
разных аудиторий, соблюдая
правила информационной
безопасности.

9-10

Фишинг

2

Выполнение и защита
индивидуальных и
групповых проектов
Тема 2. «Безопасность устройств»
14
Что такое вредоносный
код?

3

15

Распространение
вредоносного кода

1

16-17

Методы защиты от
вредоносных программ
Распространение
вредоносного кода для
мобильных устройств

2

Выполнение и защита
индивидуальных и
групповых проектов

3

11-13

18

19-21

1

1

Тема 3 «Безопасность информации»
22
Социальная инженерия:
1
распознать и избежать

23

Ложная информация в
Интернете

1

Анализ проблемных ситуаций.
Разработка кейсов с примерами из
личной жизни/жизни знакомых.
Разработка и распространение чеклиста (памятки) по
противодействию
фишингу.
Самостоятельная работа.

Соблюдает технику безопасности
при эксплуатации компьютерных
систем.
Использует инструментальные
программные средства и сервисы
адекватно задаче.
Выявляет и анализирует (при
помощи чек-листа) возможные
угрозы информационной
безопасности объектов.
Изучает виды антивирусных
программ и правила их установки.
Разрабатывает презентацию,
инструкцию по обнаружению,
алгоритм установки приложений на
мобильные устройства для
учащихся более младшего возраста.
Умеет работать индивидуально и в
группе. Принимает позицию
собеседника, понимая
позицию другого, различает в его
речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории.
Находит нужную информацию в
базах данных, составляя запросы на
поиск.
Систематизирует получаемую
информацию в процессе поиска.
Определяет возможные источники
необходимых сведений,
осуществляет поиск информации.

24

Безопасность при
использовании платежных
карт в Интернете

1

25

Беспроводная технология
связи

1

26

Резервное копирование
данных
Основы государственной
политики в области
формирования культуры
информационной
безопасности

1

Выполнение и защита
индивидуальных и
групповых проектов
Повторение. Волонтерская
практика
Итого:

3

27-28

29-31

32-34

2

Отбирает и сравнивает материал по
нескольким источникам.
Анализирует и оценивает
достоверность информации.
Приводит примеры рисков,
связанных с совершением онлайн
покупок (умеет
определить источник риска).
Разрабатывает возможные варианты
решения ситуаций, связанных с
рисками использования платежных
карт в Интернете.
Используя различную информацию,
определяет понятия. Изучает
особенности и стиль
ведения личных и публичных
аккаунтов.
Создает резервные копии.
Умеет привести выдержки из
законодательства РФ:
- обеспечивающего конституционное
право на поиск, получение и
распространение информации;
отражающего правовые аспекты
защиты киберпространства.
Самостоятельная и групповая
работа по созданию продукта
проекта

3
34 часа

Тематическое планирование 6 класс
№
Тема
Количество Характеристика основных видов
п/п
часов
деятельности
Тема 1. «Общие сведения о безопасности ПК и Интернета»
1
Как устроены компьютер 1
Выполняет базовые операции при
и Интернет.
использовании мессенджеров и
социальных сетей. Создает свой
образ в сети Интернет. Изучает
историю и социальную значимость
личных аккаунтов в сети Интернет.

2

Как работают мобильные 1
устройства. Угрозы для
мобильных устройств

3

Защита
данных.

4

Компьютерная
и 1
информационная
безопасность.
Основные
угрозы
безопасности
информации
ПР №1 «Создание газеты
1
«Безопасность в Интернете»

5

персональных 1

Тема 2. «Техника безопасности и экология»
6
Правила поведения в
1
компьютерном кабинете.
7

Компьютер и мобильные 1
устройства в чрезвычайных
ситуациях

8

Компьютер и зрение.
1
Воздействие радиоволн на
здоровье и окружающую
среду

9

Комплекс упражнений при 1
работе за компьютером.
Гигиена при работе с ПК.

ПР №2 «Создание буклета
1
«Техника безопасности при
работе с компьютером»
Тема 3. «Проблемы Интернет – зависимости»
11
ЗОЖ и компьютер.
1
Деструктивная информация
в Интернете как ее избежать.
10

Руководствуется
в
общении
социальными
ценностями
и
установками коллектива и общества
в целом. Изучает правила сетевого
общения.
Изучает
основные
понятия
регистрационной информации и
шифрования. Умеет их
применить.
Объясняет причины использования
безопасного входа при работе на
чужом устройстве. Демонстрирует
устойчивый навык безопасного
входа.
Раскрывает причины установки
закрытого
профиля.
Меняет
основные настройки приватности в
личном профиле.
Осуществляет поиск и использует
информацию, необходимую для
выполнения поставленных задач.
Реагирует на опасные ситуации,
распознает провокации и попытки
манипуляции
со
стороны
виртуальных собеседников.
Решает экспериментальные задачи.
Самостоятельно создает источники
информации разного типа и для
разных
аудиторий,
соблюдая
правила
информационной
безопасности.
Анализ проблемных ситуаций.
Разработка кейсов с примерами из
личной жизни/жизни знакомых.
Разработка и распространение чеклиста
(памятки)
по
противодействию фишингу.
Самостоятельная работа.

Соблюдает технику безопасности
при эксплуатации компьютерных
систем.

Использует инструментальные
программные средства и сервисы
адекватно задаче.
12
Психологическое
1
Выявляет и анализирует (при
воздействие информации на
помощи чек-листа) возможные
человека. Управление
угрозы
информационной
личностью через сеть
безопасности объектов.
13
Интернет и компьютер
1
Изучает
виды
антивирусных
зависимость (аддикция).
программ и правила их установки.
14
Как развивается
1
Разрабатывает презентацию,
зависимость. Типы интернет
инструкцию по обнаружению,
– зависимости.
алгоритм установки приложений на
мобильные устройства для
учащихся более младшего возраста.
15
ПР №3 «Создание
1
Умеет работать индивидуально и в
мультимедийной
группе. Принимает позицию
презентации «ПК и ЗОЖ.
собеседника, понимая позицию
Организация рабочего
другого, различает в его речи:
места».
мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории.
Тема 4. «Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы»
16
Вирусы человека и
1
Находит нужную информацию в
компьютера, цели
базах данных, составляя запросы на
компьютерных вирусов.
поиск.
Систематизирует
Типы вирусов
получаемую
информацию
в
процессе поиска.
17
Отличия вирусов и закладок. 1
Определяет возможные источники
Как распространяются
необходимых сведений,
вирусы. ПР №4 «Создание
осуществляет поиск информации.
презентации на тему
Отбирает и сравнивает материал по
«Разновидности вирусов.
нескольким источникам.
Черви трояны, скрипты»
Анализирует и оценивает
достоверность информации.
18
Что такое антивирусная 1
Приводит примеры рисков,
защита.
Как
лечить
связанных с совершением онлайн
компьютер
покупок (умеет определить
источник риска). Разрабатывает
возможные варианты решения
ситуаций, связанных с рисками
использования платежных карт в
Интернете.
19
Антивирусные программы
1
Самостоятельная работа
для ПК. Выявление
неизвестных вирусов. ПР

№5 «Установка
антивирусной программы».
20
Меры личной безопасности
1
Создает резервные копии.
при сетевом общении.
Настройки приватности в
социальных сетях.
Тема 5. «Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления»
21
Виды интернет –
1
Осуществляет поиск и использует
мошенничества.
информацию, необходимую для
Мошеннические действия в
выполнения поставленных задач.
сети.
22
Предложения о
1
Используя различную информацию,
разблокировании программ.
определяет понятия. Изучает
Ложные антивирусы.
особенности и стиль ведения
личных и публичных аккаунтов.
23
«Легкий
заработок
в 1
Разрабатывает
презентацию,
Интернете».
инструкцию
по
обнаружению,
Мошенничество при
алгоритм установки приложений на
распространении
мобильные
устройства
для
«бесплатного» ПО.
учащихся более младшего возраста.
Азартные игры. Онлайн –
казино
24
Технологии
1
Решает экспериментальные задачи.
манипулирования в
Самостоятельно создает источники
Интернете. Техника
информации разного типа и для
безопасности при интернет –
разных
аудиторий,
соблюдая
общении
правила
информационной
безопасности.
25
ПР №6 «Доклад на тему:
1
Самостоятельная работа
«Правила поведения в сети с
мошенниками и
злоумышленниками».
Тема 6. «Сетевой этикет. Психология и сеть»
26
Что такое этикет. Виды 1
Осуществляет поиск и использует
этикета
информацию, необходимую для
выполнения поставленных задач.
27
Сетевой этикет. Общие
1
Реагирует на опасные ситуации,
правила сетевого этикета.
распознает провокации и попытки
Этикет и безопасность
манипуляции
со
стороны
виртуальных собеседников.
28
Безопасная работа в сети в 1
Определяет возможные источники
процессе
сетевой
необходимых сведений,
коммуникации
осуществляет поиск информации.
Отбирает и сравнивает материал по
нескольким источникам.

29

30

Психологическая обстановка 1
в Интернете. Если вы стали
жертвой компьютерной.
Агрессии.
ПР №7 «Выпуск
1
видеоролика на тему «Как
не испортить себе
настроение при общении в
Сети и не опуститься до
уровня «веб – агрессора».

Анализирует и оценивает
достоверность информации.
Используя различную информацию,
определяет
понятия.
Изучает
особенности и стиль ведения
личных и публичных аккаунтов.
Самостоятельная работа

Тема 7. «Государственная политика в области кибербезопасности»
31
Собственность в Интернете. 1
Решает экспериментальные задачи.
Авторское право.
Самостоятельно создает источники
Интеллектуальная
информации разного типа и для
собственность.
разных
аудиторий,
соблюдая
правила
информационной
безопасности
32
Платная и бесплатная
1
Разрабатывает презентацию,
информация. Защита прав
инструкцию по обнаружению,
потребителей при
алгоритм установки приложений на
использовании услуг
мобильные устройства для
Интернет
учащихся более младшего возраста.
33
Как расследуются
1
Находит нужную информацию в
преступления в сети.
базах данных, составляя запросы на
Ответственность за интернет
поиск.
Систематизирует
– мошенничество
получаемую
информацию
в
процессе поиска.
34
ПР№8 «Создание
1
Самостоятельная работа
презентации «Как уберечь
свою персональную
информацию в Интернете,
если вы общаетесь в
социальных сетях».
Итого:
34 часа

Требования к содержанию итоговых проектно-исследовательских
работ
Критерии содержания текста проектно-исследовательской работы
1.
Во введении сформулирована актуальность (личностная и
социальная значимость) выбранной проблемы. Тема может быть
переформулирована, но при этом четко определена, в необходимости
исследования есть аргументы.
2.
Правильно составлен научный аппарат работы: точность
формулировки проблемы, четкость и конкретность в постановке цели и задач,
определении объекта и предмета исследования, выдвижении гипотезы.
Гипотеза сформулирована корректно и соответствуют теме работы.
3.
Есть планирование проектно-исследовательской деятельности,
корректировка ее в зависимости от результатов, получаемых на разных этапах
развития проекта. Дана характеристика каждого этапа реализации проекта,
сформулированы задачи, которые решаются на каждом этапе, в случае
коллективного проекта – распределены и выполнены задачи каждым
участником, анализ ресурсного обеспечения проекта проведен корректно.
4.
Используется и осмысляется междисциплинарный подход к
исследованию и проектированию и на базовом уровне школьной программы,
и на уровне освоения дополнительных библиографических источников.
5.
Определён объём собственных данных и сопоставлено
собственное проектное решение с аналоговыми по проблеме. Дан анализ
источников и аналогов с точки зрения значимости для собственной проектноисследовательской работы, выявлена его новизна, библиография и интернет
ресурсы грамотно оформлены.
6.
Соблюдены нормы научного стиля изложения и оформления
работы. Текст работы должен демонстрировать уровень владения научным
стилем изложения.
7.
Есть оценка результативности проекта, соотнесение с
поставленными задачами. Проведена оценка социокультурных и
образовательных последствий проекта на индивидуальном и общественном
уровнях.
Критерии презентации проектно-исследовательской работы (устного
выступления).
1.
Демонстрация коммуникативных навыков при защите работы.
Владение риторическими умениями, раскрытие автором содержание работы,
достаточная осведомленность в терминологической системе проблемы,
отсутствие стилистических и речевых ошибок, соблюдение регламента.
2.
Умение чётко отвечать на вопросы после презентации работы.

Умение создать качественную презентацию. Демонстрация
умения использовать IT-технологии и создавать слайд презентацию на
соответствующем его возрасту уровне.
4.
Умение оформлять качественный презентационный буклет на
соответствующем его возрасту уровне.
5.
Творческий подход к созданию продукта, оригинальность,
наглядность, иллюстративность. Предоставлен качественный творческий
продукт (макет, программный продукт, стенд, статья, наглядное пособие,
литературное произведение, видеоролик, мультфильм и т.д.).
6.
Умение установить отношения коллаборации с участниками
проекта, наметить пути создания сетевого продукта. Способность намечать
пути сотрудничества на уровне взаимодействия с членами кружка или секции,
проявление в ходе презентации коммуникабельности, благодарности и
уважения по отношению к руководителю, консультантам, умение четко
обозначить пути создания сетевого продукта.
7.
Ярко выраженный интерес к научному поиску, самостоятельность
в выборе проблемы, пути ее исследования и проектного решения.
3.

Список литературы.
1.
Бабаш, А.В. Информационная безопасность. Лабораторный
практикум: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. —
М.: КноРус, 2016. — 136 c.
2.
Гафнер, В.В. Информационная безопасность: Учебное пособие /
В.В. Гафнер. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 324 c.
3.
Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита
информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. —
Ст. Оскол: ТНТ, 2017. — 384 c.
4.
Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский
и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.:
ЮНИТИ- ДАНА, 2016. — 239 c.
5.
Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский
и зарубежный опыт. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».
Гриф НИИ образования и науки. / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.:
ЮНИТИ, 2016. — 239 c.
6.
Запечников, С.В. Информационная безопасность открытых
систем. В 2-х т. Т.1 — Угрозы, уязвимости, атаки и подходы к защите / С.В.
Запечников, Н. Г. Милославская. — М.: ГЛТ, 2017. — 536 c.
7.
Запечников, С.В. Информационная безопасность открытых
систем. В 2-х т. Т.2 — Средства защиты в сетях / С.В. Запечников, Н.Г.
Милославская, А.И. Толстой, Д.В. Ушаков. — М.: ГЛТ, 2018. — 558 c.
8.
Малюк, А.А. Информационная безопасность: концептуальные и
методологические основы защиты информации / А.А. Малюк. — М.: ГЛТ,
2016. — 280 c.
9.
Партыка, Т.Л. Информационная безопасность: Учебное пособие /
Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — М.: Форум, 2016. — 432 c.
10.
Петров, С.В. Информационная безопасность: Учебное пособие /
С.В. Петров, И.П. Слинькова, В.В. Гафнер. — М.: АРТА, 2016. — 296 c.
11.
Семененко, В.А. Информационная безопасность: Учебное пособие
/ В.А. Семененко. — М.: МГИУ, 2017. — 277 c.
12.
Чипига, А.Ф. Информационная безопасность автоматизированных
систем / А.Ф. Чипига. — М.: Гелиос АРВ, 2017. — 336 c


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».